В России грядет новая волна переименований — не будет улиц Маркса, Ленина и Свердлова

Читати цю новину російською мовою
В России грядет новая волна переименований — не будет улиц Маркса, Ленина и Свердлова
Недавно в Госдуме РФ состоялась большая дискуссия о возвращении исторических имен городам, улицам. В обсуждении проблемы участвовали священники, депутаты Госдумы, ученые, политологи.

ЗАЧЕМ НАМ СТАЛИН?

 — Нельзя сохранять имена политических деятелей, которых общество расценивает неоднозначно, таких как Сталин и Свердлов, с которыми связаны убийства, — высказал мнение председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев.

Ивлиев рассказал, что беседовал об этом с ветеранами Великой Отечественной войны, которые предлагали «вернуть» Сталина к 65-летию Победы. Вроде как «по просьбе фронтовиков».  

 — Давайте выполнять решения ХХ съезда КПСС, делегатами которого были 90% участников Великой Отечественной, — напомнил ветеранам депутат. — ХХ съезд развенчал культ личности Сталина и постановил убрать его отовсюду.

Политолог Александр Ципко заметил, что сохранение имен Сталина и Ленина формирует коммунистическое самосознание.

 — Я ехал в метро Новосибирска и был поражен, что все еще существуют станции «Площадь Маркса», «Площадь Ленина», — рассказал политолог. — Все эти названия рассчитаны на тупое сознание, и, пока сохраняются коммунистические названия, антикоммунистическая революция не завершена, — заключил категоричный политолог.

Он уверен, что в этом вопросе не нужно ждать решений Москвы — инициатива должна быть из глубинки.

 — Спасение — в региональном патриотизме, — считает политолог. -  Люди в глубинке любят свой край и хотят возвращения исторических имен. Только избавившись от всех коммунистических названий, мы завершим антикоммунистическую революцию.

 — «Политика, опрокинутая в географию», — назвал спор о названиях в стенах Думы профессор Университета дружбы народов Михаил Горбаневский, председатель правления Гильдии по документационным и информационным спорам. Он рассказал, что в старинном городе Старая Русса батюшка с большим трудом добился, чтобы переименовали улицу Урицкого, на которой стоит храм Святого Георгия. — Батюшка сокрушался, что невозможно служить в храме на улице Моисея Соломоновича Урицкого — одного из основателей красного террора, — рассказал профессор.   

БОЛЬШЕВИКИ: ПОБЕДИТЕЛИ ИЛИ ПРЕСТУПНИКИ?

Однако не все участники думской дискуссии были против советских названий.   

 — Какое историческое название можно вернуть проспекту Ленина в Челябинске, если он был так назван с самого своего создания? — спросил депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. — И улицы Советская и Коммунистическая получили свои названия с самого своего рождения.  Челябинск — продукт индустриализации 30-х годов прошлого века, и других названий, кроме советских, в нем просто нет. Урал получил мощное развитие именно в советские 30-е годы, все мои родные оказались на Урале, там родился я и живут мои дети. Советская идеология была идеологией победителей, и не надо полностью отвергать 70 лет нашей истории. Если мы сейчас начнем переименовывать все и вся, то как раз и уподобимся большевикам, которые  заменили все прежние названия.

 — Даже в сталинской школе разделяли ужасы крепостного права и подвиг русских солдат на Шипке! — с возмущением возразил депутату политолог Ципко. — Все равно невозможно уйти от европейской оценки коммунистического строя и его деятелей! Еще в 1928 году русский философ Бердяев поставил коммунизм в один ряд с фашизмом!

ПАМЯТНИК РУСОФОБУ МАРКСУ

 — Советскую идею притащили к нам с Запада, — заметил историк Петр Мультатули. — Маркс, навязавший России коммунизм, мыслил западными категориями. И осознание того, как проник в Россию коммунизм, — это вопрос будущности нации.

 — Гениальный экономист Маркс на самом деле плохо относился к России, его можно считать предтечей русофобии, — поддержал мысль депутат Госдумы политолог Сергей Марков. — Поэтому неправильно, что в России «марксистские» названия.

Депутат поддержал высказанную на заседании идею развесить в день расстрела царской семьи, 17 июля, доски на станции «Войковская» с рассказом о том, кем был Войков и какова его роль в гибели последнего русского царя. Но Марков предложил все-таки поинтересоваться мнением москвичей, хотя бы тех, которые живут на «Войковской».

 — Если бы святой Владимир провел референдум, крестить ли Русь, как вы полагаете, каким был бы ответ? — задал вопрос замдиректора по научной работе Института Российской истории РАН Владимир Лавров.

 — Конечно, не крестить, — засмеялись в зале.

 — Так и жили бы мы с Перунами да Даждьбогами, если бы Владимир не проявил политической воли, — продолжил историк. — В России определяющей всегда была воля главы государства, будь то царь, генеральный секретарь или президент. Но надо, как говорил Столыпин, «поспешать на легком тормозе» — то есть и дело сделать, и корабль не перевернуть. Конечно, не может быть буржуазной России со Сталиным, Лениным, Войковым. Эти названия все равно когда-то уйдут. И еще важно понимать, что Россия — правопреемница не только СССР, но и московских князей, и Древней Руси, и Российской империи, и тогда многое встанет на свои места.             

РОССИЯ — НАСЛЕДНИЦА СССР?

Эту же мысль продолжил и президент фонда «Возвращение» Юрий Бондаренко, заметив, что только недавно появилась идея разработать историческую доктрину — ее высказал председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.

 — Нужно было 20 лет прожить без коммунизма, нужно было, чтобы разные Ющенко и Гимпу кинули в Россию экскрементами! — горячился глава фонда. — Нам надо четко заявить: Россия — правопреемница СССР только по долгам, но никак не по нравственным аспектам истории. Уже прошло 20 лет после распада СССР, скоро и 40 лет пройдет, отведенных Моисеем для блуждания по пустыне для уничтожения в себе рабов, а у нас все еще существует политический винегрет в виде города Екатеринбурга, находящегося в Свердловской области. Хотя московские улицы Покровка,  Пречистенка, Маросейка, Остоженка так логично и основательно вошли в нашу жизнь, что будто и не было других, советских, названий.

Депутат Госдумы, профессор МГИМО Владимир Мединский рассказал, что недавно общался с риэлтором, и тот пошутил: «Квартиры на Метростроевской были бы значительно дешевле, чем на Остоженке» (Метростроевская — советское название Остоженки).     

Глава думского Комитета по культуре Григорий Ивлиев рассказал, что город Железнодорожный, где он живет, жители называют «Железкой» или «Желдором».

 — Конечно, это не добавляет гордости за свой город, — заметил депутат. — Лучше уж было бы историческое название — станция Обираловка, — упоминающееся в романах Льва Толстого.     

СКОЛЬКО СТОИТ НОВОЕ ИМЯ?

Участники дискуссии о возвращении имен предложили: надо, чтобы имя новое и старое существовали какое-то время вместе, тогда переход будет более мягким. Как это происходит с деньгами, когда в ходу новые и старые купюры, и последние постепенно изымаются.

Что касается расходов на переименования, то «это стоит копейки», утверждали участники встречи. Нагнетание же страхов вокруг непомерных трат выгодно коммунистам, которые не хотят, чтобы убирали советские названия.

Вице-президент фонда «Возвращение» Даниил Петров показал смету расходов на переименование шести железнодорожных станций — в трех из них (товарная, пассажирская, сортировочная) в названии было «Горьковская», в трех — «Свердловская» (теперь соответственно «Нижегородская» и «Екатеринбургская»). Так вот, когда запросили смету расходов из Свердловской железной дороги  — прислали цифру 12 миллионов рублей. Причем замена табло тянула на 5 млн., неоновые подсветки над названием — 3 млн.

 — После проработки из 12 млн. осталось 163 тысячи, — рассказал Петров. — Из них на бегущую строку и перезапись голоса диктора — 100 тысяч. Но оказалось, что на эти программы и так средства выделяются. В конце концов мы получили ответ: «Изменение названий не потребует затрат и будет осуществлено в плановом режиме».

 — Поезда будут ходить по новым станциям, но все-таки относящимся к Свердловской железной дороге, — заметил кто-то из участников встречи.

 — Да, дел — непочатый край, — резюмировал другой.  

В заключение участники заседания подписали обращение к главе РЖД Владимиру Якунину с просьбой переименовать-таки Ленинградский вокзал в Москве в Николаевский, решение о чем было принято еще год назад. И спросили в письме главу РЖД, какая помощь требуется для этого от Госдумы, общественности. Как объяснил депутат Владимир Мединский (инициатор дискуссии об именах): «Поезд с Ленинградского вокзала идет в другой город».  

А еще участники встречи в Думе поддержали высказанную во время дискуссии идею развесить на стенах ст. метро «Войковская» 17 июля, в 92-ю годовщину расстрела царской семьи, таблички с информацией о Петре Войкове. Человек, в честь которого названа станция (а также район и улицы в Москве и других городах), на самом деле был одним из организаторов убийства императора Николая II и его детей. Участники дискуссии высказали мнение, что чтить память трагически погибшего царя и увековечивать имя его палача — непростительное двуличие. Все равно что ехать к храму Христа Спасителя по улице Иуды Искариота. Имя большевика Войкова, убийцы русского царя, должно исчезнуть с карты России, решили на встрече. Депутаты Госдумы обещали поднять вопрос «о Войкове» на последнем летнем заседании 16 июля.

  • 40
  • 15.07.2010 14:48

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода