Почему Медведев хочет дружить с Западом

Читати цю новину російською мовою
Почему Медведев хочет дружить с Западом
Вскоре после вступления в должность российский президент Дмитрий Медведев получил вопрос от Financial Times, кем он является – человеком Запада или славянофилом. Медведев ушел от прямого ответа.

«Мир изменился, — заявил он, — поэтому мой главный приоритет это интересы России». Прошло два года, и отстаивая российские интересы, Медведев, тем не менее, склоняется к Западу. Давайте вспомним его последние действия.

Смелые шаги

 — На заседании Совета Россия-НАТО в Лиссабоне в ноябре месяце президент Медведев сделал ошеломляющую уступку, согласившись на участие России в разработке совместно с НАТО общеевропейской системы противоракетной обороны.

 — Политика Москвы в отношении Ирана сегодня уже далеко не такая дружественная, какой она была прежде. Администрация Медведева пересматривает прошлые возражения против санкций ООН в отношении Ирана, приводя свою иранскую политику в соответствие с политикой Европы.

 — Этим летом Медведев лично встречался в Подмосковье с губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером. Данная встреча состоялась после весьма необычного июньского визита Медведева в калифорнийскую Кремниевую долину. Как бы вспомнив о том времени, когда Иосиф Сталин оптом перенимал американские технологии производства для реализации своих пятилетних планов, медведевский Кремль дал понять, что он пойдет по американскому пути в области информационных технологий – а не по китайскому.

 — Вполне возможно, что Россию, наконец, примут во Всемирную торговую организацию, и что это может произойти следующим летом. Россия уже начинает сближаться с западноевропейскими странами в торговой и военной областях. Начались даже разговоры о присоединении России к НАТО.

«Перезагрузка» действует

Иными словами, та «перезагрузка» отношений с Россией, к которой призывал Обама, придя к власти, похоже, действует. После небольшой задержки в прошлом году перезагрузка сегодня подталкивает Восток и Запад к новому сотрудничеству.

Шаги Медведева сопровождаются затиханием разговоров о приходе Владимира Путина на третий президентский срок в 2012 году. «Франклин Делано Путин», — так один российский комментатор прокомментировал эту возможность. Российская конституция запрещает баллотироваться на пост президента три срока подряд. Но через два года закончится четырехлетний перерыв после второго президентского срока Путина, начавшийся в 2008 году, когда он стал премьер-министром.

В этом году Путин, у которого гораздо меньше симпатий к Западу, чем у Медведева, расплывчато намекнул на то, что он может пойти на третий срок в 2012 году. Это сразу породило кучу слухов и анекдотов, а именно: что маленький «Митя» (Медведев) ходит в лакеях у мужественного и крутого «Вовочки» (Путина). Если Путин решит баллотироваться, Медведев послушно снимет свою кандидатуру от «Единой России».

Однако все эти унижающие Медведева комментарии исчезли, когда он решил отправить в сентябре в отставку некогда влиятельного мэра Москвы Юрия Лужкова. Самоуверенный и наглый босс российской столицы, долгое время находившийся на своем посту, выступил в прессе с нападками на президента. Это было нетерпимо. Протеже Путина Лужкова обвинили в коррупции. А затем его резко заменили на обходительного Сергея Собянина, который ранее был главой администрации Путина и Медведева.

Новая ориентация Кремля на Запад, как и поворот одной из голов символического двуглавого орла России, не означает, что две трети российской территории, лежащей в Азии к востоку от Урала, утрачивают свое значение. Долгие годы Россия выступает за развитие торговых отношений со своим «стратегическим партнером» Китаем. Китай, наряду с этим, заключил ряд важных торговых соглашений о поставке нефти, других полезных ископаемых, а также о строительстве газопроводов с бывшими советскими республиками Центральной Азии, такими как Казахстан. Москва даже продает китайцам современные (но не самые передовые) военные самолеты.

Беспокойство из-за Китая

Но в России существует мощное подводное течение в форме предостережений по поводу Китая. «Россия должна создавать силы быстрого развертывания на своем Дальнем Востоке в целях стабилизации неприятных ситуаций, которые могут там возникнуть. Одновременно она должна существенно улучшать свои отношения  с Западом и США», — пишет известный российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр. В новой книге популярного консервативного писателя Олега Глазунова «Китайская угроза» приводятся высказывания российских и западных военных экспертов, в которых звучит предупреждение о том, что Китай создает собственные «силы быстрого развертывания для ведения наступательных действий в бассейне Тихого океана». С такими же предостережениями выступают востоковеды из Российской академии наук. Бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров высказывает собственные опасения, называя Китай «естественным» противником России.

Безусловно, взгляд двуглавого орла прикован сегодня к бурно развивающемуся Китаю, население которого почти в десять раз превышает российское. Китай может представлять для российских интересов на Западе гораздо большую опасность, чем, скажем, Япония в годы Второй мировой войны.

Но хотя Москва и поворачивается на запад, пока преждевременно говорить о том, что Россия вступит в новую холодную войну с Китаем по образу и подобию тех пограничных и идеологических конфликтов, которые возникали между ними в напряженные 60-е годы. Сегодня слишком большие деньги вложены в мирные двусторонние коммерческие связи.

Российская дипломатия в отношениях с Западом и США движется к согласию и договоренностям по важнейшим вопросам, и в этой обстановке российский министр иностранных дел Сергей Лавров подверг недавно резкой критике Северную Корею, проводящую агрессивную политику балансирования на грани войны и отказывающуюся прекратить работы по наращиванию своего ядерного арсенала. Такая линия поведения резко расходится с политикой неопределенности Китая в отношении Пхеньяна.

Важность нового договора СНВ

Обама в апреле этого года многое сделал для повышения доверия России к Западу. Он вместе с Медведевым подписал новый договор СНВ, предусматривающий сокращение ядерных арсеналов двух стран на одну треть. Он может еще больше укрепить такое доверие, убедив Сенат ратифицировать новый СНВ в предстоящие дни. Если ему это удастся, «перезагрузка» будет доведена до конца, и откроется новая, возможно, гораздо более позитивная глава в российско-американских отношениях.

Автор: Альберт Уикс — почетный профессор Нью-Йоркского университета, автор книг о российской политике. Опубликовано в «Christian Science Monitor» (США)

Источник: ИноСМИ.Ru

  • 46
  • 17.12.2010 02:24

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода