Как измерить свободу слова. Рейтинги свободы прессы в России и Украине — как их составляют, и отражают ли они реальную ситуацию

Читати цю новину російською мовою
Как измерить свободу слова. Рейтинги свободы прессы в России и Украине — как их составляют, и отражают ли они реальную ситуацию
Влиятельный внутрироссийский рейтинг свободы прессы в 1999-2000 годах был составлен под эгидой российского Союза журналистов. Он включал в себя рейтинг свободы производства, получения и распространения информации.

Индексы свободы прессы, составляемые западными организациями, часто подвергаются критике.

Россия в них традиционно оказывается на последних местах, хотя правозащитники признают: в стране есть оппозиционные СМИ (пускай и совсем мало), есть доступ к интернету, а значит и возможность получать альтернативную информацию и свободно высказывать свое мнение.

В очередном подобном Нажать рейтинге, составленном американской неправительственной организации Freedom House, в 2009 году Россия по уровню свободы прессы разделила с Гамбией 176-е и 177-е места.

При этом у составителей документа положение СМИ в России вызывает особые опасения наряду с Азербайджаном и Казахстаном.

Подсчет журналистов

По словам президента российского «Фонда защиты гласности» Алексея Симонова, существует несколько способов составления индекса свободы прессы.

Во-первых, есть рейтинг общенациональный, его составляют эксперты внутри страны, получая данные по регионам. Во-вторых, есть международный рейтинг — составляемый Freedom House или «Репортерами без границ».

Естественно, международные рейтинги не могут быть столь же подробными и детальными, как рейтинг для отдельной страны.

«Часть рейтингов опирается на цифры, часть рейтингов опирается на мнения. Но большинство рейтингов имеют смешанную природу, где часть вопросов связана с цифрами, а часть вопросов связана с оценками. То есть речь идет об экспертах. Когда речь идет о „Репортерах без границ“, опрос экспертов сочетается с их собственным мониторингом, который они ведут на протяжении года», — поясняет Симонов.

Экспертов, имена которых не разглашаются (это ноу-хау каждой из организаций) спрашивают о количестве погибших или арестованных журналистов, а также просят дать оценку ситуации в стране в целом по ряду критериев.

Вот лишь некоторые из вопросов, на которые отвечают эксперты.

 — сколько в вашей стране журналистов;

 — сколько в стране СМИ общенационального масштаба;

 — сколько существует оппозиционных или независимых СМИ, которые издаются в стране, включая региональные;

 — сколько журналистов или правозащитников, занимающихся защитой журналистов, были убиты в течение последних 12 месяцев;

 — сколько из них были убиты при обстоятельствах, вызывающих подозрение о причастности государства к этим убийствам;

 — сколько журналистов были задержаны и арестованы.

17 подписей

Влиятельный внутрироссийский рейтинг свободы прессы в 1999-2000 годах был составлен под эгидой российского Союза журналистов. Он включал в себя рейтинг свободы производства, получения и распространения информации.

«Когда речь шла о распространении информации, то был очень интересный показатель — какое количество бюрократических подписей нужно получить для того, чтобы открыть киоск по продаже газет. Тогда — вот до сих пор помню — рекорд поставил Омск: там нужно было получить 17 подписей для того, чтобы открыть такой киоск», — рассказывает Симонов.

С тех пор таких подробных исследований в области свободы СМИ в России не проводилось.

«Фонд защиты гласности» в начале апреля представил свои исследования, методика которых, как признает Симонов, пока не очень совершенна. Его эксперты составили карту, отражающую уровни свободы прессы. Полностью свободных зон в России не оказалось.

Критерий эффективности губернаторов

Комиссия Общественной палаты под руководством главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева два года назад попыталась совместно с ВЦИОМ составить свой индекс свободы слова в России. Однако средств провести общенациональное исследование не нашлось, и пока все ограничилось исследованиями в отдельных регионах.

Как рассказал Би-би-си глава ВЦИОМ Валерий Федоров, главная методологическая особенность составляемого ими индекса состоит в том, что они судят о свободе слова в регионе на основании мнения не только журналистов, но также и жителей региона, и всех, кто работает в сфере масс-медиа, но не является журналистом.

Журналисты, считает Федоров, «очень субъективны и не могут эту проблему посмотреть в комплексе – они часть игры, они часть проблемы в комплексе».

Общественная палата, по словам социолога, намерена заниматься этой проблемой и дальше.

«Более того, Гусев выдвинул идею ввести данные таких измерений в число критериев эффективности губернаторов. Вы знаете, что есть такая система оценки эффективности губернаторов, утвержденная президентом, и раз в год они сдают отчетность, в которой больше полусотни критериев. В основном они статистические, но есть и социологические. Гусев предложил вводить туда и индекс свободы слова в регионе. Мы эту инициативу поддерживаем. Но пока она поддержки на уровне президента не нашла. Надеюсь, когда-нибудь найдет», — говорит Федоров.

Российские эксперты считают, что фактического ухудшения состояния свободы слова за последний год — как зафиксировал Freedom House — в стране не произошло, однако и изменений к лучшему не видно, и нет оснований полагать, что они произойдут в ближайшее время.

Источник: ВВС,

  • 81
  • 01.05.2010 08:24

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода