Эксперты: Янукович не знает, что делать дальше

Читати цю новину російською мовою
Эксперты: Янукович не знает, что делать дальше
Парадоксальная тенденция эпохи Януковича – все знают, что надо куда-то двигаться, и даже двигаются – только не знают, куда. «Системных реформ», ставших фетишем «сине-белых» во время избирательной гонки, мы пока так и не увидели.

Перед президентскими выборами популярной была идея о том, что Президент Янукович во многом будет напоминать Президента Ющенко – естественно, с поправкой на особенности характера и ментальности, команду соратников, финансовую и идеологическую мощность возглавляемой им партии.

Считалось, что Юлия Владимировна, потерпевшая поражение в главной битве своей жизни, после возврата в родную оппозиционную стихию станет мощнейшим противовесом «команде профессионалов»; как выразился один из народных депутатов в кулуарах парламента, «Юля Януковичу такую «веселую жизнь» устроит, что тот еще пожалеет, что стал президентом».

Судя по всему, Виктор Федорович пока ни секунды не пожалел о том, что занял самый высокий пост в стране. Все его действия с момента инаугурации направлены на единственное – на максимальную концентрацию власти в своих руках и выстраивание жесткой иерархической системы, замкнутой только на самом себе.

Не давая возможности оппонентам опомниться после поражения, Янукович в краткие сроки создал «под себя» коалицию, сформировал полностью лояльное правительство, укрепив основание властной пирамиды расстановкой нужных лиц на местах.

При построении своей системы власти Янукович пошел другим путем, нежели в свое время Кучма и Ющенко. Леонид Данилович вообще считался мастером создания «системы сдержек и противовесов», виртуозно уравновешивая интересы разнообразных ФПГ и политических группировок, Виктор Андреевич в меру своих возможностей также пытался играть на противовесах – к примеру, сделав Юлию Тимошенко премьер-министром (в 2005 году), он немедленно отправил в СНБО Петра Порошенко, значительно укрепив полномочия этого органа.

Янукович тоже вроде бы расставляет на разные должности представителей разных групп влияния: Ахметов получил во власти «своих» Колесникова, Сафиуллина и Акимову, Фирташ – Левочкина, Бойко, Хорошковского и так далее. Впрочем, до разумного балансирования Кучмы Виктору Федоровичу далеко – Ринат Леонидович, при всей своей любви к футболу, вряд ли готов ограничиваться им одним, а «его» экономист Акимова все же является подчиненной Левочкина, который смог совершить, казалось бы, невозможное – стал важнее «донецких» во «внутрирегиональной» иерархии.

Несбалансированность властного механизма проявилась в том, что первый достаточно серьезный внутренний конфликт – отставка Нестора Шуфрича – произошел еще до истечения традиционных для постсоветского пространства «девяти месяцев до первой ссоры». И есть основания думать, что раскол в «команде единомышленников» со временем будет только углубляться.

Администрация Президента со сменой названия сменила и свою роль в государстве, превратившись в подобие АП эпохи развитого кучмизма (с Левочкиным в роли Медведчука). И это не менее заметная тенденция, нежели построение Януковичем своего персонального режима – подчинение всех органов власти в стране одному – президентской канцелярии.

Инициативы Президента (или Левочкина?) без малейших трудностей проходят обкатку в правительстве или голосование в парламенте. Сама же парламентская коалиция, несмотря на внушительную численность, не играет в стране никакой роли, по сути, превратившись в послушного исполнителя под контролем «сигнальщика» Чечетова.

Стремительный рост численности коалиции – частное проявление еще одной тенденции – изменения правил игры под ее цель. «Регионалы» еще до второго тура выборов успешно взяли себе на вооружение принцип «если нельзя, но очень хочется, то можно». Изменений законодательства в частных интересах много: «тушкование», смена правил местных выборов и даты их проведения, попытки продавить новый закон о референдуме и т.д.

Впрочем, иногда не требуются даже изменения законодательства – смогли же принять бюджет страны за десять минут без всякого обсуждения. А самый свежий пример – попытка отменить политреформу – свидетельствует о том, что властная команда решила закрепить достигнутое, чтобы потом ориентироваться на новые высоты.

Все события в парламенте проходят под внимательным контролем руководства ПР в лице Александра Ефремова, сама же партия явно превращается в «руководящую и направляющую силу», и впервые с момента обретения независимости можно говорить о появлении настоящей «партии власти». Если же партнеры ПР по какой-то причине идут в разрез с «генеральной линией», их, как правило, можно нейтрализовать либо привлечением «тушек», либо напоминанием о темном прошлом лидера одной из «малых фракций», либо пресловутым материальным аргументом.

Стремительному завоеванию власти вполне могла бы помешать оппозиция, если бы ее внутренние проблемы не отнимали у нее столько усилий. Янукович, набравший меньше половины голосов украинцев, принялся сразу нейтрализовывать всех своих более-менее опасных конкурентов.

«Сильный» Тигипко был отправлен в правительство, «фронтовика» Яценюка осыпали комплиментами с Банковой, многих ключевых орговиков и финансистов БЮТ переманили в коалицию. Уголовного дела против Тимошенко мы пока не дождались, но не исключено, что только «пока» — как можно судить по информации из самых разнообразных источников, дела Макаренко и Диденко как раз и направлены против Юлии Владимировны и ее правой руки Александра Турчинова.

При этом сама лидер разъединенной оппозиции продемонстрировала потрясающую неготовность к борьбе в новых условиях. Отсутствие плана «Б» на случай поражения на выборах привело к тому, что Тимошенко пришла в себя лишь после того, как слишком многое было проиграно.

Даже тогда еще можно было бы собраться и нанести эффективный контрудар, но борьба за право возглавить борьбу с режимом оказалась важнее самой борьбы с режимом. В итоге, ни малейшего намека на стратегию и тактику БЮТ за последние месяцы не было видно – если, конечно, не считать «тактикой» повторение мантр о «бандитах и коррупционерах у власти» в эфире политических ток-шоу.

«Они там, наверху, сами не знают, что делать. А мы тогда что можем сделать?» — эту фразу от депутатов-бютовцев «Главред» слышал бесчисленное множество раз.

Учитывая беспомощность оппозиции, тормозом на пути построения режима единоличной власти Януковича худо-бедно являются СМИ, которые, помимо демонстрации падающих венков, все же иногда ведут и системную критику власти. «Закручивание гаек» в виде отдельных цензурных скандалов поначалу воспринималось скорее как совпадение, но впоследствии «количество перешло в качество» — и о цензуре в нашей стране заговорили даже за ее пределами, а это причислить к проискам оппозиции сложно даже при большом желании.

Тем не менее, новая власть принесла и позитивную тенденцию – осознав, что защитить их некому, журналисты принялись защищать себя сами, и движение «Стоп цензуре!» — ярчайший пример. К сожалению, власть, в массе своей расценивающая журналистов (если те не пишут в ее честь хвалебные оды) как потенциально опасный для себя элемент общества, на антицензурные действия реагирует либо лицемерно, либо вяло, либо вообще никак.

Все описанное выше относится к инструментам достижения властью своих целей, пусть и недемократическим путем – укрепление вертикали, притеснение оппозиции, «закручивание гаек» СМИ и так далее. В то же время, проблема у власти как раз с целями (если не считать таковыми удовлетворение своих бизнес-интересов, которое все-таки не может быть единственной целью любой власти).

Парадоксальная тенденция эпохи Януковича – все знают, что надо куда-то двигаться, и даже двигаются – только не знают, куда. «Системных реформ», ставших настоящим фетишем «сине-белых» во время избирательной гонки, мы пока так и не увидели. Ссылки на то, что прошло очень мало времени, не проходят – за годы пребывания в оппозиции ПР могла наработать любой багаж «системных реформ».

Учитывая, что системной работы по реформированию страны не велось, и, не исключено, не ведется и сейчас, а делать что-то надо, власть решила пойти по самому простому пути – взять действия своих предшественников и сделать наоборот.

Отдельно отметим поворот во внешнеполитической ориентации – благо, он является едва ли не самым заметным. Внешнеполитическую модель на первых порах президентства Янукович решил строить на основе уступок – и, прежде всего, уступок РФ (а как иначе, если «Ющенко стелился перед Западом»).

Справедливости ради надо сказать: властная команда вовремя отметила, что дружбу, построенную лишь по принципу «я даю, ты берешь», дружбой назвать сложно, и «ударила по тормозам». Однако в целом, уничтожая ценности эпохи Ющенко, Янукович не предлагает ничего взамен. Пока это и выглядит главной тенденцией новой власти.

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:

Окончательные итоги подводить рано, потому что действия новой власти напоминают бег спринтера, которому надо бежать стайерскую, а может, и марафонскую дистанцию. На первых метрах был резкий старт, наш бегун вырвался вперед, но оказалось, что для окончания дистанции надо пройти еще не один круг, а тут как раз и начинают возникать серьезные проблемы с подготовкой и расчетом сил. Но итоги уже есть, и нельзя не присвистнуть от удивления – сколько всего было сделано за эти месяцы, но нельзя уйти и от скепсиса, оценивая возможное прохождение дальнейшей дистанции. Сейчас власть уже не знает: «Что делать дальше?». Власть смогла сконцентрировать в своих руках всю исполнительную вертикаль, подчинить себе парламент. Даже не хочется вспоминать о решении КС, манипуляциях с Регламентом – в конце концов, победителей не судят… Но возникает вопрос – а что же делать с этой вертикалью?.. Это же не самоцель, и не самоценность, а лишь инструмент, главное, как им распорядиться. Разве эта вертикаль начала проводить реальные реформы, о них лишь слышно – но не видно. Вертикаль видит реформы лишь в том, чтобы укрепить саму вертикаль. Уже сейчас стало понятно, что некоторые депутаты, министры стали балластом, который надо сбрасывать. Естественно, во многом за этим стоит борьба различных кланов внутри самой команды «регионалов», стремление контролировать жирные куски госсобственности, финансовые потоки и т.д. Но главным является то, что некачественное наполнение вертикали начало приводить к конфликтам. И это только начало – потому что в перспективе возможна отставка министра обороны, угольной промышленности, здравоохранения и т.д. Зачем вообще такой Кабмин – громоздкий, неповоротливый?.. Кризис власти неизбежен, если Янукович не сможет хирургическими мерами провести точечные замены в своей команде. А пока же понимания того, что делать с экономикой, что делать с другими сферами жизни страны, у власти нет.

Алексей Гарань, научный директор Школы политической аналитики Национального университета «Киево-Могилянская академия»:

Безусловно, наиболее яркой является тенденция монополизации власти, уничтожения системы сдерживания и противовесов и установления монополии одной политсилы. Давайте посмотрим на закон о судоустройстве – это абсолютная монополизация власти в стране, когда судебная власть переходит под тотальный контроль Президента и Высшего совета юстиции. Закон о местных выборах принят лишь в интересах одной партии, не хотелось бы говорить о наступлении на свободу прессы и т.д. В политике случилось то, на что не рассчитывало большинство аналитиков, особенно западных, – они ожидали от Януковича проведения цивилизованной политики, с тем, чтобы он развеял шлейф, который за ним тянется еще с 2004 года. В то время как политика Ющенко была безалаберной, оторванной от жизни, у Януковича она наоборот, приземлено-циничная – именно это ее главная особенность. Честно говоря, я не ожидал, что «регионалы» решатся на представление в КС об отмене политреформы. А учитывая то, что КС как суд почти уничтожен, мы можем ожидать от него любых абсурдных решений.

Источник: Главред

  • 42
  • 24.07.2010 13:27

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода