За что убит отец Даниил? «Небесный гражданин». стал мучеником

Читати цю новину російською мовою
За что убит отец Даниил? «Небесный гражданин». стал мучеником
Энергичный и харизматичный, о. Даниил настаивал, верующие других религий поклоняются «ложному богу, то есть сатане», а войти в Царство Божие смогут только истинно православные. На этой «неполиткорректной» платформе он основывал сво

Примерно год назад Даниил Сысоев — 34-летний московский священник-миссионер — стал настойчиво называть себя «уранополитом», что можно перевести с греческого как «небесный гражданин». «Уранополитическое» православие он противопоставлял двум наиболее популярным в Московском патриархате и конкурирующим друг с другом моделям православия — «патриотическому», где вера — производное от национальности, и «космополитическому», стирающему границы между разными верами. Энергичный и харизматичный, о. Даниил настаивал, что эти границы «доходят до неба», верующие других религий поклоняются «ложному богу, то есть сатане», а войти в Царство Божие смогут только истинно православные. На этой «неполиткорректной» платформе он основывал свою миссионерскую деятельность, главными объектами которой были мусульмане, протестанты и старообрядцы.

Мало кто из современного московского духовенства мог бы сравниться с убиенным пастырем по степени активности. Одна его миссионерская поездка сменяла другую — незадолго до смерти о. Даниил посетил Монголию. Кроме того — постоянные межконфессиональные диспуты, круглые столы, конференции, выступления на радио и телевидении, написание книг (всего вышло около 20) и статей (тут счет идет на сотни). А еще священник Сысоев был активным блогером — почти каждый день обновлял свой «Живой журнал» (он доступен и сейчас: http://pr-daniil.livejournal.com). В день гибели там появилась последняя запись, с явным политическим оттенком. «Везде я вижу одну и ту же проблему, — сетовал пастырь, — активные христиане обольщаются идеологиями мира сего и погружаются в пучину мирских дрязг… В России говорят, что сначала надо обратить русских… В результате о Христе нет и речи, а разговоры идут о величии Сталина, Гитлера или либеральных ценностей».

Категоричность суждений молодого миссионера не вызывала особого сочувствия у церковного руководства. Официальная позиция патриархии сводится к тому, что в нашей стране есть веками сложившийся баланс «традиционных религий», которые мирно сосуществуют друг с другом, а переманивание верующих из одной в другую нарушает этот баланс и подрывает межконфессиональный мир. Отец Даниил действовал вопреки этой теории, активно обращая мусульман и задевая в миссионерском запале священные для ислама понятия. Патриархия хоть и не осуждала прямо о. Даниила, но и не поддерживала его работу. Патриарх не реагировал на прошения о присвоении приходу о. Даниила статуса миссионерского, а в августе этого года, когда московские власти заявили о намерении снести храм св. Фомы, никак за него не заступился. Да и сейчас пресс-служба патриарха сообщила, что Кирилл не сможет присутствовать на отпевании миссионера-мученика, которое состоится отнюдь не в храме Христа Спасителя или Елоховском соборе, а в небольшой церкви в Ясеневе, где служит священником родной отец о. Даниила.

Священник ждал «мести» со стороны исламистов, которые постоянно угрожали ему, и не боялся. Накануне гибели с легкой улыбкой на устах он поделился со знакомым священником предчувствием, что «муслимы» отрежут ему голову. А месяц назад написал в своем блоге: «Вы будете смеяться, но мусульмане опять пообещали меня убить… Я уже привык, а то раньше это напрягало. А так Бог не выдаст, ислам не съест».

Кровь у алтаря

Как всегда вечером по четвергам, 19 ноября о. Даниил проводил в своем маленьком деревянном храме св. апостола Фомы (известного в народе по прозвищу Неверующий) недалеко от метро «Кантемировская», в московском спальном районе Орехово-Борисово библейские беседы. Часов в 9—10 вечера слушатели стали расходиться, в храме остались несколько женщин из обслуживающего персонала, пара желающих исповедаться и регент хора Владимир Стрельбицкий. В период с 22.40 до 23.20 в храм зашел худощавый мужчина в джинсах, бежевом свитере и черной куртке с медицинской марлевой маской на лице. Навстречу ему со второго этажа спускался регент Стрельбицкий в подряснике. Мужчина сразу выстрелил в него из пистолета, тяжело ранив (сейчас жизнь регента вне опасности). Затем, якобы с «кавказским акцентом», злодей закричал: «Где Сысоев? Какой он?» По одной версии, из алтаря, а по другой — от аналоя, у которого он исповедовал, навстречу убийце вышел о. Даниил. Несколько раз выстрелив в него, убийца подошел к тяжелораненому батюшке и совершил контрольный выстрел в затылок. Одна из очевидиц утверждает, что потом убийца еще и поднялся на второй этаж, где скрывалась девушка, обращенная недавно из ислама, и увел ее с собой. Другие очевидцы этого не подтверждают. Из храма убийца ушел пешком в неизвестном направлении. А о. Даниил скончался то ли в машине «скорой помощи», то ли уже в больнице, куда был доставлен спустя час.

Версия только одна?

«Убийство совершено на почве религиозной вражды», — заявил официальный представитель СКП России Владимир Маркин. В качестве одного из доказательств фигурирует реплика администратора мусульманского сообщества популярной социальной сети «В контакте», где ему грозили страшными карами за критику ислама и проповеди среди мусульман. А один из сайтов патриархии — «Милосердие.Ру» — напоминает: «Угрозы начали поступать четыре года назад, после того как <о. Даниил> провел два публичных диспута с Вячеславом Полосиным — бывшим православным священником, который перешел в ислам». Вместе с тем сам Полосин, принявший имя Али, говорит, что те диспуты были вполне корректными, а с о. Даниилом после них он не виделся.

Разумеется, гневно осуждают убийство священника все официальные духовные управления мусульман России. «Ислам запрещает убийство человека, — говорится в заявлении представителя Совета муфтиев России. — Убийство одного человека приравнивается к убийству всего человечества. Тем более мусульмане и православные — представители авраамической линии единоверия». То же говорит и муфтий Азиатской части России шейх Нафигулла Аширов, который в свое время судился со священником. Справедливости ради Нафигулла-хазрат напомнил, что взгляды убиенного пастыря на ислам не совпадали с традиционно христианскими, а прокуратура Нового Уренгоя даже возбудила против него уголовное дело по статье о разжигании межрелигиозной розни. «С ним было тяжело спорить, — вспоминает муфтий. — Полемика Даниила Сысоева основывалась на идее радикального превосходства христианства над всеми другими пониманиями, в том числе и монотеизма».

Близкий к о. Даниилу протодиакон Андрей Кураев, к которому у мусульман тоже немало претензий, признает, что мусульмане, равно как и иные «сектанты», не могут нести ответственности за убийство о. Даниила: «Ни одна религиозная группа в своей догматике не содержит такого правила, что „если кто-то вступает с нами в дискуссию — пулю в голову“. С другой стороны, опять же, ни одна религиозная группа массово не может гарантировать, что „в наших рядах нет неадекватных людей“.

„Мусульманская версия“ усиливает исламофобские настроения в российском обществе. Первой общественной организацией, объявившей о денежном вознаграждении за помощь в поиске убийц о. Даниила, стало  Движение против нелегальной иммиграции  (ДПНИ).

Может быть, оценки, содержавшиеся в текстах о. Даниила, и правда были самыми ощутимыми для мусульман. Но его горячность и радикализм не в меньшей мере проявлялись, например, в полемике против ультрапатриотов, наци и скинхедов. А эта публика отличается куда большей „раздражительностью“.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов интересы представителей строительного бизнеса, который облюбовал участок у метро „Кантемировская“, где расположился храм о. Даниила. При молчаливой позиции патриархии о. Даниил оставался главным препятствием в реализации их планов. За три месяца до гибели священник писал в своем открытом обращении: „Впервые в постсоветской истории Москвы возникла угроза сноса действующего православного храма… Надо раз и навсегда прекратить злоупотребления, совершаемые под предлогом борьбы за природу, под которыми зачастую скрываются обычные проявления коррупции или даже антихристианские демарши некоторых чиновников!“ Храм пока не снесли, но вопрос до конца так и не разрешился.

*  *  *

В заключение одна неожиданная ассоциация. Имя о. Даниила пополнило не только большой уже список убитых российских священников. Оно неожиданным образом встраивается и в список „политических юбилейных“ убийств. 20 ноября — день рождения патриарха Кирилла. Праздника не получилось. А получилось новое противопоставление официального священноначалия миссионеру-мученику, отдавшему за веру свою жизнь, и смутное предвестие новой межконфессиональной розни, свою меру ответственности за которую разделяют все стороны нынешней трагедии…

Александр Солдатов

„НОВАЯ ГАЗЕТА“, 23 ноября 2009 г.

Источник: Власти.нет

  • 77
  • 25.11.2009 05:34

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода