Верховная Рада — фабрика фаст-фуда

Читати цю новину російською мовою
Верховная Рада — фабрика фаст-фуда
Украина – парламентско–президентское государство. Но наша Верховная Рада, несмотря на свою значимость в структуре власти, структура крайне непредсказуема. Она то совсем не работает, то ее не остановить…

О том, в каком состоянии сегодня украинский парламентаризм, как будет расширяться провластная коалиция, что будет с оппозицией и в чем виноват перед людьми БЮТ, рассказал в интервью ForUm‘у народный депутат Украины от фракции Блока Юлии Тимошенко Андрей Шкиль.

– Андрей Васильевич, давайте поговорим о парламентаризме в Украине. Сегодня наша Верховная Рада – это ветвь власти, или, как сейчас многие говорят, «орган для штампования законов»?

– Давайте возьмем две стороны медали: формальную и неформальную.

Формально ВР — не просто ветка, не просто единственный орган законодательной власти, который уполномочен принимать законы. Согласно Конституции, мы с вами живем в парламентско–президентском государстве. А это значит, что ВР должна быть доминантой в жизни страны. Но в действительности это не так.

Если взять неформальную сторону, то ВР давно стала ветвью, которая помогает залезать на властное дерево Президенту, Кабинету министров и другим. Сейчас у нас образовалась монополия власти, которая принадлежит Президенту Украины и подшефной политсиле – Партии регионов. Это необоснованно и не подкреплено ни одним законом.

– Почему так?

–… Была у нас почти пять лет демократия. А демократия предполагает противостояние власти и оппозиции. Власть могла, но даже не попыталась действовать так, как это делается сегодня. Вот вспомните, тогда не было никакого перехода депутатов из одной фракции в другую. Выходы были, а вот переходов – ни одного. Сегодня мы видим иной подход к формированию большинства. Это мне напоминает то, как в конце 80–х годов формировался капитал первых бизнесменов ПР.

Главная причина сегодняшних событий заключается в том, что ПР никогда не рассматривала демократию как цель. Для нее это всегда был исключительно средство возвращения власти. А сейчас, когда власть опять в руках, демократия не нужна.

Что уж говорить о парламенте как элементе демократии?! У нас самый избирательный орган в стране рассматривается как средство получения власти. И опять же, власть получена – средство не нужен. Вот это и все. Просто мне странно, что такие ура–парламентарии, как Блок Литвина и коммунисты, своими руками уничтожали парламентаризм в Украине, были сообщниками.

Сейчас парламента не существует. Тот орган, который есть, это не высшая лига политиков, которая создает законы, а просто фабрика по выпечке законодательного фаст–фуда. Все, что потребуется ПР, будет сделано, что нужно – не будет. И никого не интересует никакое общественное мнение.

– А что скажете о росте численности коалиции? Кто следующим примкнет к провластному большинству?

– Думаю, что прежде всего завершит процесс «Самооборона». Это понятно. Также значительный приток будет от «Нашей Украины».

Что касается наших, то у БЮТ уже почти некому идти в коалицию. Но мандатов для голосования еще может стать немножко меньше…

– То есть?

– Иными словами, это не увеличит официальную численность коалиции, но одновременно уменьшит БЮТ.

Понимаете, есть люди, сидящие в нейтральном состоянии и выжидающие, пока будет реализована законодательная инициатива, которая позволит формировать фракции в парламенте независимыми депутатами (без согласования и без исключения из фракций, с которыми они зашли в парламент).

– В свое время было решение Конституционного суда Украины, что нельзя «гулять» из фракции во фракцию. Оно не касается этой ситуации?

–… Наш Конституционный Суд превратился в то же самое, что и парламент. Пока мы можем об этом говорить. Надеюсь, что наше интервью будет опубликовано, поскольку у нас еще есть свобода прессы. Скоро у нас останется только свобода слова: говори, что угодно – все равно не будешь услышан.

Стоит понимать, что все это – составляющие одного процесса. Демократия – это не только прямые выборы, а еще и свобода прессы. Оппозиция никого не запугивает, а просто предупреждает, руководствуется логикой. Сами посмотрите, какие у нас есть тенденции в СМИ. Разве удивительно сегодня, что когда человек ворует, говорят, что он не преступник, а чуть ли не Олекса Довбуш?

Если и дальше власть пойдет такой своей дорогой, то в Украине скоро будут такие же «прямые выборы», как в России. И наши социологическим службам останется разве что курить трубку, поскольку результаты «волеизъявления» будут известны заранее. А в это время пресса будет трубить, что в действительности «все хорошо, прекрасная маркиза!..»

– Недавно были обнародованы результаты одного социсследования. Оказалось, что люди ставят очень низко в списке своих приоритетов потребность в свободе слова. Если не ошибаюсь, она важна только для 5% респондентов.

– Ой! Я Вам больше скажу. Помню, в России был опрос в разгар чеченской войны. Тогда под эту военную мелодию Путин фактически запретил свободу прессы. И примерно 98% россиян это поддержали… Это же удобно, когда пресса под контролем.

Все просчитано. И виновато тут не только общество. Некоторые политики на этом этапе также не способны уже влиять на определенные процессы. Надо быть правдивым: сейчас оппозиция не может этого сделать. Что мы можем сделать в парламенте, объясните мне? Да ничего!

Вот у нас часто говорят: нужны досрочные выборы, они-то изменят. Да их не будет! Я в этом больше чем уверен. Но теперь просто сами люди должны подумать и понять, где лучше жить – в Южной или Северной Корее.

– Что Вы имеете в виду?

– Все очень просто. Я не думаю, что те, кто против свободы прессы, захотели бы поехать в страну, где 20 млн. человек умирает от голода. Украина сейчас не на грани катастрофы – она уже прыгнула туда. И приземление будет совсем не мягким. Фактически сейчас свободе прессы осталось считанные дни.

Еще хочу обратить ваше внимание на борьбу за отмену виз. Конечно, цель хорошая. Но! Они это делают не для людей, а для себя. Я не думаю, что в Енакиево кого очень сильно волнует отмена виз для поездок на Средиземное море. Их избирателям это «по барабану». Чего не скажешь о борцах за безвизовый режим, любящих погреться на теплых скалах. У нас главный антизападник, Медведчук, живет в Монако…

Вот когда анализируешь все это, четко понимаешь, что парламентаризм в Украине обречен на коматозное состояние. Конечно, общество всегда может преподнести ему кислородную подушку, но захочет ли… Вот россияне не хотят этого делать, то почему украинцы должны захотеть?..

– Возможно, это постсоветские настроения?

– Да нет. Уже 20 лет Независимости. Я считаю себя молодым человеком, и хотя половину своей жизни прожил в СССР, уже забыл многое из советского.

Это – не советское. Это – «совковое». А «совок» это какое-то такое пренебрежение к Западу, мол, они ни дружить, ни пить не умеют, и счастья там нет, и в гости не ходят. Это такая форма расизма, что ли. Даже не знаю, как это лучше назвать. Но однозначно это относится к каким-то «… измам».

Понимаете, капитализм это индивидуализм, а «совок» – колхоз. Мы вышли из колхоза и ненавидим тех, кто лучше нас. Условно говоря, это как футбольная команда, которая не умеет играть в футбол, поэтому ненавидит всех, кто умеет. Конечно, это примитивное сравнение, но в действительности все так и есть. А этот «совок» общий и для Украины, и для России, и для Беларуси, и для Казахстана.

Еще одно. «Западные» люди (те кто на что-то способен) из Украины или уже уехали или уезжают или планируют это сделать. Поэтому происходит пастеризация общества – в стране остаются лишь те, кто ни на что не способен и за это всех ненавидит.

Плюс к тому, в Украине все это накладывается на колоссальную узаконенную, понятную, четкую коррупцию. Не хочу сейчас говорить, кто кому сколько дает. Общеизвестно, что есть заработок от власти, причем не политических дивидендов, не электоральных баллов, а банальных денег. Конечно, ни одна власть в мире не свободна от этого. Но нигде это не есть целью. А у нас все наоборот: в футбол никто не играет, а бонусы получают, как игроки мирового уровня.

– Когда состоялись президентские выборы, многие были убежден, что Виктор Янукович получит очень мощную оппозицию в лице Юлии Тимошенко. Но не получила. Почему?

– Я же уже объяснил. Как сегодня оппозиция может действовать? В парламенте – никак! Оказалось, что привлекательность распределения президентской ветви власти значительно больше, чем что-либо другое.

К власти пришли недемократы. Появился страх. Этот страх появился не у нас. Для нас не были неожиданностью все эти переходы на сторону коалиции. Но даже если политиков какой-то из переходов и удивил, то общество – нет. У простых людей появилась мысль: не стреляют, и слава Богу.

Честно говоря, я ожидал от оппозиционных лидеров проявления здравого смысла. А его у них не оказалось. У кого от страха сделались ноги ватные, а у кого – пропеллер закрутился в одном месте. Некоторые себя уже увидели большими и ждали: «О! Регионалы сейчас затопчут Тимошенко, и я стану на ее костях большим, и когда солнце оппозиции стоять низко, то даже мое короткое тело будет бросать длинную тень. Хотя, конечно, оппозиция всегда сложнее объединяется.

Но! В стране, где есть сильная власть и оппозиция, никогда не будет никаких угроз. В Украине это не так. Главный виновник этого, конечно, Виктор Ющенко. Он положил свою политическую карьеру в огонь выборов, на котором варился суп для Януковича. Он сгорел, как дрова. Для чего – неизвестно. Но суп сварился вовремя. А вот если бы Ющенко отошел, не баллотируясь в президенты, то сейчас был бы моральным авторитетом в оппозиции, где была бы конкуренция, и что давало бы хорошие результаты.

Давайте также не забывать, что когда ПР была в оппозиции, то у нее были конкуренты. Правда, они были слабы, только спать не давали, особой погоды не делали, и единоличным лидером оппозиции была ПР. Тогда никто не пошел к ним в оппозицию. Яценюк пытался там лепетать, но не пошел.

Они не объединились против ПР. Они это сделали против Тимошенко. Они рассчитывали, что Юлия Владимировна победит на президентских выборах, и что они, кусая ее как власть, отхватят себе кусок властного пирога и будут угощаться им до конца своей политической карьеры. Вот это и было и, к сожалению, в дальнейшем является главной причиной бездействия оппозиции.

Что касается ошибок БЮТ, то я считаю, что те все митинги были лишними (протесты в конце апреля 2010, – авт.). Да, они были организованы снизу. Если бы это делалось сверху, то мы бы собрали не меньше людей, как в свое время это делали «Регионы», когда протестовали против НАТО. Однако, даже наслаждаясь инициативе снизу, нам не стоило их проводить, чтобы оставить шанс на большую массовую акцию.

Но, с другой стороны, даже этот определенный стратегический просчет даст нам возможность в дальнейшем больше никогда не собираться на непобедные акции. Любая наша следующая акция будет первой и окончательной.

– Из Ваших слов вырисовывается очень серая картина. Такое впечатление, что это тупик.

– Такая картина у нас будет до парламентских выборов. Если мы доживем до них…

– То есть?

– Вот вам еще один «черный мазок» – изменение избирательной системы. Она будет в том случае, если ПР получит бешеную победу на муниципальных выборах. И неважно, когда они состоятся – осенью или весной. Главный вопрос – по какой системе. Если они не получат хоть вдвое выше результат, чем в предыдущий раз – есть шанс на сохранение демократической системы на парламентских выборах.

– «Демократическая» – это какая? Пропорциональная?

– Понимаете, можно зазомбировать общество, увеличить порог проходимости и все такое прочее, а вот сфальсифицировать результаты на всеукраинском уровне по партийным спискам, по действующему избирательному праву – просто невозможно.

– Но у этой системы немало критиков.

– Больше вам скажу: демократия это вообще худшая система в мире, но лучшей еще никто не придумал. И действующая система выборов – наихудшая в мире, но лучше ее для Украины нет. Вот, например, для Франции, США все равно, какая система. А для Украины – нет.

– А как же «вернуть депутата избирателю»?

– Я против возвращения к «мажоритарке» не потому, что мне лень ездить по округу. Я сам свой первый мандат получил как мажоритарный депутат. Скажу откровенно, без мажоритарного округа я не стал бы депутатом. Я прошел, как «темная лошадка». Тогда нас было 100 таких. Сегодня же несколько таких «темных лошадок» пройдет, но это будут исключения, не будет сотни.

Более того, вспомните, что тогда произошло. Депутаты были перекуплены – кучмовское большинство имело 302 голоса. Это сделали «на раз–два». Сейчас перебежали 30, и мы говорим, что много. А тогда – 100 за одну неделю! И это притом, что они ездили в округ, их целовали в самые неприличные места и говорили: «Ох, какие вы молодцы, нам школу, дорогу, телефонный столб покрасили в два цвета». И что из этого вышло?..

Несомненно, сегодня пропаганда об отказе от действующей системы выборов ведется средствами ПР. Это понятно, поскольку главная составляющая разрушения парламентаризма – это возвращение к назначению депутатов прямым или опосредованным способом.

Но есть и светлые краски. Однако для того, чтобы они были четкими, мы, общество, должны дать отпор. Подчеркиваю: мы – общество, а не мы – БЮТ. БЮТ сейчас не в лучшей форме. Но мы готовы и все сделаем. Убежден, что на местных выборах все будет хорошо. Но это не получится без поддержки общества. Потому наибольшей нашей проблемой является равнодушие общества. Будем будить. И здесь нужна дорога с двусторонним движением.

– Но в равнодушии общества очень много виновных людей. Это и Ющенко, и Тимошенко, и Луценко, и Жвания. Этот список длинный.

– Нет-нет-нет. В равнодушии виноват только Ющенко. Мы никогда не призывали к равнодушию!

Хочется или нет, приятно или нет, но мы должны взять на себя ответственность за разочарование.

– Разочарование и равнодушие стоят рядом…

– Нельзя быть равнодушным к судьбе своей собственной страны. Вот что лучше, немножко побороться здесь и быть хозяином в стране, или всю жизнь в эмиграции? Правда, эмигрантом можно стать, не выезжая из страны… Думаю, вы понимаете, что я имею в виду.

Соглашусь, от разочарования до безразличия – всего один шаг. Но можно разочаровываться в личностях, а вот в демократии – нет.

Источник: Власти.нет

  • 53
  • 28.06.2010 07:13

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода