Нарушил ли Янукович Конституцию?… разбор «харьковских полетов» сделан для украинцев. Хохлам не читать.!

Читати цю новину російською мовою
Нарушил ли Янукович Конституцию?… разбор «харьковских полетов» сделан для украинцев. Хохлам не читать.!
Аппетиты РФ велики: она зарится на ОПЗ и «Укртелеком», АНТК им.Антонова и «Мотор Січ», «Южмаш» и КБ «Южное», список можно продолжить. Так что вам еще повезло, снова слышим мы. Потому что «хотя бы отст

Нижеследующий разбор «харьковских полетов» сделан для украинцев.  Хохлам можно не читать.

Нарушил ли Янукович Конституцию?

Точную оценку правомочности соглашений, увенчанных автографами Медведева и Януковича, мог (и должен был) дать Конституционный суд. В феврале текущего года, в самый канун выселения с Банковой, Ющенко обратился в КС с просьбой растолковать нормы Основного Закона, касающиеся пребывания на территории Украины иностранных военных баз.

Их размещение на территории страны запрещено 7-й частью 17 статьи Конституции. С другой стороны, 14 пункт переходных положений гласит: «Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных воинских формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой». Именно эта норма позволила в 1997-м продлить срок пребывания ЧФ до 2017-го. Споры о том, будет ли противоречить Конституции возможная пролонгация, не утихали последние пять лет. Но Виктор Андреевич отчего-то лишь в последние дни своего выдающегося президентства обратился за соответствующим разъяснением. Несколько дней спустя аналогичный вопрос к членам Конституционного суда адресовала группа из 50 депутатов.

Спрогнозировать ответ жрецов храма законности было, увы, несложно. Уже в начале марта, сразу после инаугурации Януковича, появилась информация, что КС (демонстрирующий невероятную чуткость к прихотям властей), скорее всего, уйдет от ответа. Так и случилось.

20 апреля орган конституционной юрисдикции отказал в открытии производства и действующим нардепам, и бывшему главе государства. Сославшись на то, что КС уполномочен лишь толковать Конституцию. А безграмотные челобитчики подняли вопрос «о практическом применении норм Основного Закона Украины в будущем, что фактически является консультацией о правоприменении». Отметим, впрочем, что подобный, «технический», отказ сохраняет возможность для повторного обращения в данный орган.

Нормативистский подход к «пакту Медведева—Януковича» позволяет говорить о его формальной правомочности. Во-первых, соглашение 1997-го предусматривало, что срок действия договора будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не уведомит письменно другую о прекращении действия документа не позднее, чем за один год до истечения срока его действия. Что подразумевает законность возможной пролонгации. Во-вторых, документы, подписанные в Харькове, предполагают не заключение новых соглашений, а лишь продление действующих, и предусматривают ратификацию договоренностей парламентами обеих стран. Так что требования переходных положений Конституции формально соблюдены. В-третьих, Конституция допускает лишь временное пребывание иностранных войск на территории Украины, а в договоренностях обусловлен срок базирования. Так что и это условие вроде как соблюдено.

С формально-логической точки зрения можно придраться к некоторым деталям. Во-первых, харьковские договоренности продлевают срок действия всех трех соглашений, подписанных в мае 1997-го. Строго юридически это не вполне грамотно. Ключевое соглашение о статусе и условиях пребывания ЧФ действительно содержит не только строгие процедуры, но и четкие сроки. В соглашении о параметрах раздела лишь используются сроки, указанные в соглашении о статусе. А соглашение о взаимных расчетах вообще не предполагает никаких определенных сроков, оно действует до завершения предусмотренных условий. Автоматически продлевать сроки всех трех документов в одном договоре — деяние странное и далеко не безукоризненное с правовой точки зрения.

Еще более странно для юриста в данном конкретном случае выглядит формулировка «стороны продлевают». Тем более за семь лет до истечения срока действия договора. Боимся ошибиться, но речь, судя по всему, идет о новинке в международной договорной практике. Можно было зафиксировать добровольный отказ сторон от одностороннего права прекращения действия соглашения о статусе и условиях пребывания. Можно было записать, что соглашение о статусе «действует до 2042-го». Но ни один из этих, более корректных вариантов не был использован. Почему? Возможно, торопились. Возможно, не хотели, чтобы новые договоренности воспринимались как ревизия (пускай и формальная) договоренностей старых. А так … Продлили и продлили. Есть кому оспорить безукоризненность подобной формулировки?

Систематическое неисполнение россиянами целого ряда обязательств, закрепленных в соглашениях 1997-го (о чем «ЗН» неоднократно писало), давало Украине формальный повод требовать их пересмотра. За истекшие 11 лет накопилась масса вопросов, решить которые можно и нужно было только путем педантичного уточнения договора. Но устроителям харьковского шоу было не до этого.

А что касается конституционности… Увы, в Основном Законе не записано требование иметь национальную гордость и не содержится запрет торговать будущим.

Зачем этот договор России?

Российское руководство, дипломаты, эксперты не только не скрывают, но и всячески подчеркивают, что в экономическом плане подписанное с Украиной соглашение — «тяжелое» для России и ложится бременем на федеральный бюджет, то есть на российского налогоплательщика. А российские СМИ пестрят заголовками вроде «Россия — сырьевой придаток Украины». Почему же тогда Москва пошла на новые договоренности с Киевом, если условия газовых соглашений 2009 г., подписанных с Тимошенко, ее более чем устраивали?

Как для зарубежных партнеров, так и для внутрироссийского потребления приводится достаточно аргументов. Международную общественность премьер Путин заверил в том, что подписанный с Украиной документ обеспечит «надежную прокачку российского газа европейским потребителям». А присутствие в Севастополе еще многие годы ЧФ РФ обеспечит безопасность России и Украины. Кроме того, российский флот «принимает самое активное участие в международных усилиях по поддержанию мира и безопасности», его корабли борются с пиратством в Аденском заливе и активничают в BlackSeaFor.

Не на диктофон российские дипломаты сетуют, что, конечно, придется подарить Украине безумную сумму, но ЧФ РФ — «стратегический фактор», и теперь Россия получит возможность значительно обновить его состав, серьезно увеличив его мощь. Это усилит позиции РФ в Черноморском регионе («а то вон у Турции флот больше российского, да и американцы в Черном море шастают»).

Украинские источники «ЗН» в переговорной группе говорят о том, что продление пребывания ЧФ в Крыму решает для России серьезную проблему с необходимостью перевода этой его части в Новороссийск. И пускай сегодня в Крыму служит 16200 российских военных (а не все предусмотренные соглашениями по ЧФ 25 тыс. человек), и в течение года, по информации «ЗН», планируется сократить их число до 14800 человек. Все равно нужны немалые средства не только на достройку в Новороссийске новой базы, но и весьма серьезные суммы для переезда личного состава и их семей, обеспечения жильем на новом месте, создания социальной инфраструктуры. А что делать с пенсионерами? В общем, российские моряки давно обжились в Севастополе, чувствуют себя там как дома и никуда переезжать не хотят. А с военным лобби в России считались во все времена.

Но вышеперечисленное — вовсе не определяющие факторы, сподвигнувшие Россию подписать газово-флотское соглашение с Украиной. Основные причины, на наш взгляд, заключаются в следующем.

Первая — историко-психологическая. Севастополь для россиян — не украинский город (украинским, по мнению большинства из них, он стал по недоразумению) и даже не «главная база ЧФ РФ», как записано в российской морской доктрине. Севастополь для россиян — понятие сакраментальное. Это «город русской славы», это русский город. Это не их база, это их «пунктик». Для них это, как «Вишневый сад», пояснил один российский журналист. Отношение россиян к Севастополю во многом иррационально. Уход российского флота из Севастополя стал бы психотравмой и национальным оскорблением, национальным унижением для подавляющего большинства россиян.

Вторая причина — внешнеполитическая. С первых дней независимости Украины и по сей день Черноморский флот является для России весьма эффективным инструментом ее влияния не только на ситуацию в Крыму, но и на внутриполитическую ситуацию в Украине в целом. Лишиться столь серьезного рычага влияния на нашу страну Россия, безусловно, позволить себе не может.

Третья причина — внутриполитическая. Соперничество по линии Медведев—Путин набирает обороты. Подписав в Харькове новое соглашение с Януковичем, Дмитрий Медведев набрал изрядное количество баллов и наверняка еще больше повысил собственный рейтинг в глазах россиян. Ведь на фоне Владимира Путина, допустившего оранжевую революцию и едва безвозвратно не упустившего Украину в НАТО, он стал президентом, который сохранил еще на много лет российский флот в Севастополе, преградил путь Украине в НАТО и вернул ее в российское стойло. Поверьте, в глазах российского избирателя, это очень круто.

Но и Владимир Владимирович сдавать свои позиции лидера России отнюдь не собирается. Он тоже снял свою порцию сливок с решения «украинского вопроса». Именно Путин на следующий день после подписания «пакта Медведева—Януковича» озвучил главную причину его заключения — геополитическую.

Он честно признал: главное — это даже не деньги. И это, в общем-то, очевидно. Потому что за 40 млрд. долл. Россия могла бы построить не одну, а несколько новых военных баз. Ведь на реализацию целевой федеральной программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в период 2005—2020 годов» предполагается затратить 47,650 млрд. руб., то есть примерно 1,6 млрд. долл. Но еще месяц назад чиновники из Минэкономразвития и правительства РФ на страницах российской газеты «Ведомости» жаловались на задержки в реализации этой программы и проблемы с ее финансированием.

Создание базы в Новороссийске, пусть даже со всей социальной инфраструктурой и прочими расходами, потянуло бы от силы на пять миллиардов. Тогда, переведя свой флот из Крыма в Новороссийск, Россия остальные 35 млрд. долл., которые она «жертвует» Украине на поддержание штанов, могла бы потратить, например, на социальные программы для собственных граждан, улучшение медицины или на введение инновационных технологий в собственной промышленности. Значит, дело, действительно, не в деньгах. «Главное — это не газ и даже не флот, как бы все это важно ни было для нашей страны, для Украины»,— признал Путин. Да и не «отношения между двумя народами, отношения доверия друг к другу», не «чувство локтя» и прочие сантименты в основном волновали российскую власть. Ключевое в цитате Путина «о главном» — это «понимание общности интересов и исторических целей» Украины и России. Не газ и не флот, а возвращение и надежная фиксация нашей страны на российской орбите, паралич Украины как субъекта международной политики — вот основная цель России.

Что двигало Банковой?

Украинская власть вооружилась целым арсеналом доводов, чтобы убедить в необходимости и выгодности подписанных в Харькове документов как собственный народ, так и международных партнеров Украины.

В качестве главной причины, побудившей президента и правительство пойти на газово-флотские договоренности, указывается катастрофическая ситуация, в которой оказалась Украина в результате подписания Ю.Тимошенко газового соглашения с Россией в 2009 г. на «кабальных», «смертельных для украинской экономики» условиях. Заключение новых договоренностей с Москвой, убеждает нас власть, — «вопрос выживания страны».

Благодаря им, заверил нас всех президент Янукович, в результате снижения цены на газ в этом году Украина сможет сэкономить порядка 3 млрд. долл., в следующем — примерно 4 млрд. долл. За обусловленные десять лет сэкономленная сумма составит около 40 млрд. долл. Снижение цены на российский газ, обещает Янукович, позволит не повышать его цену для населения и тарифы на жилкомуслуги в текущем году. Что будет с тарифами уже в следующем, президент умолчал… Наш источник в окружении президента заметил: «Янукович понимает, что ему необходимо провести в экономике ряд реформ, в том числе и непопулярных. Они готовятся и будут представлены в конце мая—начале июня. Договорившись с Россией о снижении цены на газ, президент получает возможность не повышать тарифы на жилкомуслуги. Это оставит запас терпения граждан для проведения других необходимых, но непопулярных реформ, которые и без того ударят по его рейтингу».

К плюсам власть относит и договоренность о том, что со временем Россия начнет платить Украине за аренду ЧФ «живыми деньгами». Правда, дата начала этих поступлений называется разная. В.Янукович сообщил, что это произойдет после 2019 года. По данным агентства «Интерфакс-Украина», — с 2021 г. В.Путин же назвал 2017 год.

Преимуществами новых договоренностей называются также обещание российской стороны не штрафовать Украину за недобор законтрактованных объемов газа и возможность для нашей страны (страны ли?) возобновить газовый экспорт.

На внешнего потребителя рассчитано заявление Януковича о том, что Украина рассматривает пребывание ЧФ РФ на своей территории в контексте «формирования европейской системы коллективной безопасности» и поддерживает соответствующую инициативу президента РФ Д.Медведева. Кроме того, «Черноморский флот будет одним из гарантов безопасности среди стран Черноморского бассейна».

Европейским партнерам и МВФ был дан «маячок» о том, что соглашения с РФ позволят сократить дефицит украинского госбюджета, сбалансировать бюджет НАК «Нафтогаз Украины» и активизировать реформы. Премьер Н.Азаров уже сообщил, что вместо планировавшихся шести процентов дефицита бюджета его правительство готово ужаться даже до пяти.

Почему же именно продление пребывания ЧФ РФ на нашей территории было выбрано в качестве платы за снижение цены на газ, внятных официальных пояснений мы так и не услышали. На наш взгляд, объяснение просто, почти как в Простоквашино: чтобы купить что-то нужное, нужно сначала продать что-то ненужное. «Продать» отказ Украины от членства в НАТО Янукович уже не мог. Он никак не использовал этот козырь в интересах государства на переговорах с Россией, потому что отказ от НАТО уже стал «въездным билетом» в Москву для него лично.

Что еще не нужно или не важно для Януковича? Такие понятия, как «независимость» и «государственный суверенитет» Украины, не являются для него основополагающей ценностью, для него это, скорее всего, лишь «идеологическая болтовня». Кроме того, и сам Янукович, и большинство его окружения совершенно искренне не видят ничего плохого в том, что ЧФ РФ находится на украинской территории и продолжит свое пребывание на длительный срок. Более того, так считает не только большинство севастопольцев и крымчан (они откровенно празднуют победу вместе с россиянами), но и большинство населения Украины. Что является еще одним весомым аргументом власти.

Да и выбора у Януковича, в общем-то, никакого не было, потому что в обмен на снижение цены на газ ни на какие другие «коврижки», кроме Черноморского флота, россияне не соглашались.

«Ну и как бы мы выжали ЧФ из Крыма в 2017 г.? — почти риторически поинтересовался один из наших собеседников, близких к переговорному процессу. — Ведь проводимая предыдущей украинской властью политика и тактика «выдавливания» флота из Крыма (вплоть до отключения электричества, воды и препятствования вывозу мусора) не дала других результатов кроме осложнения двусторонних отношений. Если бы мы не продлили соглашения по ЧФ, Севастополь стал бы основой для перманентных конфликтов. Это куда более серьезный раздражитель для россиян, чем, скажем, Бандера или американское консульство в Симферополе ». Кроме того, считают представители украинской власти, пока ЧФ находится в Крыму, России, в общем-то, все равно, чей полуостров — украинский или российский, но если мы попытаемся выгнать флот, она может поставить вопрос о его принадлежности. Более того, убеждали нас, РФ способна запросто организовать в Крыму юго-осетинский и абхазский вариант: например, спровоцировать татар и активизировать деятельность исламистских организаций на полуострове, после чего заявить о необходимости защиты российских граждан (коих в Крыму немерено) и ввести свои войска.

И вообще, мы еще, оказывается, хорошо отделались — «по минимуму», убеждают нас. Потому что после прихода новой власти Россия выкатила находящейся на газовом крючке Украине свои запросы по максимуму: каждое российское министерство, каждое ведомство предъявило своему украинскому партнеру список пожеланий — от двух с половиной сотен объектов собственности на нашей территории до выдачи России задержанного СБУ в Одесской области офицера ФСБ. Аппетиты РФ велики: она зарится на ОПЗ и «Укртелеком», АНТК им.Антонова и «Мотор Січ», «Южмаш» и КБ «Южное», список можно продолжить. Так что вам еще повезло, снова слышим мы. Потому что «хотя бы отстояли «Антонова». Пока. А ведь могли потерять. Потому что россияне вообще хотели оставить ЧФ в Крыму бессрочно, и на серьезные изменения в «большом договоре» намекали. А теперь в результате значительного потепления двусторонних отношений мы даже можем надеяться, что во время майского визита Д.Медведева в Киев будет подписано соглашение о демаркации украинско-российской границы, столь необходимое для безвизового диалога Украины с Евросоюзом.

Так что все у нас хорошо.

Источник: Зеркало недели

  • 63
  • 25.04.2010 10:33

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода