Олимпийская чемпионка Светлана Журова: Олимпийский комитет России превратился в турагентство

Читати цю новину російською мовою
Олимпийская чемпионка Светлана Журова: Олимпийский комитет России превратился в турагентство
Не успела российская сборная вернуться домой, как полетели головы. А на президентском Совете в числе причин катастрофы на Играх называли и повальную коррупцию, и некомпетентность чиновников…

Свой взгляд на то, как надо очищать российский спорт от скверны, в интервью газете «Комcомольская правда» высказала олимпийская чемпионка Турина-2006, вице-спикер Госдумы Светлана Журова.

ГЛАВОЙ ОКР ДОЛЖЕН СТАТЬ ЧЕМПИОН?

 — Скоро стартуют выборы президента Олимпийского комитета России. Чьи идеи вам близки?

 — Я еще ничьих идей не слышала. Насколько я понимаю, никто еще даже не подал заявку.

 — Кстати, вас называли в числе потенциальных кандидатов. Думали об участии в выборах?

 — Я считаю, что президент ОКР — это такая должность, что одного твоего желания мало. Вокруг тебя должна объединиться какая-то группа людей. Со мной никто не разговаривал. Поэтому на данный момент времени я никуда не собиралась.

 — Многие, в частности тренер Ирина Винер, считают, что лучший кандидат  — это Михаил Прохоров…

 — Пока он свою кандидатуру не выставил, говорить рано. Тут важен один нюанс: тот человек, который будет избран на пост президента ОКР, должен будет в ближайшее время баллотироваться в члены Международного олимпийского комитета. Потому что нам крайне важно иметь там своего четвертого представителя. Сейчас россиян в МОК трое. Но Саша Попов избирался от комиссии спортсменов, и он не постоянный член МОК. Виталий Смирнов через несколько лет  станет почетным членом МОК из-за ограничений по возрасту, и у России в центральном органе олимпийского движения останется только один Шамиль Тарпищев. Поэтому при выборе кандидата надо учитывать: а выберет ли его международное сообщество? Будет ли это Прохоров или кто-то другой… Думаю, у олимпийских чемпионов шансов попасть в МОК больше.

 — С чего новый глава ОКР должен начинать реформы?

 — Во-первых, надо понять: зачем ОКР нужен? В нынешней ситуации он выполняет функции туристического агентства: раз в два года экипировать спортсменов, привезти их на Игры и обеспечить их пребывание там. Исходя из своих полномочий, ОКР сейчас не может отвечать за результаты Олимпиады.

 — То есть мы переоценили роль президента Олимпийского комитета?

 — Конечно. От него и четыре года назад ничего не зависело, по крайней мере в результатах спортсменов.

НАЗАД В СССР

 — На президентском Совете Дмитрий Медведев упрекал чиновников, что они не могут поделить зоны ответственности в отношениях министерства, федераций, ОКР и территорий.

 — Почему бы не вернуться к опыту Советского Союза, когда за спорт высших достижений отвечал Олимпийский комитет? Давайте передадим эти полномочия ОКР, и тогда все будет понятно. За спорт высших достижений мы спрашиваем с Олимпийского комитета. А за массовый и детский спорт — с министерства. А сейчас мы все мешаем в одну кашу, и концов не найдешь. Что касается федераций, то, я считаю, государство должно их субсидировать. Но надо прописывать и результат, чтобы был ясен критерий использования бюджетных денег. Я знаю, глава Федерации стрелкового спорта Владимир Лисин уже заявил, что согласен часть бюджетных денег вернуть обратно, если у его спортсменов не будет результата.

ФИКТИВНЫЕ КОНКУРСЫ

 — По поводу денег: ОКР и федерации утверждают, что они от государства средств не получали. В то же время Мутко заверяет, что 90 процентов федераций живут за казенный счет, и мы сто с лишним миллионов долларов вкачали в подготовку к Ванкуверу…

 — Ни в одной стране мира так не размывается ответственность, как у нас. Дело в том, что федерации на свои счета денег действительно не получают. Все, что им нужно, они вписывают в единый календарный план, он утверждается министерством. Допустим, федерация говорит: нам нужно провести столько-то сборов и соревнований. Этот план оплачивается Министерством спорта. Если это какой-нибудь этап Кубка мира за рубежом, то материально ответственный тренер получает валюту и оплачивает пребывание спортсменов за границей, а по приезде отчитывается за израсходованные деньги. Если речь идет о чемпионате России, то по безналичному расчету деньги перечисляются в тот регион, где проводится турнир. Федерация говорит: мы по факту эти деньги не получаем. Как вы считаете, получают они эти деньги или нет?

 — Формально — нет.

 — В том-то и дело. Получается, что Счетной палате в федерациях проверять даже нечего. Они не бюджетополучатели.

 — Спикер Госдумы Борис Грызлов  говорил, что коррупция пронизала все сферы. От проверок Счетной палаты ждете громких разоблачений?

 — Если мы говорим о коррупции, то надо иметь доказательную базу, схватить кого-то за руку. Допустим, как столичного спортивного чиновника, который погорел на откате в 800 тысяч рублей. Все остальное — обвинения в воздух. Я не думаю, что Счетная палата увидит коррупционную составляющую. Она может обнаружить неэффективное использование денег и подсказать, как было бы лучше сделать, исходя из того, какой результат мы хотели получить. Если есть коррупция в спорте, то совершенно в другом месте. Она возникает при проведении конкурсов. Сейчас парадокс в том, что для того, чтобы потратить деньги эффективно, нам приходится проводить фактически фиктивные конкурсы.

 — Каким образом?

 — Допустим, надо провести чемпионат мира по конькам или фигурному катанию. Мы все знаем, что лучше всего сборной ехать на спортивную базу «Новогорск», которая для этого специально предназначена. Но надо проводить конкурс. А на него может выйти директор фирмы «Рога и копыта» и сказать: «Я дам условия дешевле и лучше». И он может выиграть конкурс, если кто-то неудачно составит конкурсное задание. Причем неизвестно, коррупционно он выиграл, честно или просто демпинговал. Эта тайна покрыта мраком…

 — Понятно, об откатах у нас слышал каждый, но что с этим делать?

 — Я сказала президенту на госсовете, что календарный план должен быть завязан на единого поставщика. Тогда коррупционная составляющая будет значительно меньше.

 — Что такое единый поставщик?

 — Это зарекомендовавшая себя компания, с которой министерство заключит договор. Если есть единый поставщик, ты знаешь, с кого спросить. Потому что в министерстве есть руководитель, который выбрал этого поставщика. Компания оказалась обманщиком — и ее, и безответственного сотрудника министерства можно наказать деньгами.

АНТИДОПИНГОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ — ЗОЛОТАЯ ЖИЛА

 — По телевидению показывали фильм Аркадия Мамонтова. Он показал документы, согласно которым рядовой сотрудник антидопинговой лаборатории получает около 270 тысяч рублей, а директор — более 600 тысяч. Откуда эти деньги?

 — Насколько я понимаю, это деньги налогоплательщиков. Антидопинговая лаборатория создавалась по такому же принципу, как наши госкорпорации. Это вроде и государственная структура, и в то же время не государственная. Поэтому они назначают себе такие зарплаты. Я могу сказать, что зарплата депутата в несколько раз меньше.

У Дениса Панкратова (олимпийский чемпион по плаванию. — Прим. авт.), который в министерстве курирует спорт высших достижений, зарплата не превышает 30 тысяч. А почему-то у директора антидопинговой лаборатории — 600 тысяч в месяц. Вопрос: кто в нашей стране важнее? Для меня, например, этот факт возмутительный!

 — У вас не возникло желания послать депутатский запрос, разобраться, откуда ноги растут?

 — Я об этом факте узнала вчера из передачи. В ближайшее время буду встречаться со Степашиным и разговаривать на эту тему. Потому что мне тоже очень хочется знать, что с этим делать. Тем более когда это стало известно общественности. Людям это точно не понравится.

НАШИ ЧЕМПИОНЫ ПРОДАЮТ СЕБЯ ЗАДЕШЕВО

 — Насколько у нас оптимальна система материального стимулирования спортсменов? Олимпийские чемпионы у нас получают хорошо — призовые, машины, квартиры…

 — Один раз в четыре года.

 — А что потом?

 — Наших спортсменов упрекают: «Чего вы жалуетесь, вы миллионеры, вам платят по 100 тысяч евро за медаль!» Для сравнения: в Канаде получают 13 тысяч, в США — 20. Но не надо забывать, что тот человек, который выигрывает в этих странах олимпийскую медаль, получает сумасшедшие рекламные контракты. Зачем государству тратить бюджетные деньги, если они знают, что этот спортсмен обеспечен на всю оставшуюся жизнь? К сожалению, в России чемпион живет только на те деньги, которые ему дадут за победу. На те самые 100 тысяч и машину, которую он спустя некоторое время начнет продавать. Квартиры дают не всем и не всегда. Знаете, какую зарплату получает спортсмен сборной?

 — Нет.

 — Вы будете смеяться. Восемь тысяч рублей спортсмен получает по трудовому договору с Центром олимпийской подготовки сборных команд и еще 15 тысяч составляет президентская стипендия, но только для тех, кто ее заслужил по итогам года.

 — А спонсоры?

 — В Америке они стоят в очередь к спортсмену, в России — нет. Расскажу про конькобежный спорт. Наши ребята уже много лет бегают, обклеенные рекламой. У каждого спортсмена есть на комбинезоне два рекламных места, которыми они сами могут распоряжаться. Площадь надписи — 200 миллиметров. Мне обидно, что ни одна компания в России не захотела, чтобы ее название мелькало на чемпионатах мира и Кубках мира. Ребята рекламируют корейские фирмы, стоит это корейцам смешные деньги — всего 2,5 тысячи долларов в год.

 — Канадцы и англичане запустили к своим Играм успешные олимпийские программы. Канада в Ванкувере выиграла общий зачет. Британия в Афинах имела всего 19 медалей, а в Пекине — уже 47. Можем ли мы эти программы скопировать для Сочи-2014?

 — Во-первых, хочется верить, что такая программа уже существует в недрах министерства. И будет разумно, если в середине бюджетного года депутаты в экстренном порядке пропишут отдельной строкой в бюджете Федеральную целевую программу «Сочи-2014». Нужно ли нам привлекать иностранцев в подготовке к Сочи? Однозначно да, но надо понимать, на какие роли. Мне кажется, оптимальным был баланс в заявочном комитете «Сочи-2014», который и выиграл право проведения зимней Олимпиады для России. Иностранные консультанты оказывали серьезную помощь, но на ключевых ролях были россияне. Если поставить у руля иностранную команду, ситуация может выйти из-под контроля. Они не знакомы с нашими реалиями. И в конечном счете у них нет кровной заинтересованности в успехе. Были случаи, когда иностранцы просто саботировали те или иные проекты, чтобы подольше получать огромные зарплаты.

Источник: Власти.нет

  • 60
  • 01.04.2010 07:59

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода