Партия Регионов: Кто не с нами, тот против нас!

Читати цю новину російською мовою
Партия Регионов: Кто не с нами, тот против нас!
Интересующийся современной украинской политикой человек не может не заметить, как пришедшая к власти Партия регионов методично и уверенно выстраивает новую модель для Украины. Да такую, которой позавидовал бы и экс-президент Леонид Кучма…

Интересующийся современной украинской политикой человек не может не заметить, как пришедшая к власти Партия регионов методично и уверенно выстраивает новую модель для Украины. Да такую, которой позавидовал бы и экс-президент Леонид Кучма, считавшийся в свое время сильным и авторитарным главой державы.

«Единая Россия» или КПСС?

Причем, что самое интересное, выстраиваемая регионалами модель может со временем оказаться еще более мощной, чем в России, которую сторонники Виктора Януковича, без сомнения, взяли за пример в построении сильной вертикали власти. Уже на данном этапе Украину сравнивают с Российской Федерацией, команду Януковича — Азарова с командой Медведева — Путина, а Партию регионов — с «Единой Россией». Действительно, и там, и там партия власти для достижения своих целей охотно вступает в союз с другими политическими силами, даже далекими по своим идеологическим и бизнес-интересам.

Однако, судя по всему, это лишь первый этап накопления политического и экономического капитала. В перспективе, думается, Партия регионов вполне может превратиться в руководящую и направляющую силу наподобие КПСС во времена Союза. И тогда ей совершенно ни к чему будет делиться властью и полномочиями со своими сегодняшними союзниками, которых она или поглотит, или вынудит уйти, мягко говоря, на неформальное положение. Вспомните: при СССР тоже были разные неформальные объединения, которые, тем не менее, контролировались Компартией, имевшей в своем распоряжении все ключевые посты. И лозунг «Кто не с нами, тот против нас» может быть реанимирован в любое время.

Другой вопрос, согласятся ли на такое эти политические силы и простые люди, их поддерживающие. Ведь, как утверждают многие политики и эксперты, времена доминирования одной, пусть даже очень мощной, партии канули в Лету. Я бы не торопился с такими категоричными выводами. Тем более что имеется довольно наглядный пример соседней Белоруссии. Приезжающие к нам из этой страны так называемые простые люди или же наши граждане, побывавшие там, говорят о царящем там порядке, обеспечивающемся чрезвычайной централизацией и монополизацией власти, буквально с восторгом. Кстати, пример Белоруссии может быть очень сильным аргументом для Партии регионов в ее генеральном наступлении по всем фронтам.

А что конкретно необходимо еще сделать регионалам, чтобы окончательно закрепить свой монополизм? Мы видим, что они уже сейчас имеют стабильное большинство в парламенте, которое может проводить любые нужные решения, практически полностью свое правительство, а также в большинстве регионов свою местную власть. Причем после осенних выборов в местные органы власти ПР, без всяких сомнений, еще больше укрепит там свое присутствие. Я уже не говорю, что она добилась главного — у нее свой президент. Осталось только наделить его еще большими, желательно царскими, полномочиями, которые в свое время отобрала политреформа, и можно спокойно выстраивать систему с единственной правящей партией во главе с генеральным секретарем и президентом в одном лице. Как при Горбачеве: генсек — для внутреннего пользования, президент — для внешнего.

Дайте президенту порулить!

И, судя по всему, от идеи пересмотреть политреформу и усилить полномочия своего лидера Партия регионов отказываться не собирается. Несмотря на провал голосования по проекту закона «О всеукраинском референдуме», сторонники Виктора Федоровича не намерены отступать от задекларированных ранее планов реформировать Конституцию. Более того, многие из «регионалов» называют отмену политреформы прямо-таки неизбежной. Почему референдум? Ведь кто его знает, как там народ отреагирует на предложение власти.

Несомненно, тот, кто затеял игру с референдумом, отлично знает, как люди отреагируют. Достаточно вспомнить референдумы, проводимые при Кучме: подсчет голосов тогда показал, что народ не только выразил свой «одобрямс», но и был от этого в восторге. Ведь важно, как сформулировать вопрос, а еще важнее, кто и как подсчитает волеизъявление народа.

Вообще, трудно заподозрить идеологов Партии регионов в недальновидности и наивности. Поставив цель усилить полномочия Януковича, они, безусловно, припасли ряд комбинаций. Навскидку можно перечислить сразу три: референдум, обращение в Конституционный суд (который, кстати, на днях возглавил земляк Виктора Федоровича) или голосование в парламенте конституционным большинством. Каждый из этих вариантов может быть осуществлен с разницей лишь по времени и усилиям.

Оппозиция между тем полагает, что сторонники Януковича попытаются провести конституционную реформу в парламенте без задействования механизма референдума. И для этого им необходимо довести численность коалиции до 300 мандатов. Однако тут есть риск. Ибо, если Партия регионов хочет быть монополистом, ей вовсе ни к чему заручаться поддержкой других политических сил. Однако одно другого не исключает. Например, политолог Игорь Попов уверен, что ПР отложила идею проведения референдума и смирилась с тем, что в процессе изменения Конституции придется задействовать парламент. Спикер Верховной Рады Владимир Литвин также ожидает проведения конституционной реформы в парламенте. А вот политолог Вадим Карасев сомневается в том, что, даже если в коалиции будет 300 депутатов, все они проголосуют за изменения в Конституцию.

Усилению полномочий Виктора Януковича может угрожать и другая опасность, исходящая, казалось бы, с совершенно неожиданной стороны. Дело в том, что сама Партия регионов, несмотря на многочисленные и частые декларации о единстве, не является монолитом единомышленников. Объединенная одной идеей прихода к власти, сейчас, когда цель достигнута, она больше смахивает не на сцементированную КПСС, а на партию большевиков с разными группками и уклонами. И Януковичу, если он хочет остаться единым лидером, непререкаемым авторитетом в партии, необходимо, как когда-то большевикам, каленым железом выжигать крамолу и наводить порядок среди «уклонистов», стремиться сплотить столь разношерстную команду. До сих пор это ему удавалось. Как будет дальше? Судя по всему, со временем ему все же трудно будет выстраивать внутри собственной команды систему сдерживания и противовесов, на что был большой мастер Леонид Кучма и в чем так и не преуспел Виктор Ющенко. Иначе прав окажется «нунсовец» Юрий Грымчак, который сказал: «Последние события свидетельствуют, что для них главной целью были не реформы, а именно захват власти. Сейчас они перешли от этапа «мы берем власть» к этапу «кто из нас теперь будет этой властью».

Монолит или совокупность корпоративов?

Вообще, нужно отметить, что Партия регионов хотя и выглядит со стороны как единая команда, по сути таковой не является. Если БЮТ — это «абсолютная монархия» во главе со всемогущей «владычицей морской», то ПР — это клуб влиятельных баронов, избравших себе лидера на правах первого среди равных. А отсюда не исключено, что в Партии регионов может разгореться нешуточная война. Чтобы этого не допустить, в дело должен вмешаться президент Янукович, который и поставлен на этот пост «разруливать» подобные конфликты. Тут уже не до корпоративных интересов — может получиться, как при Ющенко, чьи «любі друзі», попав во власть, настолько активно стали друг с другом воевать, что оставили от 55-процентного рейтинга президента жалкие 3—5 процентов. Не сумел Виктор Андреевич вовремя «разрулить» ситуацию. Удастся ли это Виктору Федоровичу?

Алексей Петруня

  • 53
  • 29.07.2010 02:03

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода