Гибель Качинского и геополитические выгоды Москвы

Читати цю новину російською мовою
Гибель Качинского и геополитические выгоды Москвы
Польша безусловно является главным западным лоббистом Украины, это прекрасно осознают как в Киеве, так и в Москве. Гибель Леха Качинского, который выстраивал сильную Балто-Черноморскую дуг,у может означать закрытие этого главного "окна…

Польша безусловно является главным западным лоббистом Украины, это прекрасно осознают как в Киеве, так и в Москве. Гибель Леха Качинского, который выстраивал сильную Балто-Черноморскую дуг,у может означать закрытие этого главного «окна на Запад» для Украины и других ее восточных соседей, в том числе и Грузии.

Вопреки тому, что Польша новый член ЕС, ее политика всегда была очень активной и заметной не только в Евросоюзе, но и на постсоветском пространстве, и в Евразии в целом. Польшу всегда называли главным союзником США в Европе, и это сильно не нравилось Берлину и Парижу.

Главными союзниками Польши в ЕС были прибалтийские государства, а главным союзником на востоке — Украина. Леонид Кучма называл Александра Квасневского главным другом Украины.

Следующий польский президент Лех Качинский в отличии от Квасневского, не был заметен в общих гулянках с украинскими политиками, но его внешнеполитическая концепция была очень четкой — построение сильной Балто-Черноморской дуги, усиления Восточной Европе в противовес возрождающейся мощи Москвы.

В принципе, эта политика поддерживалась поляками, которые понимали, что только с сильным польским государством будут считаться в ЕС. С другой стороны, у Леха Качинского был серьезный противник в лице премьер-министра Дональда Туска, который призывал к более тесной интеграции Польши в ЕС, проведении проевропейской политики, и вслед Берлину вторил о необходимости конструктивного диалога с Москвой.

Совсем недавно Туск провел достаточно успешные переговоры с Владимиром Путиным, а польское правительство одобрило трехстороннее соглашение, которое было подписано 27 января этого года между российской компанией «Газпром Экспорт», польской государственной нефтегазовой компанией PGNiG и Europol Gaz, владельцем польского участка газопровода Ямал — Европа.

Оно предусматривает увеличение объема поставок газа по действующему контракту с 9 млрд. до 11 млрд. кубометров в год начиная уже с текущего года. Кроме того, до 2037 года продлен контракт на поставку природного газа из России в Польшу, а транзит топлива по трубе Ямал — Европа в Германию продлен до 2045 года.

Министр иностранных дел Сикорский выступил резко против этого соглашения, фактически намекнув, что оно забетонирует зависимость Польши от российского газа.

В то же время, в последнее время именно Польша могла очень существенно подкорректировать планы Кремля по «газовому завоеванию» Европы. Причина — главный кошмар Газпрома сланцевый газ.

Буквально несколько дней назад британская «The Times» написала о том, что американская технология по добыче сланцевого газа развязывает борьбу за права бурения в Польше, где, как полагают специалисты, залегают большие ресурсы нетрадиционного газа, которые могли бы способствовать ослаблению контроля России над поставками энергоносителей в Европу.

По оценкам нефтегазовой исследовательской группы Wood Mackenzie, в центральной и северной Польше могут залегать до 48 трлн кубических футов (1,36 трлн кубометров) нетрадиционного газа.

Если эти оценки подтвердятся, доказанные резервы природного газа Евросоюза, которые составляют 101 трлн кубических футов, увеличатся на 47%, а Польша, которая ныне импортирует 72% потребляемого газа, станет самодостаточной в обозримом будущем, отмечает автор статьи Робин Пагнамента.

«Польша превращается в значительного производителя газа и вызывает большой интерес. Все крупные компании идут сюда, и „Газпром“ взирает на это с некоторой тревогой», — отметил Ойсин Фаннинг, глава британской компании San Leon Energy.

Понятное дело, что переговоры с американцами происходили при поддержке «проамериканских» политиков в Польше и не могли особо приветствоваться прогерманистами, учитывая тесную связку Германии и Газпрома.

Теперь большой вопрос — будут ли продолжены такие активные движения Польши в направлении добычи сланцевого газа и обеспечение им других европейских стран?

О сланцевом газе еще лишь дополню, что в 2009 году США абсолютно неожиданно вышли в мировые лидеры по выработке газа именно благодаря внедрению этой технологии, обогнав Россию и заставив серьезно понервничать как Газпром, так и Кремль, учитывая серьезную завязку внешней политики России на энергетике.

Помимо энергетики, много головной боли Варшава доставляла Москве и в военной сфере. Благодаря тесному сотрудничеству с Вашингтоном, именно в Польше сначала планировалось размещение ПРО, а потом было принято решение и размещении ракет Пэтриот. Такая близость таких технологий к российской границе никак не радовала Кремль.

Очень прискорбно сознавать, что главные переговоры с Вашингтоном в этой сфере проводили генералы, многие из которых погибли вместе с Президентом Качинским, в то время как планы по размещению ракет ныне реализованы далеко не до конца…

Итак, гибель Леха Качинского, его ближайших политических соратников и высшего генералитета страны может существенно повлиять на геополитическую расстановку в регионе.

Теперь главным претендентом на победу становится Дональд Туск. Возможно, он изменит свое решение не баллотироваться. Ведь вряд ли большие шансы теперь сохранятся у его однопартийца — спикера Бранислава Комаровского, который был ярым противником Качинского.

Достаточно вспомнить Януша Паликота, исполняющего роль неофициального начальника штаба Коморовского, что «президентура Качиньского  — это наибольшее несчастье, какое случилось с Польшей со времён военного положения».

Туск, как я уже писала выше, всегда смотрел больше на Берлин и Москву, чем на Вашингтон и Киев. Посему от него следует ожидать явно больше гибкости в принципиальных для Кремля вопросах энергетики и вооружений. Точно так же он никогда не был поклонником активной политики на Востоке. Он лишь усилит интегральные процессы в направлении ЕС. И это вполне устроит Москву.

Вообще, Москва может быть довольна. За какое-то достаточно короткое время на континенте произошло несколько важных событий, которые волей то ли провидения, то ли тщательного плана создали вокруг России пояс важных и теперь лояльных к Кремлю стран.

В Украине к власти пришел пророссийский Виктор Янукович с правительством, возглавляемым этническим россиянином Николаем Азаровым. Теперь они по очереди еженедельно летают в Москву, декларируя готовность создать общий с Россией газотранспортный консорциум и продлить пребывание Черноморского флота в Севастополе.

В ключевом среднеазиатском государстве Киргизии вследствие государственного переворота к власти пришло правительство Розы Утунбаевой, которое сразу же публично заверило Москву в своей лояльности и готовности к сотрудничеству.

Казахстан и Беларусь уже фактически интегрированы с Россией в рамках Таможенного союза.

Ну и главный игрок в регионе со стороны ЕС — Польша — сегодня деморализована и выбита из колеи, с перспективой президентства Дональда Туска.

Случайны ли все эти события мы можем лишь догадываться. А понимать нужно следующее: главной геополитической проблемой Москвы на сегодня остается один регион — Кавказ…

Если и этот регион удастся превратить в «дружественный», концепция построения «безопасного пояса» и зоны привилегированных интересов вокруг России будет завершена.

Виктория Сюмар

  • 158
  • 13.04.2010 05:08

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода