Год без власти, или В чем главная проблема Тимошенко?

Читати цю новину російською мовою
Год без власти, или В чем главная проблема Тимошенко?
Так и не сумев по-настоящему смириться с поражением на президентских выборах, она не последовала совету радикально настроенных соратников и не хлопнула кабминовской дверью сразу после инаугурации Виктора Януковича.

Год назад Юлия Тимошенко окончательно и бесповоротно стала оппозиционером. Так и не сумев по-настоящему смириться с поражением на президентских выборах, она не последовала совету радикально настроенных соратников и не хлопнула кабминовской дверью сразу после инаугурации Виктора Януковича. Юлия Владимировна решила держаться за премьерское кресло до последнего, в глубине души надеясь, что сформировать коалицию под себя Виктору Федоровичу не удастся, и она сможет действенно противостоять ему на посту главы правительства. Однако Янукович, подкорректировав правила парламентской игры, таки создал «свое» большинство, и 11 марта прошлого года новый Кабмин возглавил Николай Азаров, а Юлия Тимошенко была отправлена в отставку.

Затянувшийся старт

Объективно говоря, положение Юлии Владимировны в середине марта прошлого года было отнюдь не трагичным. Второй по популярности политик в стране, обладающий парламентской фракцией численностью под полторы сотни депутатов, Тимошенко получила неплохие возможности для старта нового этапа своей политической карьеры. Многие тогда говорили, что настолько сильной оппозиции в Украине еще никогда не было, и ждали от лидера БЮТ как минимум ожесточенного сопротивления новой власти.

А с этим как раз вышла заминка. Прежде всего – потому, что поначалу Тимошенко просто растерялась от неожиданных для нее поражения на президентских выборах и изгнания с премьерского поста. На осознание того факта, что самая важная в жизни Юлии Владимировны кампания проиграна, и нужно опять возвращаться на оппозиционные баррикады, ушло слишком много времени. Времени, которого новая власть не теряла, без труда завоевывая все новые и новые политические вершины и расшатывая находящуюся в недоумении от бездействия своего лидера команду Тимошенко…

Во-вторых, потому что Тимошенко, и так по факту являющаяся лидером украинской оппозиции, решила формализовать этот статус, в явочном порядке собрав под свое крыло остальных противников Януковича. Именно с этой целью в мае прошлого года был создан Комитет спасения Украины, мертворожденная структура, в рамках которой «моральные авторитеты нации» пытались помирить украинских политиков «под Юлию Владимировну». Именно для этого «тимошенковцы» пытались сформировать некую «объединенную оппозицию» как в парламенте, так и вне его стен.

В погоне за формой была потеряна суть: бютовцы потратили непростительно много сил и ресурсов не на, собственно, противостояние власти, а на «укрощение» соратников по оппозиционному лагерю, часть из которых – тот же Яценюк, например, – проигнорировали этот порыв, а другие – как, к примеру, «Свобода» – просто использовали его в собственных пиар-целях. В результате – своим лидером Тимошенко никто из оппозиционеров (кроме давно известной группы поддержки вроде НРУ или ПРП) официально так никто и не признал, а недавнее признание Юлии Владимировны: все, кто хотел объединиться в оппозиции, уже давно объединились, – стало, в сущности, признанием полного краха ее предыдущей стратегии.

Полной профанацией обернулась деятельность созданного под патронатом Тимошенко оппозиционного правительства. Даже беглый анализ его состава показал, что «слепила» его Тимошенко «из того, что было», и немалая часть «теневых» министров и на пушечный выстрел не были бы подпущены в случае чего к Кабмину настоящему. Теневое правительство не стало источником «горячих» новостей из жизни оппозиции. Более того, оно не смогло исполнить даже функцию фиксации в одном месте ядра политической группы поддержки Тимошенко – и эпопея с Владимиром Стретовичем, «слившим» свой Христианско-демократический союз новоявленному коалицианту Давиду Жвании и после этого аж до февраля этого года числившегося вице-премьером «оппозиционного Кабмина» – лучшее тому подтверждение.

В чем проблема?

Сегодняшняя ситуация с точки зрения самой Тимошенко, должно быть, выглядит неоднозначно. С одной стороны, она обладает всеми необходимыми атрибутами, которыми должен обладать успешный украинский оппозиционер. Она контролирует чуть ли не четверть парламента (что, согласитесь, немало), у нее есть какое-никакое, но оппозиционное правительство, представители ее политсилы имеют более или менее регулярный доступ к СМИ (уж во всяком случае, на полное отсутствие бютовцев в информпространстве Юлии Владимировне грех жаловаться).

С другой стороны, что-то в оппозиционной деятельности Тимошенко явно идет не так. Оппозиция в ее лице имеет практически нулевое влияние на формирование украинской политической повестки дня, власть не то, что не боится оппозиции – она, по большому счету, может попросту не обращать на нее внимания. Тимошенко, которой еще год назад пророчили политическое воскрешение в столь органичной для нее роли пламенной оппозиционерки, сегодня, по сути, действует на маргинесе политического процесса.

Причин такого положения дел несколько. Прежде всего, Тимошенко не сумела выработать дискурса своей оппозиционности – не смогла ясно и доходчиво ответить на вопрос, почему, собственно, она противостоит Януковичу? Нельзя сказать, что конкуренты Юлии Владимировны по оппозиционной нише справились с этой задачей лучше. Однако Арсений Яценюк при каждом удобном случае противопоставляет «зміни», за которые ратует его политсила, «реформам», которые якобы проводит действующая власть, а Тягнибок и его команда открыто называют Януковича оккупантом и то ли в шутку, то ли всерьез ожидают, что на протяжении ближайших двух лет произойдет революция.

Тимошенко же еще весной прошлого года сделала выбор в пользу национал-демократической риторики и противопоставления себя – «защитницы всего украинского», как шутят некоторые депутаты из ее политсилы, «неукраинской» власти Януковича. Эта позиция является, по большому счету, продолжением ее слоганов, доносимых до электората во время президентской избирательной кампании. Но подходит ли эта риторика для «мирного времени»? Вряд ли: не только потому, что географический ареал восприятия этой идеологии довольно ограничен, и, к тому же, в национал-демократической нише не протолкнуться между Ющенко, Кириленко и множеством нацдемов помельче. Дело в том, что за последний год ипостась первейшего национал-демократа Украины стала одним из ликов Виктора Януковича. Признаем, соперничать на национал-демократическом поле с человеком, толкователем месседжей которого в нужном ключе является Анна Герман, плюс который открыто призывает своих русскоязычных сторонников учить украинский, – крайне сложно…

Еще одной бедой Тимошенко является вторичность методов ее оппозиционности. Риторика в стиле «я хорошая, а Янукович плохой» не несет в себе конструктива, ценность и влиятельность массовых акций за последние несколько лет основательно нивелировалась… Попытка Юлии Владимировны «прорваться» в Интернет проектом «Украина третьего тысячелетия», по сути, провалилась – уж, во всяком случае, не став площадкой для презентации и квалифицированного обсуждения новаторских инициатив. Активность Тимошенко в Интернете ограничивается широко цитированными, но довольно однообразными месседжами на ее Твиттере, и это, конечно, немало. Однако на полноценное присутствие в Сети, на качественную работу с довольно многочисленной на самом деле целевой аудиторией Тимошенко, эта активность, как бы горько это не было признавать Юлии Владимировне, не тянет…

Наконец, сказывается на текущей деятельности лидера украинской оппозиции и масштабный финансовый кризис, поразивший ее политсилу после отхода от нее львиной доли спонсоров проекта «Тимошенко». Могла ли Юлия Владимировна удержать финансовых доноров БЮТ в своей орбите влияния – предмет отдельного разговора. Факт, однако, остается фактом: центральный аппарат партии и организации на местах уже довольно давно существуют в режиме жесткой экономии средств, и это ощутимо сказывается на эффективности их деятельности.

Что дальше?

Первый год Юлии Тимошенко в оппозиции Президенту Януковичу довольно сложно оценить однозначно. В ее деятельности хватало недоработок и откровенных ошибок. Впору говорить о том, что на протяжении этого года Тимошенко так и не смогла доказать общественности, что у нее есть сформированная стратегия политической деятельности, что она адекватно осознает цели, к которым стремится в своей деятельности (свержение ненавистного режима Януковича, конечно, на такую цель не тянет) и методы, которыми она этих целей будет добиваться.

Станет ли поворотным для Тимошенко второй год в оппозиции? Шансы на это имеются, притом немалые.

Во-первых, по сведениям «Главкома», партия «Батькивщина» сейчас озабочена масштабнейшей перестройкой своей структуры. Подробнее об этом мы расскажем на следующей неделе, пока что лишь обозначим, что вся партийная машина Тимошенко в настоящий момент «затачивается» на парламентские выборы 2012 года. Обретение «тимошенковцами» некой осмысленности деятельности вкупе с параллельным внутрипартийным аудитом, считают в партии, может оживить «Батькивщину» и придать ее оппозиционной деятельности нового качества.

Во-вторых, не исключено, что уже в ближайшее время к закономерному завершению придет эпопея с уголовным преследованием Тимошенко. Эпопея, от которой выиграли, по большому счету, обе стороны противостояния: власть посредством подписки о невыезде сумела на какое-то время отвлечь Тимошенко от активной политической деятельности (поговаривают, что следствием этого стало заметное усиление «группы Турчинова» в среде «Батькивщины»), а сама Юлия Владимировна с успехом воспользовалась вызовами на допросы в собственных пиар-целях. Мало того, что Генпрокуратура сама создавала для лидера БЮТ прекрасные поводы покрасоваться на телеэкранах с обвинениями в адрес власти, так смехотворность выдвинутых ей обвинений привлекла пристальное внимание к украинскому «избирательному правосудию» со стороны Запада. Губительность дальнейших допросов Тимошенко для собственного имиджа осознала и сама власть: недавно Анна Герман заявила о возможности изучения Юлией Владимировной материалов ее уголовного дела на дому: «чтобы не так часто являться в прокуратуру».

Сегодня мы можем констатировать: именно благодаря усилиям Тимошенко, Запад по-новому относится к процессам сворачивания демократии в Украине. Месседжи, на протяжении последнего времени получаемые властью из европейских столиц, наверняка сдержат ее от попыток построить в нашей стране режим «управляемой демократии». И это резко отличается от той политики «закрытых глаз», которой Европа встречала не очень конституционное формирование коалиции год назад, и молчаливое согласие на закручивание Януковичем гаек в первые месяцы его президентства.

В то, что Юлию Владимировну «посадят», сегодня не верят даже самые отъявленные пессимисты. Более того, любой судебный вердикт, ограничивающий участие Тимошенко, поговаривают, будет с негодованием встречен на Западе. Не в последнюю очередь потому, что Тимошенко до сих пор является для цивилизованного мира «лицом украинской оппозиции». Это здесь, «на внутреннем рынке», наши оппозиционеры могут не признавать лидерскую роль Тимошенко в лагере противников власти. А вот, например, распорядок встреч того же главы немецкого МИД Гидо Вестервелле говорит о том, как воспринимается украинская картина на Западе, сам за себя. Немецкий гость, напомним, отдельно встретился с Юлией Тимошенко, и отдельно – «оптом» с другими представителями оппозиционного лагеря: Валентином Наливайченко, Петром Порошенко, Борисом Тарасюком и Арсением Яценюком.

Сильные позиции Тимошенко на Западе (которые за последний год, кажется, только упрочились) дополняются неплохими связями Юлии Владимировны в Москве. Безоблачные отношения Тимошенко с Владимиром Путиным на этой неделе нашли свое подтверждение в виде очередного «слива» на сайте Wikileaks. Поговаривают, довольно близкие контакты связывают Тимошенко с российским премьером и поныне. А если учесть, что возвращение Путина на пост Президента РФ в результате выборов в апреле следующего года отнюдь не выглядит фантастикой, позиции Тимошенко в преддверии уже украинских парламентских выборов вполне могут значительно усилиться, а Януковича, лучше находящего общий язык с администрацией Медведева, – несколько пошатнуться…

Наконец, объективным фактом является неблагополучная рейтинговая динамика власти: в феврале этого года, по данным КМИС, количество негативно оценивающих деятельность власти украинцев впервые за последний год перевалило за 50%. «Аховой» для команды Януковича является ситуация в «ядерном» для нее восточном регионе Украины: с июня прошлого года количество его негативно настроенных по отношению к власти жителей возросло более чем в шесть раз – с 7 до 45%.

Проблемой для Тимошенко, однако, является то, что ее электоральные показатели не отображают этих тенденций: количество готовых проголосовать за нее украинцев на протяжении последних месяцев остается на примерно том же уровне. Не наблюдается рейтингового прорыва у БЮТ на востоке страны, где сейчас, судя по всему, разочаровываются в Партии регионов сотни и тысячи избирателей. То, сумеет ли «Батькивщина» и Юлия Тимошенко лично достучаться до этих людей, завоевать их симпатии, предложив им адекватную и привлекательную политическую и экономическую программы, пожалуй, и станет определяющим фактором второго года оппозиционности Тимошенко…

Текст: Святослав Хоменко

Источник: Главком

  • 47
  • 13.03.2011 02:18

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода