Украина. Кабмин по осени считают?

Читати цю новину російською мовою
Украина. Кабмин по осени считают?
Начатый с уходом министра ЖКХ в киевскую власть процесс «линьки» правительства 2 июля набрал обороты. Кабмин потерял и приобрел одного министра и пока остается без вице-премьера. «То ли еще будет!», — прогнозирует оппози

Начатый с уходом министра ЖКХ в киевскую власть процесс «линьки» правительства 2 июля набрал обороты. Кабмин потерял и приобрел одного министра и пока остается без вице-премьера. «То ли еще будет!», — прогнозирует оппозиция. «До осени – не будет», — утверждает большинство.

Правительство «худеет»

Несколько месяцев назад форсированное формирование правительства и итоговый список его членов позволили специалистам допустить, что кадровое благополучие на Грушевского продлится недолго. Кабмину не только с первых дней существования «сватали» антикризисный состав «мавров», делающих свое непопулярное реформационное дело и уходящих, но и заранее указывали на те «тонкие места», которые будут в первую очередь принесены в жертву для успокоения жаждущей публики. Но, вопреки ожидающим первоочередной отставки Дмитрия Табачника, кадровые перестановки в правительстве пошли по несколько другому пути.

Первой потерей нынешнего Кабинета министерского уровня стал санкционированный свыше переход экс-главы  МинЖКХ Александра Попова в КГГА, где тот должен сыграть роль скорой профессиональной помощи. Но можно было предположить, что «плановый» уход не окажется первым и последним. С одной стороны, оппозиция уже неоднократно порывалась лишить портфелей ряд наиболее неоднозначных членов Кабмина. С другой стороны, и в нынешней ситуации – это более значимо, периодически своим недовольством работой конечного результата подбора кадров делились и премьер, и президент (перечень вызывавших гнев главы государства достаточно широк, а самым высокопоставленным среди них, пожалуй, является вице-премьер Виктор Тихонов) … Поэтому запланированное правительством увольнение «экологического» министра Виктора Бойко большого удивления не вызвало. Действия главы Минохраны окружающей среды вызывали нарекания даже у делегировавшей его во власть фракции Блока Литвина, да и скандал с заместителем-взяточником, в защиту которого в свое время выступил руководитель министерства, тоже еще свеж в памяти. Посему отставка Виктора Бойко и назначение на его место нардепа-«регионала» и уже экс-главы Госрезерва Николая Злочевского выглядели закономерно. А вот последовавшее выдворение из вице-премьерского кресла Владимира Семиноженко стало сюрпризом.

Увольнение гуманитарного зама главы правительства сходу производит впечатление невероятно своевременного экспромта оппозиции. Судя по постановлению авторства представительницы фракции БЮТ Ольги Боднар, главным основанием для снятия вице-премьера с должности должны были стать обстоятельства его назначения – с нарушением регламента ВРУ. Тем не менее, инициатива, которая поначалу выглядела сугубо «технической», была активно поддержана депутатским корпусом. Лишиться Владимиру Семиноженко должности помогли 378 «за» как оппозиционеров, так и членов коалиции.  После чего осталось только ответить на вопрос: что послужило поводом для такого внезапного обобщения порывов.

Официальная причина увольнения куратора гуманитарных вопросов не выходит за рамки этикетных требований. Переход на другую должность (ею оказалось главенствование в Госкомитете по вопросам науки, инноваций и информатизации), где специалист сможет показать себя с наилучшей стороны – и только. Но, с учетом того, что отставка Владимира Семиноженко была неожиданной для него самого, предсказуемость такого кадрового решения однозначной не выглядит. В качестве объяснения своей позиции в Партии регионов успели предложить несколько вариантов, большинство из которых в той или иной форме обыгрывает тезис о неэффективной работе премьерского заместителя. «Камни преткновения» предложены в ассортименте. Среди них – создание ненужных комитетов, выступление против «генеральной линии партии» в вопросах с языком дубляжа кинофильмов, неспособность «разрулить» ситуацию вокруг Института национальной памяти и «ряд других» (по словам нардепа-«регионала» Вадима Колесниченко) претензий.

Внезапность отставки Владимира Семиноженко, которую в прессе склонны объяснять личной волей президента, породила массу предположений по поводу ее истинных причин. Помимо таких интересных версий, как намерение упразднить должность вовсе, часто упоминается желание освободить материально привлекательную должность для другого кандидата (среди фаворитов – Дмитрий Табачник и Анна Герман). Впрочем, до назначения нового вице-премьера судить об этом тяжело. С другой стороны, увольнение одного из заместителей премьера породило волну подозрений по поводу того, что оно может знаменовать переход внутренних конфликтов в Партии регионов на новый уровень. В таком случае, серьезное перераспределение должностей между разными группами влияния может быть еще впереди.

Затишье перед бурей?

Экс-вице-премьер смену должности пояснил просто и в духе времени. «Моя отставка говорит о наличии определенных проблем в коалиции», – убежден Владимир Петрович. На Банковой с такой трактовкой не согласны. «В коалиции все в порядке, все действия являются абсолютно согласованными», — уверена Анна Герман. Но убежденность главы АП должна еще пройти проверку практикой. Пока же по поводу «абсолютной согласованности» у внимательной аудитории вопросы могут появиться легко. Примерами тому служит, как и разноголосица заявлений разных представителей Партии регионов, так и отсутствие общих позиций между крыльями коалиции.

Временная неопределенность с возможными отставками в Кабмине может быть связана с разнообразием возможных мотивов для увольнения тех или иных министров. Например, речь может идти об уже упомянутом недовольстве «начальства». Так, среди наиболее вероятных кандидатов на вылет упоминается министр угольной промышленности Юрий Ященко, который уже успел вызвать недовольство президента в мае. Есть вопросы и к другим министрам, цитирует газета «Дело» анонимные источники информации, в частности, к «социальному» Василию Надраге и «аграрному» Николаю Присяжнюку. В «группе риска» и Дмитрий Табачник, вызывающий недовольство не только у оппозиции или протестующих студентов. С другой стороны, свое веское слово действительно может сказать усиление противостояния либо между разными флангами Партии регионов, либо внутри парламентского большинства. По слухам, лишиться своей должности может глава достаточно привлекательного в кадровом смысле слова Минздрава Зиновий Мытнык — им недовольна близкая к группе Ахметова глава профильного комитета ВРУ Татьяна Бахтеева, а на само место может претендовать коммунист Юрий Гайдаев или (есть и такие предположение) секретарь СНБО Раиса Богатырева, которая этот пост уже занимала … Наконец, есть еще и пожелания оппозиции, которые, взяв на вооружение проверенное в боях замечание о нарушениях регламента, готовы уволить всех министров, кроме силовиков. И на острие атаки на сегодня находятся Сергей Тигипко, Василий Цушко и Юрий Бойко.

Голосование за отставку Владимира Семиноженко (а до этого – безрезультатные попытки уволить Дмитрия Табачника и Анатолия Могилева) показали, что для успеха оппозиционных инициатив остро необходимо ситуативное согласие правящего большинства на кадровые перемены. И многое здесь зависит от уместности момента и общеполитических раскладов, проясняющихся преимущественно по факту голосования. Например, успешное снятие с должности Василия Цушко могло бы символизировать окончательное пренебрежение интересами коммунистов, намеков на которое хватает уже сейчас, а увольнение Юрия Бойко оказалось бы серьезным ударом по позициям группы Левочкина-Фирташа. Но пока внутри главной коалиционной партии пытаются сохранить видимость полного благополучия. «Я не думаю, что в ближайшее время у нас состоятся какие-то отставки по инициативе кого-либо», — стоит на нейтральных позициях глава фракции ПР Александр Ефремов. Что интересно, причиной для выказывания подобной категоричности стало желание КПУ подвергнуть при случае остракизму еще одного вице-премьера – Сергея Тигипко.

Потенциальная судьба правительственного «дежурного по реформам» из общей картины аккуратного кадрового лавирования между интересами разных «очагов» влияния выбивается демонстративной равноудаленностью от центров закулисного выяснения отношений. Но сама по себе ситуация с возможной отставкой экономического зама Николая Азарова становится интереснее с каждым днем. То в Партии регионов делятся своими претензиями к лицу реформ, то убеждают, что поводов для его увольнения нет. То один заместитель Сергея Леонидовича по партии (которую, к слову, «внезапно» начали вновь активно рекламировать) сообщает о его готовности уйти в отставку под «налоговым» соусом, то другой говорит, что «ни разу не слышал о таком желании». В условиях такой неопределенности желание оппозиции отставить вице-премьера в нужный момент может послужить сущим подарком коалициантам. Вопрос в том, когда именно наступит такой момент. Не исключено, что любое увольнительное поползновение будет признано как неуместное до тех пор, пока МВФ еще не выделил первый транш в рамках новой программы, об условиях которой Сергей Тигипко и договаривался. А там – уже и осень с ее намеками на кадровые изменения не за горами. Формально, причиной отложить некоторые существенные перестановки на потом послужило желание парламентских «меньшевиков» еще раз поставить на голосование вопрос об отставках Дмитрия Табачника и Анатолия Могилева – для того, чтобы войти в эту реку дважды нужно дождаться начала следующей сессии. Но в этом году старт нового политического сезона осложнится еще и региональными выборами. В канун которых властные расклады и внутри — и межпартийные связи могут претерпеть существенные изменения. В таком свете с подсчетом министров у власть имущих действительно может возникнуть желание повременить до осени. Если только ситуация и в самом деле позволяет промедление.

Источник: Подробности

  • 43
  • 08.07.2010 01:05

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода