Украина — колыбель биологического террора

Читати цю новину російською мовою
Украина — колыбель биологического террора
Страшнее всего то, что спешно открываемые лаборатории нанимают непрофессионалов или плохо подготовленных для столь ответственной работы специалистов, а все ЧП на подобных объектах традиционно хранятся властями в глубокой тайне.

Если верить заявлению пресс-службы Ричарда Лугара, 15 июня наша страна не только получила уникальный (в своем роде) дар, но и удостоилась особой чести, пишет Обозреватель

Еще бы, именно на территории Украины неустанными стараниями сенатора Лугара и президента США Барака Обамы открыта «первая лаборатория 3-го уровня биологической безопасности в рамках программы «Совместное сокращение угроз». Кстати, созданием в Одессе учреждения, специализирующегося исключительно на изучении (с не совсем ясными конечными целями) самых опасных патогенных веществ на планете, американские политики активно занимались еще с 2005 года — года, ознаменованного приходом «оранжевой» команды к власти.

Было бы ошибкой считать приведенные даты обычным совпадением. Развитие событий в Украине в годы президентства Виктора Ющенко регулярно и убедительно доказывало: команду «оранжевой революции» отличало одно уникальное качество — за ширмой даров не видеть данайцев, их приносящих. Ну а когда в роли такого данайца выступает столь знаковая фигура, как Ричард Лугар, устоять просто невозможно.

Уважаемый сенатор в чем-то неуловимо напоминает «достопочтенного джентльмена» (по версии одноименной искрометной комедии 1992 года с Эдди Мерфи в главной роли) — хитрого и обаятельного плута из Флориды, в один прекрасный день четко осознавшего: в родной глуши перспектив реального заработка уже нет. Такие перспективы видятся ему только в большой политике. Судя по всему, сенатор Лугар не слишком отличается от героя «Достопочтенного джентльмена» — ну разве что масштабом и размахом деятельности, а в вопросе выбора средств для достижения своих целей американский политик с легкостью может дать фору любому киногерою.

Чего стоит одно лишь заявление Лугара о том, что помимо Украины, американцы строят подобные лаборатории «в Казахстане, Азербайджане и Грузии»! Естественно, Украина захотела быть первой, приложила для этого все усилия и легко добилась желаемого результата. А то, что этот результат достигнут достаточно легко, почти никого не удивило.

На самом деле причин для удивления и вопросов хватает — например, почему в период глобального финансового кризиса сверхдержава оказывает активнейшую поддержку проекту строительства дорогостоящей научно-технической лаборатории в нашей стране? Чем вызвана необъяснимая доброта «данайцев»?

Скорее всего, элементарным экономическим расчетом! Смысл переноса технологически грязных производств из развитых государств Европы и США в бедные страны третьего мира под лозунгом подъема местной экономики, пожалуй, понятен сегодня каждому. Речь не только о прямой экономической выгоде, но и о намерении выбросить свой мусор (в том числе и смертоносный для всего живого) на территории чужого двора, желательно расположенного как можно дальше от родного ранчо. Естественно, Украина в этом плане — идеальный кандидат, и в данной многоходовой комбинации Ричарду Лугару удалось практически невозможное. Грамотно сыграв на чувствах псевдо-национал-патриотов, американский сенатор (при активной поддержке Белого дома) успешно превращает нашу страну в полигон для испытания не прошедших проверку вакцин, лекарственных препаратов и терапевтических методик, в технологический цех по производству противоядий методом проб и ошибок, в склад губительных для всего живого вирусов и патогенных веществ, а также просто в помойку для отходов жизнедеятельности западных фармацевтических и биотехнологических корпораций.

И это действительно так. Соединенные Штаты, расширившие всего за 9 лет площадь биотехнологических лабораторий в 30 раз, а количество этих учреждений с 20 до 400 и вложившие более 60 млрд. долл. в мифическую защиту от биологического терроризма, сыты по горло результатами деятельности «специалистов в области борьбы с биологической угрозой». От отходов такой жизнедеятельности американцы готовы избавляться любыми способами и средствами.

Взращивание угрозы биологического терроризма

В конце февраля двое американских ученых, выпускников престижного Принстонского университета, издали книгу, способную лишить сна даже самых отъявленных оптимистов. Речь идет о бестселлере «Взращивание биологической угрозы: как программы биологической обороны США экспортируют страх, глобальные риски и подрывают нашу общую безопасность». Авторы — Линн Клотц и Эдвард Сильвестер — утверждают: 60 млрд. долл. бюджетных средств, потраченных американским правительством на борьбу с биологическим терроризмом с 2001 года, вовсе не следует считать гарантией безопасности для жителей планеты. Напротив, США щедро оплачивают работу исследователей, в буквальном смысле слова забавляющихся со смертельно опасными веществами с халатностью, достойной порицания. [«Взращивание биологической угрозы: как программы биологической обороны США экспортируют страх, глобальные риски и подрывают нашу общую безопасность».

Линн Клотц, эксперт в вопросах биологической безопасности, уверен: угроза использования террористами биологического оружия чрезмерно раздута, а реакция США (по объемам затраченных средств и количеству открытых в разных странах лабораторий) просто неадекватна реалиям. По его мнению, правительство США на территории своей страны может не опасаться серьезной атаки биологических террористов.

Реальная угроза исходит совсем с другой стороны. Речь идет об опаснейшей деятельности лабораторий, функционирующих не только в США, но и в других странах. Во-первых, авторов поражает благодушно-бездумное отношение сограждан к открытию таких учреждений в городах. Так, жители Бостона даже не представляют, что таит в себе «ящик Пандоры», скрытый в недрах построенной в самом центре их города биологической лаборатории 4-го уровня безопасности. Клотц и Сильвестер активно противостояли ее открытию, но оказались в меньшинстве. В своей книге они рисуют страшные сценарии развития событий. Представьте себе: сотрудник лаборатории, заразившийся на работе вирусом атипичной пневмонии и не подозревающий об этом, возвращается домой на метро, чихая в сторону пассажиров…

Страшнее всего то, что спешно открываемые лаборатории нанимают непрофессионалов или плохо подготовленных для столь ответственной работы специалистов, а все ЧП на подобных объектах традиционно хранятся властями в глубокой тайне. В ходе периодических проверок споры сибирской язвы неоднократно обнаруживались прямо на поверхностях рабочих столов исследователей. В 2005 г. из биологической лаборатории в Ньюарке таинственным образом исчезли мыши, зараженные возбудителем бубонной чумы. Сотрудники другой лаборатории, сумевшие расшифровать геном оспы, опубликовали полученные данные в интернете, выложив их в открытый доступ! Недавно американские исследователи эксгумировали останки найденного на Аляске тела, буквально возродили вирус «испанки» 1918 года и, не мешкая, рассказали о мельчайших подробностях своего эксперимента всему миру. Подобные сведения, используемые злоумышленниками, могут стать причиной настоящей катастрофы. Ученые просто не задумываются о том, что иногда создают предпосылки для новых Нагасаки и Хиросимы.

Авторы «Взращивания биологической угрозы» призывают США отказаться от излишней секретности, свернуть опасные работы, ведущиеся в многочисленных лабораториях, закрыть большую часть этих «испытательных полигонов» и наладить глобальное сотрудничество для борьбы с биологическим терроризмом. По мнению Клотца и Сильвестера, угроза пандемий сегодня гораздо актуальнее вероятности любого теракта.

Попробуем разобраться, на каких юридических основаниях строится работа биотехнологической лаборатории по американскому образцу.

Биотехнологические лаборатории — без оснований и вне контроля

Как правило, с наиболее опасными патогенными веществами работают лаборатории двух уровней соблюдения биологической безопасности — 3-го и 4-го (BSL-3 и BSL-4). Американские власти регулярно заявляют о всестороннем укреплении безопасности в этих учреждениях, но эксперты говорят, что эти мероприятия нельзя считать даже условно адекватными.

Лаборатории уровня BSL-4 представляют собой «мизерно малую» часть глобальной проблемы безопасности (именно здесь изучают вирусы неизлечимых пока недугов), считает авторитетный микробиолог и эксперт по вопросам биологической безопасности Ричард Эбрайт. Гораздо более существенную угрозу таят в себе свыше 400 лабораторий менее строгого уровня безопасности — BSL-3. «Большинство их сотрудников имеют доступ, например, к спорам сибирской язвы», — отмечает Эбрайт, добавляя, что меры безопасности в таких учреждениях не отвечают современным требованиям.

Пик образования этих структур пришелся на 2004 год — именно тогда руководство национальных институтов здравоохранения США заявило об увеличении площадей биотехнологических лабораторий в 20 раз. Строительством собственных огромных лабораторий занялись министерства обороны, сельского хозяйства и внутренней безопасности. Поразительно, но никакого научного обоснования этого предоставлено не было. Если до 2001 г. со спорами сибирской язвы работало не более 100 американских ученых, то сегодня доступ к этому убийственному материалу имеют более 15 000 сотрудников 400 лабораторий в США и за рубежом. Бюджетные средства на изучение патогенных веществ весьма успешно осваиваются 11 федеральными ведомствами США.

Контролирующие структуры (центры санитарно-эпидемиологического надзора и министерство сельского хозяйства США), призванные регулировать деятельность подобных биологических лабораторий, до сих пор не подготовили перечень конкретных требований к работе и персоналу этих учреждений. Власти лишь пытаются контролировать степень ограниченности доступа к патогенным веществам и их надлежащий учет. Руководителям лабораторий 3-го и 4-го уровней предлагается самостоятельно разрабатывать планы мероприятий по обеспечению безопасности вверенных им объектов, а затем эти планы подлежат одобрению либо органами санитарно-эпидемиологического надзора, либо министерством сельского хозяйства. Многие руководители лабораторий — академические ученые, не имеющие системного представления о методах организации охранно-пропускной системы на предприятиях… «Главное к ним требование состоит в наличии замков на лабораторных дверях», — сетует Ричард Эбрайт.

В октябре 2008 г. Главное контрольно-финансовое управление США (GAO) провело проверку деятельности 5 ведущих американских лабораторий максимального уровня безопасности (BSL-4), где ведутся исследования самых смертоносных патогенных веществ в мире. Выводы оказались холодным душем — в 2 из 5 учреждений зафиксированы совершенно недопустимые нарушения. Речь идет о Юго-западном фонде биомедицинских исследований (Сан-Антонио, Техас) и лаборатории Университета штата Джорджия (Атланта). Вместо 15 обязательных мер (барьеров) безопасности в этих учреждениях использовались всего по 3—4 рекомендованные системы. В частности, полностью отсутствовало видеонаблюдение и централизованные посты охраны. В Джорджии инспектора испытали настоящий шок, встретив на территории якобы абсолютно закрытого заведения одного из местных жителей, гуляющих вокруг лабораторного корпуса. Вошел он туда через никем не охраняемые ворота подъездных путей.

В 2004 г. грянул настоящий скандал — сотрудники лаборатории 3-го уровня Южного исследовательского института SRI (Фредерик, Мэриленд) по ошибке отправили посылку с живыми штаммами сибирской язвы в лабораторию Детской клиники Исследовательского института Окленда (Калифорния). Работа провинившейся лаборатории была лишь временно приостановлена.

В главном контрольно-финансовом управлении США признают, что большинство лабораторий 3-го уровня просто не могут позволить себе необходимых расходов на введение режима строжайшей безопасности. Главная причина кроется в острой нехватке средств, поскольку погоня за количеством вновь открываемых лабораторий привела к серьезному урезанию бюджетов. Кроме того, актуальны и вопросы текучки кадров — плохо организованный и слишком явный контроль и слежение раздражают хороших специалистов, не желающих сотрудничать со структурами, не способными обеспечить оптимальное сочетание безопасности с комфортностью работы.

Лабораторный биотерроризм как новая угроза

Микробиолог Брюс Айвинс, по мнению ФБР, виновный в гибели 5 и намеренном заражении 22 человек, трудился в структуре, входящей в состав министерства обороны США. Он не только по праву считался ведущим специалистом правительственного проекта по разработке вакцины от сибирской язвы, но и регулярно консультировал правоохранителей по техническим вопросам, связанным с использованием биологического оружия в терактах и преступлениях. Вероятно, именно поэтому следствию понадобилось 7 лет, чтобы обвинить доктора Айвинса. Но самое главное в том, что именно этот человек имел неограниченный и бесконтрольный доступ к наиболее смертоносным веществам на планете, несмотря на то что в его медицинской карте на протяжении многих лет врачи отмечали явную склонность к патологиям поведения и психическую неустойчивость.

Иными словами, критикам американской программы защиты США от биологического терроризма и делать ничего не надо было. Оставалось только указать на Айвинса, совершившего самоубийство (или попросту устраненного) в 2008 г., — вот наглядный пример полного несоответствия и недееспособности системы.

Существуют серьезные сомнения в том, что мы когда-либо узнаем истину о степени виновности доктора Айвинса: следователи говорят одно, а адвокаты покойного биолога — совершенно другое. Более того, предсмертной записки не было, а власти по неизвестным причинам не удосужились провести вскрытие тела. Но и то, что уже известно, вселяет ужас: помимо того что у Брюса Айвинса были проблемы с психикой, подчиненные и начальство вполне обоснованно считали его крайне халатным и неаккуратным, склонным к совершению опасных ошибок в повседневной работе.

Доктор Айвинс — это лишь наиболее яркое отражение грандиозных проблем, существующих в этой области исследований. Эксперты говорят о том, что опасаться стоит не только ренегатов вроде Брюса Айвинса, но и молодых неопытных ученых, спешно заполняющих вакансии в строящихся лабораториях и получающих право доступа к запасам веществ, которых хватит для многократного уничтожения населения всей планеты.

Напомним и об отсутствии надзора и контроля, полной неадекватности охранных систем, регулярном сокрытии ошибок — вот она, потенциально смертоносная комбинация, несущая реальную угрозу человечеству. Даже с точки зрения математической логики понятно — чем выше количество исследований в области опасных вирусов, тем больше вероятность случайного заражения или злонамеренного использования патогенов. И практика только подтверждает верность этой теории.

Источник: Власти.нет

  • 83
  • 17.07.2010 06:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода