Бывшие враги России создают в Грузии пророссийскую партию

Читати цю новину російською мовою
Бывшие враги России создают в Грузии пророссийскую партию
Как ни парадоксально, появлению в Грузии пророссийских политиков способствовала война 2008 года. В большинстве своем, они – бывшие борцы за независимость и ушедшие в отставку соратники президента Саакашвили.

Впервые за 20 последних лет, что Грузия боролась за независимость от России, у нас появились по-настоящему пророссийские политики. Как ни парадоксально, их появлению способствовала война августа 2008 года. Причём, в большинстве своём, они – бывшие борцы за независимость и ушедшие в более или менее добровольную отставку соратники президента Саакашвили. Некоторым из них Москва обещает реальную помощь в решении болезненных для Грузии проблем.

Бывший премьер-министр Грузии, Зураб Ногаидели, который до своей «добровольно-принудительной отставки» в ноябре 2007 года (во время массовых акций протеста, вызванных во многом его жёсткой социальной политикой) считался ближайшим соратником президента Саакашвили, вновь собирается в Москву.

Седьмой по счёту визит экс-премьера в столицу России состоится 7-го мая – через день после  акции протеста в центре Тбилиси. В четверг оппозиция решила провести масштабную манифестацию в ответ на решение властей объявить 6 мая – день святого Георгия – профессиональным праздником, «днём полиции». Это при том, что именно 6-го мая 2009 года полиция применила силу против демонстрантов, собравшихся у столичного управления МВД. Кроме того, именно 6-го мая 2004 года грузинским революционерам (в число которых тогда входил и Ногаидели) удалось изгнать из Аджарии многолетнего правителя автономной республики, друга Москвы, Аслана Абашидзе.

Судя  по всему, в Москве учитывают символическое значение этой даты и пытаются наполнить ее новым смыслом, сделав ее еще и датой  российско-грузинского диалога. Хотя бы на уровне российских властей и грузинской оппозиции.

Причём, в этом процессе Москва готова идти максимально далеко: премьер-министр России Владимир Путин в ходе встречи с Зурабом Ногаидели уже обсуждал возможность возобновления прямого авиационного сообщения (прерванного в 2006 году после истории с арестом российских офицеров по обвинению в шпионаже) и даже возвращения на российский рынок грузинской сельхозпродукции, вина и Боржоми. После встречи с Путиным экс-премьер Грузии заявил, что окончательному решению проблемы прямых авиарейсов мешает нежелание грузинских властей «поступиться принципами» и первыми обратиться к соответствующим службам России с такой просьбой.

Оправдания грузинских министров – «Мы ничего не запрещали, и нам нечего у них просить» – для Ногаидели не аргумент. Вместе с тем, примечательно, что он ничего не говорит о второй теме – возвращении сельхозпродукции,– поскольку в Москве этот вопрос увязывают с согласием Грузии на вступление России в ВТО. Понятно, что если бывший премьер будет слишком упорно поднимать эту тему, в Грузии ему обязательно напомнят: в свое время именно Зураб Ногаидели был категорически против вступления России во Всемирную торговую организацию, «до тех пор, пока Москва не закроет свои границы с Абхазией и Южной Осетией», и даже отозвал подпись Грузии под протоколом о завершении переговоров с РФ на эту тему. Однако с тех пор много воды утекло и в Куре, и в Москве-реке, и у новоявленного пророссийского политика уже иные приоритеты.

Один из них – возвращение грузинских беженцев в Абхазию и Южную Осетию. Точнее, в Кодорское ущелье Абхазии и Лениногорский район Южной Осетии, то есть в регионы, которые до 08.08.08 контролировались Тбилиси.

Именно оттуда в результате пятидневной войны во внутренние районы Грузии потянулся новый поток беженцев. По официальным данным, их около 35 000, и возвращение «новых беженцев» (прибавившихся к «старым», число которых переваливает за 250 000) может стать очень серьезным ресурсом для любого грузинского политика и даже оппозиционного движения в целом.

Представим  себе, что в Тбилиси состоялся  многотысячный митинг с требованием отставки президента, а на другой день один из организаторов манифестации договаривается в Москве о возвращении грузинских беженцев. Тем самым Москва не только повышает рейтинг конкретного пророссийского политика, но и помогает всему движению «антимишистов», как в последнее время называют противников Михаила Саакашвили.

Все это абсолютно новые веяния в грузинской политике. В конце 1980-х годов многие нынешние соратники Зураба Ногаидели (например, Коба Давиташвили и Звиад Дзидзигури, недавно также побывавшие в Москве), понимали упомянутое развитие Грузии как освобождение именно от России, а не от коммунистического режима или СССР, который они называли не иначе, как «модернизированной российской империей».

Справедливости ради стоит заметить, что когда  упомянутые и многие другие – ныне пророссийские – политики бегали по проспекту Руставели с лозунгом «долой прогнившую русскую империю» и создавали политическую доктрину, в рамках которой действует нынешний грузинский лидер, Михаил Саакашвили радовался жизни в Киеве, занимаясь тем, чем и должен заниматься нормальный студент в свободное от учёбы время. В те времена о нём в Грузии вообще никто не слышал.

То, что в проведении «антироссийской политики» и «неумении найти общий язык с Россией» его обвиняют авторы лозунга о «прогнившей империи» либо вчерашние соратники, занимавшие по отношению к России ещё более непримиримую позицию, можно считать своего рода иронией судьбы. Но иронию к реальной политике не пришьёшь.Сегодня Ногаидели, Дзидзигури и Давиташвили (кстати, последний неоднократно говорил мне, что с оружием в руках воевал против «российских агрессоров» в Абхазии) являются лидерами нового тренда. На этот раз – пророссийского.

Однако возникает вопрос: насколько Москва готова и способна обеспечить им тот  самый «ресурс», то есть помочь в возвращении грузинских беженцев в Ахалгори и Кодори? Ведь это зависит не только и даже не столько от Москвы, но также от Цхинвали и Сухуми.

Министр иностранных дел Абхазии, Сергей Шамба как-то сказал мне, что «если бы в прошлом мы всегда делали то, о чём нас «настойчиво просили» из Москвы, сегодня Абхазия была бы регионом Грузии. Пусть даже имеющим определенную культурную автономию».

То есть, необходимо совпадение интересов сразу четырёх сторон. И в данном случае такое совпадение не является невозможным, поскольку соблазн создать дополнительные проблемы, а может, и вовсе скинуть пионера «цветных революций», для Москвы слишком высок.

Тот же Шамба говорил мне, что «после событий августа 2008 года мы не сожгли в Кодорском ущелье ни одного дома местных грузин». Так же бережно поступили и осетины в Лениногорском районе.

При этом возвращение грузин в Ленингори даёт возможность улучшить снабжение продуктами питания населения этого района, географически оторванного от остальной территории Южной Осетии. А возвращение нескольких сот грузинских семей в Кодорское ущелье позволит Абхазии продемонстрировать перед мировым сообществом своё миролюбие и приверженность международным гуманитарным ценностям.

Грузинским же властям отказаться от такого проекта будет гораздо сложнее, чем от прямых рейсов в Москву, – даже несмотря на то, что успех миссии Ногаидели повышает шансы грузинской оппозиции в ходе предстоящих 30 мая прямых выборов мэра Тбилиси. Эти выборы, в свою очередь, можно считать ключевыми в разворачивающейся схватке за власть и за будущее.

Впрочем, таких схваток в новейшей истории Грузии было уже немало.

Автор: Георгий Зедгенидзе, Slon.ru

Источник: Власти.нет

  • 43
  • 08.05.2010 05:08

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода