Эффективный парламент – миф команды Януковича?

Читати цю новину російською мовою
Эффективный парламент – миф команды Януковича?
И Президент, и коалиция после президентских выборов не устают раздавать комплименты эффективно работающему парламенту. Из уст представителей большинства и чиновников АП то и дело звучат заявления о том, что парламент чуть ли не впервые…

И Президент, и коалиция после президентских выборов не устают раздавать комплименты эффективно работающему парламенту. Из уст представителей большинства и чиновников АП то и дело звучат заявления о том, что парламент чуть ли не впервые за многие годы удалось заставить принимать необходимые стране законы.

«Главком» решил проверить это утверждение, пользуясь публичной информацией – статистикой, которую огласил спикер парламента Владимир Литвин закрывая в субботу шестую сессию парламента.

Напомним, минувшая сессия открылась 2 февраля 2010 года, а уже в начале марта была сформирована правящая ныне коалиция «Стабильность и реформы». Мы сравнили результаты деятельности шестой сессии с данными о предыдущей сессии Рады – работавшей с 1 сентября 2009 года по 2 февраля 2010.

Используя, опять же, открытую информацию с веб-сайта парламента, можно узнать, что за время предыдущей сессии, когда еще не было коалиции ПР, коммунистов и Блока Литвина, парламент провел 52 пленарных заседаний. Уже при работающей коалиции – с февраля по июль народные депутаты собирались 72 раза – именно о таком количестве заседаний рапортовал в субботу Литвин.

Рада действительно заработала?

Парадокс, который свидетельствует не в пользу хвалебной риторики в сторону эффективно работающей Рады, заключается в том, что, несмотря на большее количество пленарных заседаний, за время работы шестой сессии народные депутаты приняли лишь 135 законов. Тогда как в период с сентября 2009 по февраль 2010 г. ВР одобрила 279 законов.

В феврале нынешнего года спикер отметил, что народные депутаты могли и должны были работать намного лучше, ведь из 52-х пленарных заседаний целых десять были заблокированы. «Если исходить из соответствующих расчетов, то Верховная Рада не добавила, так сказать, в план более 40 законопроектов, а это значительный процент от того, что мы могли бы рассмотреть за сессию», — заявлял тогда Владимир Литвин.

Что же получилось у депутатов в ходе сессии, во время которой оппозиция блокировала трибуну лишь в течение нескольких часов? Выступая 10 июля в Раде, Литвин отрапортовал о том, что Рада с февраля приняла решение по 1038 законопроектам, одобрив из них в целом лишь 135, то есть немногим больше, чем 10% от общего количества. Еще 86 проектов были приняты в первом чтении. Куда же делись остальные проекты, ведь всего их было более тысячи?

Оказывается, что 817 законопроектов были возвращены авторам на доработку. Для сравнения, по результатам работы предыдущей сессии Рада вернула авторам лишь чуть более 300 проектов. Как считает спикер Владимир Литвин, высокий показатель отклонения законов – свидетельство принципиальности депутатского корпуса. «Это свидетельствует о том, что Верховная Рада принципиальные относится к законопроектам, в том числе, «собственного производства», — заявил Литвин в минувшую субботу. Возможно, спикер и прав, но с другой стороны большое количество законодательного «брака» может говорить и о совсем другом – ухудшении качества подготовки документов. Подумайте только, все эти отклоненные документы заняли массу времени у парламентских комитетов, прошли редакционные правки и обработку в управлении компьютерных систем и, наконец, были растиражированы на тоннах бумаги!

Взаимодействие с Президентом

Статистика, поданная Литвином, развенчивает миф и о небывалой активности Администрации Президента в области законодательной работы. Виктора Ющенко часто критиковали за вялую работу его юристов и в частности за малое количество проектов законов, которое он подавал в парламент.

При распаренной законодательной активности АП и учитывая тот факт, что прошедшие пять месяцев новая власть должна была работать с законами для закрепления своих позиций, команда Януковича добилась рассмотрения парламентом лишь в два раза большего количества законопроектов, чем это сделали подопечные Ющенко за последние пять месяцев его полномочий. С сентября 2009 по февраль 2010 Рада рассмотрела 13 законопроектов, зарегистрированных от имени Виктора Ющенко. За пять месяцев работы шестой сессии – 28 законопроектов поданных Виктором Януковичем.

Посмотрим еще на одну цифру, характеризующую взаимодействие Президента и парламента. Из 135 принятых Радой законов к концу сессии Янукович подписал и ввел в действие лишь 72, то есть менее половины из всех принятых в сессионном зале! Можно было бы согласиться и признать показателем эффективной работы даже такую цифру, если бы большинство этих законов были полностью новыми или значительно обновленными. Но оказалось, что 57 из 72 законов – это лишь акты о внесении изменений в действующее законодательство, а в новой или обновленной редакции были приняты лишь 8 законов.

Возможно, есть и значительная вина парламента в том, что менее половины из принятых Радой законов были подписаны Президентом. Эту версию подтверждает опубликованная на сайте ВР статистика. 56 принятых на шестой сессии законов все еще готовятся или направлены на подпись Президенту Украины. Интересно, почему так долго эти законы не отправляются Президенту? Какая длительная работа может идти с законом, после его принятия в целом, за исключением редакционных правок?

Сессия скандалов

В сообщении в связи с окончанием сессии Владимир Литвин отрапортовал, что с участием новосформированной коалиции депутатских фракций были решены основные задачи, которые ставились перед Радой в феврале. «Назначен новый состав Кабинета Министров Украины, принят Государственный бюджет и Государственная программа экономического и социального развития Украины на 2010 год, принципы внутренней и внешней политики, законы об осуществлении государственных закупок, о судоустройстве и статусе судей», — отмечают у спикера, добавляя в этот ряд закон о местных выборах и бюджетный кодекс. «Забыли» указать в этом списке закон о ратификации Харьковских соглашений, ведь все перечисленные спикером ключевые законы были настолько спорны, что вызывали шумные скандалы в парламенте.

День, когда принимались Харьковские соглашения, войдет в историю как самое скандальное заседание Верховной Рады за все ее шесть созывов. Кадры с яично-дымовыми боями в украинском парламенте облетели весь мир. Проект ратификации был принят с молниеносной быстротой после его подписания в Харькове и получил большинство голосов депутатов, вопреки негативному выводу профильного комитета Рады, сделав сомнительной его легитимность в глазах избирателей и мировой общественности.

Скандальными были и дебаты вокруг закона о принципах внутренней и внешней политики, законе о судоустройстве и статусе судей и законе о местных выборах. От влияния на тексты этих и некоторых других законопроектов была полностью отстранена оппозиция — из-за беспрецедентного количества предавших свои родные фракции депутатов от НУНС и БЮТ и потери в результате этого решающего количества голосов.

Шестая сессия: работа вслепую

В ходе текущей сессии Рада вернулась к забытой практике утверждения документов «вслепую». Депутаты голосовали за те поправки или даже целые проекты законов, которые им либо не раздавались, либо были розданы лишь за считанные минуты до голосования. Так принимались сразу несколько документов, в частности — ключевые правительственные поправки к закону о госзакупках, закон о референдуме.

Еще одним негативным трендом шестой сессии стали голосования в сессионном зале за проекты постановления, не прошедшие через процедуру экспертизы в профильных комитетах. Теперь уже бывший вице-премьер Владимир Семиноженко даже поплатился за одно из таких решений своей должностью, хоть конечно в его случае нарушение было лишь той формальностью, за которую при случае ухватились представители коалиции. Но прецедент есть прецедент и, руководствуясь этим случаем, в будущем парламент сможет использовать эту формальность для отмены своих же решений.

В ходе шестой сессии парламентарии сумели решить проблему с первым вице-спикером Рады. Вместо ушедшего работать в Минюст Александра Лавриновича, в это кресло сел коммунист Адам Мартынюк. Оппозиция может быть довольна: с пользой для БЮТ и НУНС господин Мартыню уже отыграл, не дав Партии регионов протащить выгодные для себя положения в закон о референдуме. Вместе с тем, еще с марта 2010 года с уходом ведущих кадров регионалов в правительство, остается нерешенным вопрос перераспределением постов руководителей комитетов, которые согласно закону о регламенте должны быть отданы представителям оппозиции.

Следующая, седьмая сессия Рады, откроется 7 сентября 2010 года. Она, безусловно, станет более значительным испытанием не только для шестого созыва ВР, но и для украинского парламентаризма в целом, ведь в первую очередь осенью речь может пойти о законе о референдуме, которым регионалы планируют открыть дорогу к отмене политреформы и усилению президентских полномочий.

Осенняя сессия парламента будет проблемной и в свете ее наложения на кампанию по выборам в местные советы. Об этом не стесняются предупреждать и сами депутаты, как например замглавы фракции Блока Ливтина Олег Зарубинский. «Много из того, что политические силы поставят на местных выборах, будет воспринято, как лакмусовая бумажка, результат той или иной политической силы, как способность пойти на парламентские выборы», — заявил Зарубинский. Так что, будьте уверены, ставки, которые делают парламентские игроки на осень достаточно велики и седьмая сессия окажется более неспокойной, чем предыдущая.

Алексей Педосенко

Источник: Главком

  • 50
  • 14.07.2010 18:07

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода