Зачем Казахстану покупать у России 10 дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300

Читати цю новину російською мовою
Зачем Казахстану покупать у России 10 дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300
Комплекс С-300 – один из последних и самых лучших образцов, разработанных советским военно-промышленным комплексом. Хотя он ни разу не испытывался в боевых условиях, но его показатели настолько уникальны, что сама возможность его появления у той или иной

Настоящей сенсацией стало последовавшее 19 февраля заявление Министерства обороны РК о том, что оно собирается в текущем году приобрести у России 10 дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300. При этом главная интрига заключается не в том, что Казахстан решил вдруг приобрести дорогостоящие комплексы в условиях финансового кризиса, и не в том, что Россия вполне могла сделать нам существенную скидку, а скорее в том, зачем это вообще было им нужно

День 19 февраля вообще был очень насыщен военной тематикой. Помимо заявления начальника главного управления эксплуатации вооружений и военной техники Вооруженных сил РК Аманжола Оспанова о планируемой закупке комплексов С-300, было также объявлено и о постановке на вооружение казахстанской армии трех новых артиллерийских дивизионов. Эти дивизионы были сделаны совместно с Израилем на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения. Еще было сообщено о проводимой в армии аттестации сержантского состава, что само по себе стало бы хорошей темой для обсуждения, если бы не история с С-300.

Комплекс С-300 – один из последних и самых лучших образцов, разработанных советским военно-промышленным комплексом. Хотя он ни разу не испытывался в боевых условиях, но его показатели настолько уникальны, что сама возможность его появления у той или иной страны вызывала напряженность в отношениях. Так, например, появлялась информация о том, что в 1999 году между Россией и Белградом было достигнуто соглашение о поставках С-300 в Югославию перед началом ее бомбардировок авиацией стран НАТО. Как раз для того, чтобы не допустить его появления на фронте, и была оперативно организована блокада этой страны со стороны Болгарии, Венгрии и Румынии. Годом ранее, в 1998-м, данные комплексы купил у России Кипр, однако Турция, южные аэропорты которой находились в зоне поражения ракет С-300, в случае если ракеты будут размещены на острове, угрожала начать его бомбардировку. В результате Кипр разместил их в Греции, передав ей права на эксплуатацию.

Естественно, что такой мощный и эффективный комплекс – это в первую очередь оружие геополитики. И даже появление в России новой разработки С-400 «Триумф» не отменяет ценности С-300 для потенциальных покупателей. Москва в полной мере старается использовать его геополитический потенциал. Особенно это касается ситуации с Ираном. Заявления о том, что Россия может продать С-300 Тегерану или уже продала, появляются настолько же часто, насколько затем опровергаются российской стороной.

Иран не скрывает, что для него С-300 это сейчас приоритет номер один. По мере того, как он подошел очень близко к тому моменту, когда количество накопленного обогащенного урана в принципе при желании может перерасти в качество одной или двух атомных бомб, вопрос защиты ядерных объектов от возможных воздушных ударов становится очень актуальным. Ведь если не США, то Израиль периодически намекает о готовности решить проблему вероятного появления иранской бомбы в ее зародыше.

В Москве это тоже понимают, но предпочитают использовать ситуацию для своего личного торга с Западом. Поэтому они отрицают поставки, но тем не менее ведут переговоры с Ираном, на которых, очевидно, обнадеживают его представителей. При этом, при всех своих сложных отношениях с США, особенно после прошлогоднего конфликта с Грузией, Россия явно не готова к полномасштабной конфронтации. Тем более что сегодня ее положение далеко не такое блестящее, каким казалось в прошлом году.

Кроме того, смена президента в Вашингтоне открывает возможности несколько урегулировать отношения, например, убедить американцев не строить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польше. Еще у России есть серьезные козыри в Центральной Азии, где она с помощью финансовых рычагов и к тому же наверняка выданного президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву обещания поддержать на будущих выборах, смогла довольно изящно обойти Вашингтон на повороте. Теперь Бараку Обаме, если он хочет сделать Афганистан и решение его проблем своими приоритетами, необходимо договариваться с Москвой. Об этом наверняка будут говорить в марте российский министр иностранных дел Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон, а в апреле – президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев. В этой ситуации, которая открывает большие возможности для России, было бы нелогично идти на обострение ситуации, продавая Ирану комплексы С-300, которые могут сделать его неуязвимым от возможных атак с воздуха.

В Иране тоже почувствовали, что ситуация изменилась. 17 февраля в Москву прибыл иранский министр обороны бригадный генерал Мустафа Мохаммад Наджара. Главный вопрос, который волнует иранцев, это как раз С-300. Судя по всему, контракт на поставку пяти дивизионов стоимостью в 800 млн. долларов уже подписан, и Тегеран, похоже, настаивает на его выполнении.

И в этой ситуации вдруг появляется заявление нашего Министерства обороны о десяти комплексах С-300. Если исходить из иранского контракта, то они должны были бы стоить 1,6 млрд. долларов. Даже если они подержанные, как говорит об этом Оспанов, то все равно не меньше 1 млрд. Весь военный бюджет Казахстана, который обычно рассчитывается исходя из одного процента от ВВП, меньше этой суммы, тем более что его недавно несколько сократили. Другой вопрос, зачем нам вообще такое количество комплексов ПВО, имеющих стратегическое значение. Десять дивизионов плюс два-три уже имеющихся на вооружении казахстанской армии позволяют бороться с полномасштабным воздушным ударом со стороны первоклассной современной армии. Таких противников у Казахстана в обозримом будущем явно не предвидится.

Возможно, что объяснить ситуацию можно как раз иранским фактором. Россия не может продать Ирану С-300, но давление с его стороны наверняка очень серьезное. Кроме того, отношениям с Ираном в Москве придают большое значение и явно не хотели бы их терять, хотя бы для того, чтобы затем использовать особые связи с этой страной в торге с Западом. И вот тут на сцене появляется вариант с Казахстаном. Наша страна объявляет о том, что покупает у России десять комплексов С-300, причем делает это неожиданно, и поставки должны произойти срочно в этом году.

Соответственно, Москва может теперь сказать Тегерану, что поставки Казахстану, как члену ОДКБ, ШОС и вообще союзнику по жизни, имеют особый приоритет. Можно также сказать, что переговоры по данному поводу велись уже давно, контракты также были подписаны, просто не оглашались в связи с большой секретностью вопроса. Поэтому Россия должна выполнить свои союзнические обязательства перед Казахстаном, а Иран стоит следующим в очереди. В то же время вряд ли Россия могла бы взять ниоткуда такое количество С-300, если, конечно, не снимать их с боевого дежурства. Поэтому она может заявить, что заказ для Казахстана делался на тех же заводах, что и для Ирана, просто он выполнен чуть раньше. И неважно, о чем идет речь – о производстве новых комплексов или модернизации старых.

Такое развитие ситуации позволяет Москве более или менее красиво выйти из трудного положения. Но и Астана, оказав ей такую услугу, может получить от нее какие-нибудь дивиденды.

Султан Акимбеков
Алматы

 10 марта 2009

Источник — КонтиненТ

Источник: ЦентрАзия

  • 60
  • 09.03.2009 10:46

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода