Польский историк: почему поляки требуют извинений от России, а от Украины — нет?

Читати цю новину російською мовою
Польский историк: почему поляки требуют извинений от России, а от Украины — нет?
Бывает так, что наша предубежденность в отношении соседа настолько велика, что стоит ему улыбнуться и сказать «здравствуйте», как мы лишаемся дара речи и нервно думаем о том, что же за этим кроется…

Так отреагировали некоторые из нас на известие о звонке премьер-министра России и приглашении Дональда Туска в Катынь.

О том, что Путин преклонит голову в Катыни на церемонии по случаю 70-й годовщины расстрела польских офицеров, говорилось, начиная с сентября прошлого года. Теперь, когда уже точно известно, что это произойдет, стоит поздравить наших дипломатов, прежде всего, профессора Адама Ротфельда, сопредседателя польско-российской комиссии по трудным вопросам. Мы, наконец-то, выходим из романтического захолустья в мир творческой международной политики. Лишь бы кто-нибудь не выскочил с требованием отмены виз в Россию…

Красивый жест

До сих пор мероприятия в Катыни (на территории иностранного государства!) организовывала польская сторона  — разумеется, по согласованию с российскими властями, но без участия представителей Кремля. И это было большим дипломатическим конфузом. В этом году могло быть так же, и, если бы российскую сторону, как в Освенциме, представлял, например, российский министр образования, то это следовало бы признать красивым жестом. А тут сюрприз — российский лидер официально приглашает нашего премьера на место советского преступления, то есть, частично берет на себя организацию мероприятий и впервые выступит в Катыни в роли хозяина.

Неординарное событие для польско-российских отношений, и слава всем тем политикам и журналисты, которые оценили шаг Путина. В то же время, мне стыдно за тех, кому, как Кристине Курчаб-Редлих (Krystynа Kurczab-Redlich) приходят в голову комментарии типа этого: «Поведение Путина является доказательством его неслыханного макиавеллизма. Не будем тешить себя иллюзиями о том, что он испытывает какую-то жалость к офицерам, расстрелянным в Катыни, или что он им сочувствует, или, что он сожалеет о том, что это случилось» (Польское радио, «Сигналы дня», 4 февраля). Такие высказывания  — попросту подлые и вредные. На приличное поведение соседа, даже нелюбимого, приличный человек так не реагирует.

Почему российский премьер решил быть в Катыни? В то самое время, когда он пригласил Туска, советники Дмитрия Медведева представили поразительный доклад о перспективах вступления России в НАТО и Европейский Союз, предложив сократить армию и либерализовать систему. Предположения о том, что это признаки грядущей антипутинской революции, абсурдны.

В России президент и премьер не копают друг другу яму. С момента краха коммунизма прошло 20 лет. Ментальность россиян меняется, идеология отходит на задний план. Теперь мы имеем дело с политикой двух рациональных лидеров, для которых будущее, безусловно, важнее, чем прошлое. Прошлое всегда будет мифологизироваться, будущее можно строить на рациональных основаниях. И хорошо, что в этой перспективе Путин ощутил необходимость урегулирования отношений с Польшей и понимает, что этого не удастся достичь без совместного поклона в Катыни.

Только бы не испортить

Главное — не испортить все это нашими внутренними дрязгами. Вместо того, чтобы ломать себе голову над тем, какой выгоды ищет Владимир Путин, задумаемся лучше о том, почему Медведев не пригласил нашего президента (Путин, согласно дипломатическому протоколу, не мог этого сделать!). Не будем обижаться и обижать других. Думая о будущем, склонимся вместе с россиянами над могилами польской интеллигенции в Катыни и всех других жертв сталинизма, среди которых русских было больше всего. Не будем обвинять их и требовать от них извинений.

Ведь мы не требуем извинений от украинцев за Харьков и Быковню (не говоря уже о Подолье и Волыни). Давайте, наконец, согласимся считать, что и в Катыни, и в Харькове и во многих других местах не русские как народ, а коммунисты самых разных национальностей совершали чудовищные преступления, которые не могут иметь срока давности. И тогда мы найдем с общий язык с россиянами.

Автор: Анджей де Лазари, советолог, русист, историк философии, зав. кафедрой Центральной и Восточной Европы в Лодзинском университете. Опубликовано в «Rzeczpospolita» (Польша). Перевод: «Голос России»

Источник: Власти.нет

  • 135
  • 19.02.2010 14:18

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода