Путин в Германии: орден за газ?

Читати цю новину російською мовою
Путин в Германии: орден за газ?
В то время, как в российских СМИ весьма оживленно обсуждается предложение, которое премьер-министр Владимир Путин привез в Берлин – а именно, о создании консорциума для покупки «технического газа»

В то время, как в российских СМИ весьма оживленно обсуждается предложение, которое премьер-министр Владимир Путин привез в Берлин – а именно, о создании консорциума для покупки «технического газа», необходимого для украинского транзита, немецкая пресса уделяет этой теме минимальное внимание.

Гораздо больше журналистов в ФРГ заинтересовала церемония вручения Владимиру Путину саксонского ордена «В борьбе за добро» (Kampf für das Gute). Эта награда была в пятницу вручена руководителю правительства РФ в Дрездене, в помещении знаменитого оперного театра Sempreoper.

Что касается самих переговоров с Ангелой Меркель – пожалуй, Владимир Путин не зря выбрал в собеседницы именно канцлера Германии. Отношения между двумя премьерами вряд ли можно назвать дружескими, в отличии от отношений того же Путина и предшественника Ангелы Меркель на канцлерском посту, Герхарда Шредера. Фрау Меркель вряд ли когда-нибудь «светит» «облегченный вариант» усыновления российского ребенка или высокий пост в структуре «Газпрома», да и любые иные «небольшие любезности» со стороны российского национального лидера. Уж скорее, для описания взаимоотношений Путина и Меркель подходит термин времен Холодной войны – «мирное сосуществование».

Оба лидера отличаются крайним прагматизмом и пристрастием к «прямой речи», оба предпочитают оставлять дипломатию своим подчиненным. Может быть, именно поэтому им гораздо легче общаться друг с другом, чем с любым иным европейским лидером – не говоря уже о том, что общение это, по традиции, обходится без переводчиков. Путину не нужен «дольметчер», чтобы в подробностях обсуждать какие-либо вопросы по-немецки, а победительница школьных олимпиад по русскому языку Ангела Меркель, как показал опыт, в состоянии без дополнительных объяснений уяснить даже столь сложную концепцию, как «мочить в сортире».

Поэтому Владимиру Путину не пришлось долго объяснять немецкой коллеге, что идея создания международного консорциума для покупки «технического» газа – это такой жест доброй воли, направленный на то, чтобы «помочь украинским друзьям» (именно так заявлял накануне ближайший помощник премьера Дмитрий Песков). Он просто сообщил, что вопросы о том, кто прав и кто виноват в нынешнем конфликте, являются второстепенными, и если Европа хочет получить газ – она должна платить.

С юридической точки зрения, это весьма спорный момент, так как транзит российского газа через Украину – это предмет соглашения не России с ЕС, а России с Украиной, но факт заключается в том, что закон-то, может, и на стороне европейцев, а вот вентиль – совсем на другой стороне.

Впрочем, по мнению российского премьера, «ситуация не должна быть политизирована». И это тоже вполне верное утверждение – она уже политизирована, дополнительные усилия здесь не требуются. С этим Ангела Меркель молчаливо согласилась: давая пресс-конференцию по результатам переговоров в Берлине, она вообще ни словом не упомянула о предложенном российской стороной варианте создания консорциума, предпочтя говорить о том, что Украине-де следует допустить присутствие международных инспекторов на всем протяжении транзитного газопровода, а России не мешает вспомнить о том, что возобновление газовых поставок составляет ее прямой интерес.

Таким образом, она деполитизировала ситуацию, что называется, «по факту»: мол, создание консорциума – дело промышленников, а о чем они там договорились с «Газпромом» — это их проблемы.

Предположительно, некие конкретные решения будут представлены уже сегодня, в ходе московского газового саммита. К слову – многие эксперты сомневаются в том, что подобный консорциум, даже если он и будет создан, просуществует длительное время.

Несмотря на заявления российских представителей о том, что с необходимостью его создания согласились руководители целого ряда газовых концернов европейских стран, в Европе это предположительное согласие не подтвердил никто – было сообщено лишь, что, мол, подобное предложение поступило и зарегистрировано. К примеру, единственными представителями Германии, всей душой поддержавшими это предложение и агитирующими за него европейцев, стали классические «русские немцы»: газпромовец (а теперь еще и член правления ТНК-ВР) Герхард Шредер, а также руководитель Восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд.

Что касается Ангелы Меркель, то ее демонстративное нежелание обсуждать идею концерна может означать следующее: придется нам еще какое-то время потерпеть, но одновременно и позаботиться о том, чтобы найти себе других партнеров. То, о чем промолчала Меркель, высказала Еврокомиссия: ее представитель Йоханнес Ляйтенбергер заявил в Брюсселе: «Если в начале будущей недели газ не начнет поступать в Европу, нам придется пункт за пунктом перепроверить наши нынешние отношения с Россией и Украиной и решить по каждому конкретному моменту, можем ли мы при подобных обстоятельствах и далее продолжать общаться с этими странами так же, как делали это до сих пор».

Так что газовая тема, против ожиданий, не стала лейтмотивом обсуждения берлинского визита Путина в немецкой прессе. Гораздо большее внимание было уделено посещению российским премьер-министром его немецкой «малой родины» — Дрездена, где будущий президент провел, по его словам, немало счастливых дней в качестве резидента КГБ.

Здесь он был приглашен на бал в знаменитый оперный театр Sempreoper, где получил из рук саксонского премьер-министра Станислава Тиллиха орден «В борьбе за добро», учрежденный правительством этой федеральной земли.

Несмотря на красивые речи и торжественную обстановку, многие немецкие СМИ прокомментировали эту церемонию весьма нелицеприятно. Так, известный дрезденский правозащитник, диссидент ГДРовских времен Вернер Шульц назвал награждение «фарсом», напомнив о том, как полковник Путин на хорошем немецком языке угрожал демонстрантам из «Нового форума» (оппозиционная организация в ГДР) открыть огонь, если они неосторожно приблизятся к зданию дрезденской штаб-квартиры КГБ. Примечательно, что с критикой на этот раз выступили восточногерманские газеты вроде Leipziger Volkszeitung, ранее традиционно дружественно настроенные по отношению к Путину.

Центральная же пресса никогда не отличалась особой толерантностью в своих комментариях: так, телеканал ARD назвал орден «Бриллиантовым украшением для демократа чистой воды» и заявил, что добра в российском премьере днем с огнем не сыскать. Стоит отметить, что орден «Битва за добро» на лицевой стороне несет традиционное изображение святого Георгия на коне, поражающего дракона, а реверс его украшен девизом: «Adverso flumine» («Против течения» — лат.). С этой точки зрения, по мнению немецких СМИ, Владимир Путин и в самом деле достоин награды: ведь течение газа по ведущему в Европу трубопроводу и в самом деле остановилось.

Источник: Росбалт

  • 41
  • 19.01.2009 15:31

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода