Второе пришествие Иисуса Христа произойдет в Украине

Читати цю новину російською мовою
Второе пришествие Иисуса Христа произойдет в Украине
Современные последователи сумели расчистить вход в подземелье, попав через него в южный коридор монастыря длиной несколько десятков метров. Сюда выходят двери 18 келий и винного погреба. Коридор заканчивается завалом. «Но мы не сдаемся

ОДЕССА, 20 мая. В монастыре под Одессой возрождается скандальная религиозная группа начала XX века. Верующие уверены: именно здесь произойдет второе пришествие Христа, пишет газета «Сегодня».
 
Несколько лет назад наделало много шуму дело «пензенских затворников». Тогда 30 человек ушли жить в пещеры в ожидании конца света. Эта история может повториться и на Украине. В Одесской области, одном из центров сектантства, обитают последователи одиозного движения иннокентьевцев, разгромленного в годы Гражданской войны. Их довольно много (несколько тысяч), и  количество адептов увеличивается. Но большинство живут на территории Румынии и Молдавии. Одесские иннокентьевцы верят в скорый апокалипсис и намерены встретить его в подземном монастыре, построенном в 1913 году между селами Липецкое и Куйбышево.

Современные последователи учения сумели расчистить вход в подземелье, попав через него в южный коридор монастыря длиной несколько десятков метров. Сюда выходят двери 18 келий и винного погреба. Коридор заканчивается завалом. «Но мы не сдаемся, мы будем продолжать копать и восстановим «Новый рай», — говорит руководитель общины Серафима.

80-летняя старушка большую часть жизни провела в православных монастырях, пока не нашла себя в Куйбышево, где узнала об учении Иннокентия от человека, возродившего секту — отца Нектария («архимандрита» Никодима). Нектарий скончался в  2007 году, передав бразды правления Серафиме. Цель жизни «игуменьи», по ее словам, — добиться у официальной РПЦ признания святости Иннокентия. «Я была у покойного патриарха Алексия, была у митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, планирую встретиться с Кириллом. Они прозреют, Бог рано или поздно откроет им глаза», — заявляет Серафима.

Сегодня сообщество иннокентьевцев, по словам Серафимы, насчитывает несколько тысяч человек. В основном это граждане Молдавии и Румынии, потомки первых адептов движения. Они собираются в «Новом раю» два раза в год — 19 января, на Крещение, и 2 августа, на Св. Илью. Приезжают вместе с детьми на машинах, которыми в эти дни уставлено все поле над монастырем. Когда подземелье удастся полностью восстановить, иннокентьевцы намерены спуститься в него и ждать апокалипсиса. «Будет глад и мор, море поднимется и затопит ту же Одессу, а над городом загорится сера, — предсказывает Серафима. — И тогда все народы соберутся здесь, в «Новом раю», «Новом Иерусалиме» и примут новое крещение. И будет им дарован третий, новейший, завет». В Котовске же об Иннокентии знают в основном из книги местного писателя Леся Гомина «Голгофа» (он участвовал в ликвидации секты). «Иннокентий был обычный мошенник и из-за него много народу погибло», — говорит таксист Михаил. О том, что община существует по сей день, простым котовчанам неизвестно.

Представители православной церкви к иннокентьевцам относятся однозначно негативно. «Они даже не христиане! — говорит пресс-секретарь Одесской епархии УПЦ (МП) отец Сергий (Лебедев). — Мы верим в Иисуса Христа, возносим ему молитвы, а они, кроме Христа, почитают в качестве Бога Иннокентия. Не святого, а именно Бога. Это фактически отрицание символа веры христианства, то есть они не христиане. Какие у нас могут быть с ними отношения?»

В свою очередь религиеведы рекомендуют не злоупотреблять терминами «секта» и «деструктивный культ». «Под признаки, которыми характеризуют понятие «секта» некоторые православные, подпадает практически любая религиозная организация, в том числе традиционная, вроде православия, — утверждает доцент философского факультета Одесского университета Эдуард Мартынюк. А историк-этнограф Александр Пригарин уверен, что во многом рассказы о злодеяниях иннокентьевцев — искусственно созданный миф. По словам историка, православие всегда очень ревностно относилось к посягательствам на свою каноническую территорию и умы паствы. «При каждой консистории (управлении епархии. — Авт.) существовал, да и  существует миссионерский отдел, задачей которого является сбор информации и борьба с различными «еретическими» движениями. У этих отделов до революции было двойное подчинение — Синоду  Министерству внутренних дел. По сути, это церковная спецслужба, тайная полиция». Что касается советской власти, то она уделяла «сектантской проблеме» даже больше внимания, чем борьбе с «попами». «Руководил этой кампанией соратник Ленина — Владимир Бонч-Бруевич, — рассказывает Пригарин. — Еще до революционного Октября он специально изучал эти движения как этнограф и прекрасно понимал, что в отличие от официальной церкви, именно в таких группах и направлениях — оплот народной религиозности». Кроме того, Иннокентий читал свои проповеди на молдавском языке, за что и имперские власти, и Советы считали его сепаратистом.

«Главный вопрос, который возникает при посещении «Нового рая», — почему этот грандиозный подземный объект до сих пор не под охраной государства? Почему посторонние люди, пускай даже и почитатели Иннокентия, могут заниматься там раскопками, подвергая угрозе и свои жизни, и сохранность монастыря? Тем более, что, как рассказали нам местные, туда часто наведываются кладоискатели», — отмечает газета.

Начальник одесского облуправления охраны памятников культурного наследия Наталья Штербуль пояснила, что ответственность за монастырь несут власти Котовского района. «Пару лет назад наш сотрудник побывал в Липецком, осмотрел территорию и передал, что там какой-то местный энтузиаст уже копается. А техническое состояние объекта вызывает серьезные опасения! Катакомбы могут рухнуть в любой момент. Управление поручило райадминистрации контролировать ситуацию, не выдавать разрешений на раскопки, пока не будут произведены укрепительные работы, а также составить перечень вопросов, которые позволят нам начать процедуру признания объекта памятником истории. Но ничего не сделано», — говорит чиновник. В Котовске говорят, все упирается в отсутствие средств. «К нам никаких распоряжений не поступало. Мы по своей инициативе пару лет назад обращались в научный институт в Киеве, но там сказали, что только выезд специалиста, который определит, является ли этот объект памятником или нет, будет стоить 10 тыс. грн. У нас таких денег нет. Решено было оставить все это до лучших времен. Что касается несанкционированных раскопок, то ничего мы поделать не можем. Это земля частная, распаеванная, и ее владельцы имеют право делать там, что хотят. Но сейчас дожди с градом идут и, думаю, то, что они раскопали, будет засыпано опять», — говорит начальник Котовского отдела культуры Ольга Шапран.

Карьеру духовного лидера уроженец молдавского села Косоуцы Иннокентий (в миру Иван Левизор) начал в  1908 году в Балте, где монашествовал в тамошнем монастыре. Неожиданно он объявил себя исполненным Святым Духом, стал выступать с проповедями о близком конце света. И призывал достойно встретить его, а именно — отречься от мира: продать имущество, бросить семью. В Балту подались верующие… Естественно, православные власти не могли остаться в стороне. Иннокентия назвали еретиком, обвинив попутно в совращении некоторых своих «духовных дочерей», и сослали в Муромский монастырь. Секта между тем продолжала существовать и даже начала сооружение грандиозного подземного схрона у села Липецкое.

В 1912 году томящийся в неволе Иннокентий задумал вернуться. Он сумел передать своим соратникам весточку с требованием «поднимать народ». Морозной зимой тысячи верующих пешком по заснеженным дорогам отправились вызволять предводителя. Добрались всего 800 душ. Они осадили обитель и потребовали от настоятеля выдать Иннокентия. Тот подчинился, и толпа двинулась в обратный путь. «Пророка» при этом несли на ковре. Но далеко уйти не смогли. На полдороги Иннокентий был арестован и препровожден в Соловки, где покаялся и отрекся от учения. В Липецкое, где уже был готов подземный монастырь, он вернулся только в 1917-м. Через полтора года «мессия» погиб, как пишут советские исследователи, в пьяной драке. Лишившись предводителя, сектанты все же остались в «Новом раю», где умирали от тифа и туберкулеза, вызванных сыростью и антисанитарией. Кроме того, они предавались оргиям и прятали дезертиров из всех армий-участниц Гражданской войны. По мнению некоторых авторов, иногда практиковалось ритуальное самоубийство как высшая форма поклонения одному из преемников Иннокентия, «татуне» Иоанну.

В 1921-м году на общину иннокентьевцев наконец обратила внимание советская власть. В Липецкое направили несколько отрядов красноармейцев, которые ворвались в монастырь и устроили там форменное побоище. Несколько десятков сектантов спрятались в отдаленном зале, куда один солдат бросил гранату. Часть оставшихся в живых верующих выслали, а некоторые вошли в коммуну «От тьмы к свету» в Липецком. После этого иннокентьевцы упоминаются в официальных документах крайне редко. В 1952 году тогдашний генсек Леонид Брежнев обратился в ЦК с просьбой депортировать из Молдавии «антисоветские элементы», в том числе иннокентьевцев, которых обвиняли в том, что они «заживо погребали детей и даже убивали людей, которые могли бы разоблачить их дела». «Советская Молдавия» утверждала, что обнаружены еще далеко не все «тайники» секты. Учет религиозных объединений в СССР в 1961 году выявил 15 общин иннокентьевцев. На конец 1970-х пресса сообщала, что движение «сошло на нет». 

Отметим, что в конце XIX — первой половине XX веков на территории сегодняшней Одесской области функционировал целый ряд нетрадиционных религиозных организаций: староверы поповского и беспоповского толка, а также хлысты, скопцы и молокане.

Источник: Власти.нет

  • 415
  • 20.05.2010 11:52

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода