Теракт в Московском метро можно было предотвратить

Читати цю новину російською мовою
Теракт в Московском метро можно было предотвратить
Итак, исполнители и организаторы московских и кизлярских терактов установлены. Обстоятельства их подготовки и совершения прояснены. Круг пособников террористов определен. Означает ли это, что российские спецслужбы работают эффективно?

Итак, исполнители и организаторы московских и кизлярских терактов установлены. Обстоятельства их подготовки и совершения прояснены. Круг пособников террористов определен. Об этом сообщил директор ФСБ Александр Бортников, добавив, что с начала года в России предотвращено 10 терактов, изъято 150 кг взрывчатых веществ и 100 взрывных устройств, арестованы 170 человек.

Означает ли это, что российские спецслужбы работают эффективно? Пожалуй, что нет. Мы говорим об эпизоде, который в лучшем случае демонстрирует возможности системы. А процесс, называемый работой и оцениваемый как работа (эффективная или нет), состоит из десятков эпизодов.

Пакостность эпизода заключается еще и в том, что разрушить репутацию он может запросто, а восстановить – ни за что.

Совершенно не важно, сколько терактов «в штуках» удалось предотвратить спецслужбам, если им не удалось предотвратить ВСЕ. Если свыше 700 терактов за год происходит на Северном Кавказе, а за несколько дней взрывы уносят жизни людей в Москве, Дагестане и Ингушетии, информация о том, сколько раз органы были на высоте, говорит, наверное, лишь об их возможностях, но не об эффективности работы.

Вероятно, что ни в Москве, ни в Кизляре эти возможности не были задействованы.

Если у органов есть возможность в краткие сроки (имена смертниц мы знали еще неделю назад) восстановить картину теракта, назвать виновных, начать розыск или операцию по ликвидации, значит, и возможность предотвратить теракты у них была. Что ситуация в развитии, что ситуация пост-фактум реконструируются по одним и тем же источникам одними и теми же людьми.

Я с удивлением обнаружил, например, что правоохранительные органы располагали информацией о «черной вдове» Дженнет Абдуллаевой. После того, как муж Абдуллаевой Умалат Магомедов был убит, ее досье перестало быть «просто информацией». Оно давало возможность предотвратить теракт. Этой возможностью, видимо, не воспользовались, и люди погибли.

Я с интересом узнал из репортажа на федеральном ТВ, что семья Марьям Шариповой, одной из «московских» смертниц, уже несколько лет находится под наблюдением правоохранительных органов. Мне решительно не понятно, что подразумевается под «наблюдением». Ежемесячный пересчет Шариповых в родном селе ответственным сотрудником? Или регулярно обновляемая информация о том, чем день за днем занимается тот или иной Шарипов? Первый вариант – это не наблюдение, а имитация бурной деятельности. Второй вариант – это, опять же, возможность предотвратить теракт.

Этой возможностью, опять же, получается, не воспользовались. Сложно понять, как человек из находящейся под наблюдением «группы риска» может сняться с места, перебраться в столицу, надеть на себя пояс со взрывчаткой, зайти в метро.

В эти дни в Дагестане МВД предположительно блокирует банду Магомедали Вагабова, мужа Марьям Шариповой. Два боевика уже уничтожены. Спецслужбам уже сегодня следовало бы начать сбор информации об их родственниках. Не потому, что их надо наказать, как предлагают некоторые политики. А потому, что это возможность предотвратить теракт.

Александр Бортников ничего не говорит об этом напрямую, прячась за громоздкими конструкциями вроде «необходимости выработать дополнительные меры оперативного нормативно-правового и организационного характера, направленные на повышение эффективности совместных действий по обеспечению безопасности граждан от возможных террористических угроз».

Если бы люди не погибали в метро – бог бы с ним, пусть бы прятался…

Автор: Станислав Минин — обозреватель, «Независимая газета»

Источник: Власти.нет

  • 47
  • 15.04.2010 11:50

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода