В Украине зреет своя Абхазия?

Читати цю новину російською мовою
В Украине зреет своя Абхазия?
«Он тоже русин, — торопливо зашептали мне в ухо, только у него один сын работает в украинской милиции, а другой — в прокуратуре, ему сознаваться нельзя!»

Подкарпатские русины объявили свою землю территорией, свободной от Киева

«Но крепкие мужики из села Теребля (это глубинка Закарпатья, почти Румыния) числом восемь штук, как партизаны на допросе, стали гордо отстреливать в микрофон: русин, русин, русин … А один пожилой мужчина, бывший учитель, вдруг затравленно сказал тихим голосом: «Не знаю… » И густо покраснел, будто родину предал.

«Он тоже русин, — торопливо зашептали мне в ухо, только у него один сын работает в украинской милиции, а другой — в прокуратуре, ему сознаваться нельзя!»

… Оказывается, есть на свете кражи пострашнее автомобиля и кошелька. В том, что у целого народа украли имя, и обвинить некого — Иосифа Виссарионовича из могилы же не поднимешь… Но последствия его манипуляций с карандашиком, которым он чиркал по географическим картам, некоторые народы расхлебывают до сих пор.

Родин много не бывает

Зато теперь понятно, почему все свои претензии к советскому прошлому Украина адресует не Грузии, подарившей нам Сталина, а России. Потому что с тем, сколько хорошего сделал для Украины товарищ Джугашвили, не сравнится ни один советский правитель. Даже Хрущев, подаривший своей малой родине Крым. У Никиты Сергеевича было с кого брать пример: несколькими годами раньше великий собиратель земли украинской Иосиф Сталин прирезал Украине два чудесных кусочка — Львов с Ивано-Франковском и Закарпатье с его горами и виноградниками. Первые два хотя бы входили когда-то в Галицко-Волынское княжество. Второй же почти с пещерных времен принадлежал Венгрии, и с двумя «историческими родинами» — Россией и Украиной — познакомился лишь в 1944-м.

Мы бы с вами, наверное, и дальше жили себе, совершенно об этом не думая, если бы не два вновь открывшихся обстоятельства. Первое: коренные закарпатские жители — русины — в конце октября вдруг собрали съезд, затребовали автономии и вручили украинским властям ультиматум. Второе обстоятельство следовало из первого и включало в себя: а) грозные заявления ВСЕХ украинских политических сил в лучших большевистских традициях  — с требованиями наказать виновных, б) ворох повесток из СБУ (Служба Беспеки Украины, аналог ФСБ), которые полетели по домашним адресам участников конгресса, в) рейд в церковный храм с выбиванием дверей и обыском алтаря, г) допросы активистов с выяснением  — приедет ли им на подмогу российский спецназ? д) заявление главы СБУ Валентина Наливайченко  — о том, что закарпатским сепаратизмом управляют из-за границы. Из той самой, в которой мы с вами живем…

«Надо рассказать читателям, кем именно мы „управляем“, — подумали мы в редакции. И нашли на карте Украины город Ужгород, столицу русинской республики.

В перерывах между служением Богу и Родине священник Димитрий Сидор сочиняет музыку. Грустную — потому что для веселья поводов нет…

Нет языка — нет и народа

„Великого собирателя украинских земель“ — Сталина — вкус не подвел: Карпаты влились в СССР, как родные — и горы всем пригодились, и королевские замки. С населением тоже особых проблем не было — оно не бегало по лесам, как бандеровцы из соседнего Львова, и не отстреливало из-за угла коммунистов. Оно активно русофильствовало, поддавшись обаянию русской литературы, и искренне считало себя частью великороссов — почти как черногорцы с их знаменитым лозунгом: «Нас и русских двести миллионов!». Это открытие нам еще предстоит осмыслить: в самой западной части Украины никаких «западенцев» нет! Тот украинский народ, который дает улицам имена Шухевича и Бандеры и оскверняет советские памятники, живет на востоке, за Карпатами. Ну, а этот помогал освобождать мир от фашизма в составе Четвертого украинского фронта и армии Людвига Свободы, поэтому средневековые башни тут совершенно спокойно соседствуют с православными крестами и обелисками в честь советских солдат, которые, судя по наличию свежих цветов, жить абсолютно никому не мешают.

Здесь вообще с первой минуты чувствуешь себя как дома, потому что понимаешь язык. В Закарпатье говорят совсем не так, как в Киеве и Львове. То есть, говор вроде бы украинский, но гораздо более понятный русскому уху из-за большого количества древнерусских и церковнославянских слов. Ни шкарпеток (носки, укр.) тебе, ни парасолек (зонтик)  — а одни сплошные ногавицы (штаны) и персты (пальцы). До 1944-го русины даже писали с «ятями»! Сами украинцы этот язык понимают с большим трудом и переспрашивают закарпатцев: вы сейчас на каком говорите? На югославском? И тем не менее на Украине считается, что это не язык вовсе, а диалект, подвид украинского, поэтому его не изучают ни в институтах, ни в школах. «Язык — это диалект, который политически преуспел», — усмехнувшись, прокомментировал это Игорь Керча — физик-программист, составивший двухтомный русинско-русский словарь — имея в виду, что и словацкий язык когда-то считался диалектом чешского, а украинский — «деревенским» русским. Увы, русинскому языку преуспеть не случилось… А если нет языка — то и народа такого нет.

Чужая родня

Кому из славян русины больше родственники? Сложный вопрос. Не такие воинственные, как русские, и не такие зажимистые, как украинцы. Испокон веков сами они называли себя «руське людэ», но так раньше звали себя все восточные славяне. Сталин трясти кружевами истории не стал и постановил записать всех украинцами. Понимая, что брачный союз с СССР неизбежен, русины в 1944 году снарядили в Москву делегацию — хотим, мол, вступить, в СССР шестнадцатой республикой, все же таки за XX век они трижды были автономией: и Австро-Венгерская Империя, и Чехословакия, и даже фашистская на ту пору Венгрия признавали их право быть отдельным народом. С Москвой и Киевом этот номер не прошел, но речь не об этом: точно известно, что в 1944-м в Закарпатье проживало 500 тысяч русинов. А в 2001-м, во время всеукраинской переписи населения, с трудом наскреблось десять тысяч. Куда же они все подевались-то?

Когда в преддверии распада СССР «бархатно» забурлила Европа, русины тоже было проснулись и даже умудрились зафиксировать свое пробуждение документально. На референдуме в 1991-м 78 процентов закарпатских жителей проголосовали за «самоуправляемую территорию в составе Украины», имея в виду собственную автономию. Но когда принимали украинскую Конституцию, власти обвели их вокруг пальца, сказав, что нет такого юридического понятия, как «самоуправляемая территория». Поэтому Крым автономию получил, а Закарпатье — нет.

А этой осенью, пока Ющенко и Тимошенко выясняли, кто из них больший украинский патриот, русины собрались на конгресс и сделали то, чего от них никто не ожидал: проголосовали за восстановление государственности, даром что по-настоящему независимыми они за всю историю были ровно полдня. Зато они были русинами. И это важно.

Пресс-центр под куполом

 — Это геноцид! Настоящий геноцид русинского народа! — самый главный закарпатский русин, священник ужгородского Храма Христа Спасителя Димитрий Сидор, по совместительству — глава русинского сойма (это — народный парламент. — Авт.) не скупится на термины.

Как его убедить в том, что слово «геноцид» (гено — род, племя, цито — убиваю) к данной ситуации не подходит  — если сам украинский президент сыплет им направо и налево по поводу и без? Заподозрить киевские власти в том, что они изводили русинов как народ было бы натяжкой. Они их просто ассимилировали, причем из самых лучших побуждений. У них и цыгане записаны украинцами.

Главный русинский очаг гнездится здесь, в православном храме Московского Патриархата, который отец Сидор сам и построил, продав свой дом. Сюда, как в штаб, приезжают русинские активисты: тут можно говорить в полный голос, не кашляя в телефон — толстые церковные стены заглушат какой хочешь тайный микрофончик. Отсюда, из-под руки Петра Гецко — то ли пресс-советника, то ли будущего министра пропаганды — уходят в мир депеши о состоянии русинских дел. Это именно за ним охотились украинские спецслужбы, когда приходили с церковь с обыском. Ни одной власти эта полуподпольная деятельность не понравилась бы. Вот и украинской не нравится. Но борется она с «сепаратистами» какими-то очень уж пыльными советскими методами — то наружку по периметру церкви выставит, то хвосты за журналистами пустит.

Главный русинский очаг располагается в ужгородском храме Христа Спасителя. В одном лице и штаб, и школа, и паспортный стол, и Дом правительства…

От всего этого у русинов-активистов еще пуще горят глаза.

 — Вот, говорят, — посмотрите: это наш флаг, бело-сине-красный, славянских цветов.

Вот герб — это только кажется, что жовто-блакитный. Сине-золотистый он и с медведем (смотрят в глаза со значением — Авт.) Вот гимн (включают запись, от слов: «Просим Бога Вышняго — да поддержит русскаго!» у меня распрямляются плечи, но только зря — к русским это отношения не имеет. Это не про нас, а про РУСЬКИХ — то есть, про русинов. — Авт.). Вот наконец удостоверения личности, пока временные, позже их обменяют на паспорта: «Предъявитель сего является правопреемником гражданства Подкарпатской Руси решением Сен-Жерменского и Трианонского договоров». Согласно первому русины имели автономию в составе Венгрии, согласно второму — в Чехословакии. Ну, а Украина их сделала областью.

 — Вы изучаете нас, как динозавров! Как может Россия не знать о русинах? Зачем ищет черепки русских в Прибалтике, в то время как здесь живет целый древнерусский народ! — поставленным голосом громогласно вопрошает отец Димитрий. И, расстраиваясь от своих же слов, встает к цифровому пианино, чтобы поиграть музыку, светлую и печальную — такую, какую может сочинить только представитель народа, которого нет…

По его оценке, русинов в Закарпатье не десять тысяч, а все восемьсот из миллиона двухсот тысяч населения, и как только можно будет указывать подлинную национальность, их станет столько — сколько грибов на карпатских склонах.

В церковный пресс-центр, в который, холодея от близости к Всевышнему, пробираешься мимо алтаря, приходят посланцы с мест, предводители русинских организаций — Василий Микулин из Тячева и Ладислав Лецович из Мукачева. Рассказывают — чего они от мира хотят. Да совсем немного! Чтобы были русинские школы, издавались книги, в паспортах было написано, что они не украинцы, а русины, и чтобы им за это ничего не было.

Собственно, в этом и была суть их ультиматума властям, ни о каком сепаратизме на русинском конгрессе и речи не шло. Но власть проигнорировала и это, хотя за всю свою историю русины, будучи не по-славянски законопослушными, ни разу не восстали против своего короля.

Это русинский герб. Медведь явно неслучаен…

 — А это значит, что теперь мы будем жить на территории независимой Подкарпатской Руси, а Украина для нас является страной-оккупантом! — заключает Петр Гецко.

Сверяем по часам время — у русинов должно стоять не киевское, а среднеевропейское, на час меньше (это своего рода пароль. — Авт.) и расходимся из церкви по одному и в разные стороны.

Чья рука длиннее?

 — И что вы собираетесь с этим ультиматумом делать? — поинтересовалась я у Михаила Мартина, заместителя председателя Закарпатского облсовета.

 — В сейф положу! — не растерялся тот. — Это ничего не значит. И не тянет за собой ни финансирования, ни печатной продукции!

В марте прошлого года областная дума проголосовала за то, чтобы считать русинов народом, и теперь Мартину приходится отдуваться за всех сразу. Положение сложное. С одной стороны, депутаты — люди местные, и тоже помнят, что никогда Подкарпатская Русь Украиной не была. С другой — в их жизни уже и так все хорошо, им и украинцами быть выгодно.

 — Украина — унитарное государство! — повторяет Михайло Мартин. — В Закарпатье 18 административно-территориальных единиц, и в каждом — свой диалект, но никто себе не требует автономии!

Мартин — чиновник и должен мыслить по-государственному. Над этим ему еще предстоит работать, потому что в отличие от СБУ в случившемся на русинском конгрессе казусе он видит руку не Москвы, а Канады, где проживает профессор Пол Роберт Магочи, возглавляющий всемирный конгресс русинов, тот тоже доказывает, что русины — это не украинцы. Есть еще две руки — ООН и Америки: первая от имени комитета по правам человека и расовой дискриминации рекомендовала признать русинов как национальность еще в 2006 году, вторая в лице экс-кандидата в вице-президенты Сары Пэйлин напомнила о себе аккурат перед последними выборами. Эту историю вам с удовольствием расскажут в любом закарпатском деревенском баре: будто бы приехал Виктор Ющенко в США рассказать о голодоморе, кинулся к команде республиканцев, а Сара Пэйлин ему и говорит: «Господин Ющенко! Вы — нечистоплотный политик, потому что не выполнили свое обещание признать русинов»…

Есть еще один нюанс. Украина, как известно, рвется в НАТО. Не вся, а частями. Так вот: русины туда категорически не хотят — при том, что Закарпатье прикасается к НАТО всеми четырьмя своими границами. Тупик. Все усилия насмарку. Неадекватную реакцию, которую закатил по русинскому поводу Киев, можно объяснить только бессилием.

Зачем русинам автономия?

Во-первых, им надоела политическая неразбериха, которая идет на Украине не год и не два, а все семнадцать лет после распада СССР. Во-вторых, никто не верит, что нынешняя киевская политкоманда в состоянии наладить экономику. В-третьих, люди здесь живут несравнимо богаче остальной Украины и резонно не хотят ни с кем делиться. Впечатление, что Закарпатье голодает — потому и массово работает на стройках Москвы и Петербурга — обманчиво. Просто на родине они уже все, что могли, построили, и им нужно содержать свои роскошные особняки, которые не снились и нашей Рублевке. В одной закарпатской деревне у меня от волнения даже задрожала камера — когда мы ехали мимо свежеотстроенных вилл метражом по тысяче метров, дворы которых были вымощены мрамором… Откуда деньжищи? Из России, вестимо. Деревня специализируется на паленой водке и семечках. Как для первого, так и для второго лучшего рынка сбыта не найти… В-четвертых, когда отсутствие мужской половины населения стало нормой, у людей возник вопрос: а кто в этих домах жит
ь-то будет — если молодежь 17 лет подряд массово уезжает на заработки в Россию и в Европу? Священник Сидор называет это «тихой депортацией». Еще одно хорошее словечко из новейшей истории…

В-пятых, русины хотят быть русинами, потому что они русины. Роль неправильных украинцев, которые просто не до конца еще развились и потому не осознали свои украинские корни, им не нравится!

 — По этой логике, я бы уже давно должен был развиться, — хмыкнул, услышав это, профессор русинистики Михаил Капраль из венгерского университета в городе Ниредьхаза. Чтобы увидеть табличку «Кафедра украинского и русинского языков» и убедиться в том, что русинский язык — это не мираж — мне пришлось ехать в Венгрию, потому что на Украине таких специалистов нет. Это было быстрее, чем в Канаду и ближе, чем в Словакию, Сербию и Польшу, где русинский язык изучают профессионально, как любой другой славянский.

Еще пара поколений, и русинский перейдет в категорию мертвых языков, как древнегреческий и латынь…

И, в-шестых, русины поняли вдруг, что им не нравятся украинский гимн.

 — Ну почему они поют: «Ще не вмерла Украина?» — допытывались у меня русинские старики. — Может, от нас что-то скрывают и Украина собирается умереть?!

Прежний гимн («Цвети, Украина, прекрасно и сильно, в Советском Союзе ты счастье нашла!») нравился им явно больше …

 — Поймите, мы — другие! Мы тысячу лет в Европе жили! Мы даже не воевали ни с кем! Мы всех любим. И нас все любят! У нас в характере нет такого — чтобы обидеться и потом всю жизнь искать виноватого!

Как говорится: почувствуйте разницу…

 — Як нас сдали Украине — так пускай и заберут! — постановляют в конце концов мужики. — Россия должна рассказать миру о том, как было на самом деле.

Сто лет одиночества

Речь пока, напомним, идет всего лишь о русинской автономии. Крамольным мыслям о независимости русинов научил Киев, гневные заявления которого напоминают сейчас СССР за пару лет до его распада. Стоило мне уехать из села Теребля — как на следующий день из СБУ туда пришли с обыском… Я могу подсказать, что искать: в доме у писателя Степана Чопик-Микунды есть подпольный музей, который он организовал с женой Любой и тремя сыновьями. Там столько всего незаконного! Русинский свадебный костюм, с десяток старинных вышиванок, сказки на русинском языке, которые хозяин сам записал и выпустил…

Если кто и хочет потрепать Украине нервы словом «сепаратизм» — то этот «кто-то» сидит не в Москве и не в Вашингтоне, а в Киеве. В самом Закарпатье к идее автономии пока относятся с вялым интересом, но еще несколько обысков (а лучше — арестов. — Авт.), и она зацветет буйным цветом.

 — У нас есть все: лес, туризм, чистая вода, овощи-фрукты, 4 границы, транзит и …200 километров российской газовой трубы, которую мы будем охранять от агрессивных «западенцев», — делятся русины планами. — А на первое время хватит тех 20 миллиардов долларов, которые нам Украина задолжала за годы «оккупации»!

Хитро придумано. Кто же их всему этому научил? Жизнь. Умению пристегивать несоответствующие термины и праздновать несуществующие юбилеи — Прибалтика. Если мы пышно празднуем 90-летие Эстонии и Латвии, забывая о том, что 50 из них прошли в СССР — то почему бы не отметить такой же юбилей русинской автономии в составе Венгрии? Бухгалтерским подсчетам — Литва, выставившая России счета за «оккупацию». Танцам вокруг газовой трубы — Украина, не раз угрожавшая оставить Европу без газа.

Ни история с Косово тут ни при чем, ни грузинские танцы вокруг Абхазии и Южной Осетии. Русины — талантливые ученики, которые ставят свой спектакль без режиссера, поэтому он и кажется самодеятельностью.

Кому решать, как им жить дальше? Не США, не России, не Украине и не Словакии с Венгрией. Ни один народ не показался мне таким одиноким и брошенным, как этот. Закарпатье — настоящий компот народов, кого только тут нет — венгры, словаки, румыны, украинцы, русские. В случае чего каждый может обратиться к своей стране. Русинам звонить некому. Все матери — приемные, все родственники давно играют на чужих свадьбах, все отцы сбежали, не выплатив алиментов. Наверное, так чувствует себя человек, вышедший из детдома. И куда он в итоге направится — известно лишь ему одному…

Ужгород-Мукачево-Москва

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Директор Центра украинистики Южного федерального университета Эдуард ПОПОВ:

„Даже Маккейн требовал автономии русинов“

19 декабря в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону, Россия) пройдет представительная международная научно-практическая конференция „Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси“. Организует ее Центр украинистики ЮФУ и аналитический центр „Фонд стратегической культуры“ (Москва). Среди участников  — ведущие ученые, эксперты, политики и общественные деятели России, Украины, Молдавии, ряда стран Восточной Европы. Гостями будут и представители сойма русинов. Проведение форума поддержала Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ)  — свое благославление прислал Епископ Монреальский и Канадский Гавриил.

Директор Центра — историк, доктор философских наук доцент Эдуард ПОПОВ рассказал „КП“, почему научное сообщество решило обратиться к этой теме.

 — В последние годы положение русинов на Украине сильно осложнилось. Из локальной эта проблема превратилась в настоящую болевую точку страны. Но официальный Киев делает вид, что ее не существует. На украинских телеканалах объявлен настоящий бойкот русинской проблематике, в стране замалчивается факт провозглашения автономии республики Подкарпатская Русь. Власти отказывают русинам в праве считать себя самостоятельным народом. В учебниках их называют „одной из этногрупп украинцев“. Образование на русинском языке в школах отсутствует. Это вызывает массовое возмущение русинов, и мы не можем не замечать столь серьезных процессов в соседнем государстве.

 — Но ведь русины поддержали Ющенко во время „оранжевой“ революции…

 — И теперь сильно сожалеют об этом. Украинский президент перед выборами дал им неофициальное обещание: одержу победу — получите автономию. Но потом от своих слов открестился. Это был всего лишь циничный политический ход Ющенко: ему нужна была максимально широкая поддержка на майдане.

 — Русины живут не только на территории Украины. Как к ним относятся в других странах?

 — Отдельным народом русинов признали в Чехии, Словакии, Сербии (автономная область Воеводина), Польше. Да что там! Даже недавний кандидат в президенты США республиканец Джон Маккейн, неплохо, кстати, относящийся к „оранжевой“ власти, и тот, встречаясь с представителями русинской общины Америки, публично выступил за предоставление автономии украинским русинам.

 — Собирается ли ЮФУ возвращаться к русинской теме?

 — Во-первых, мы издадим материалы нашей нынешней конференции. Уверены, они будут востребованы специалистами. К сожалению, проблема русинов на Украине имеет тенденцию к обострению, и, полагаю, в будущем наш Центр будет уделять ей должное внимание.

Источник: Newsland

  • 54
  • 04.12.2008 04:26

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода