Куда идут деньги, в какие места

Читати цю новину російською мовою
Куда идут деньги, в какие места
НБУ, вопреки своим же обещаниям, продолжает снабжать средствами коммерческие банки. Хотя не так давно божился не спасать утопающих. За исключением самых крупных. Но…

НБУ, вопреки своим же обещаниям, продолжает снабжать средствами коммерческие банки. Хотя не так давно божился не спасать утопающих. За исключением самых крупных. Но…

Рефинансирование продолжается. Более того, банкам, имеющим долги по кредитам, для сохранения ликвидности разрешили их не погашать до конца года. То есть, по мнению главы НБУ Гонтаревой, денег в Украине сейчас настолько много, что можно себе позволить ими швыряться.

Когда МВФ раздумывал, выделять ли нашей стране кредит, эксперты настаивали на том, что рекапитализацию должны проводить сами владельцы банков. Естественно, «демонстрационный» капитал этих самых владельцев в половине случаев не дотягивает до необходимого уровня. И после долгих и мучительных переговоров фонд таки согласился на рефинансирование из бюджета. Со всеми традиционными оговорками насчет «крайнего случая» и «исключительных мер».

Выделяя второй транш, МВФ разрешил правительству на время действия программы stand-by потратить 2,8% ВВП на финансирование банковского сектора. В оставшиеся два осенних месяца на нужды Фонда гарантирования вкладов и тех же коммерческих банков можно будет извлечь из многострадального бюджета еще 23,5 млрд грн.

18 сентября НБУ добавил к перечню видов обеспечения при предоставлении рефинансирования уже не только гривню, но и иностранную валюту. Тендер будет проводиться для банков, у которых с 27 января до 17 сентября 2014 года зафиксирован отток депозитов более чем на 18%.

Но и на этом щедрость Гонтаревой не заканчивается. По словам первого замглавы НБУ Александра Писарука, государственные «Укрэксимбанк», «Ощадбанк» и «Укргазбанк» будут докапитализированы из госбюджета.

Что делать с «Родовідом» и «Киевом», пока не знают, советуются с Минфином.

Ну и самый интересный посыл: государство может принять участие в капитализации частных банков. Писарук, конечно, говорит, что шансов на это мало. Но сам факт… Впрочем, докапитализация — пока далекая перспектива. А вот бесконтрольное рефинансирование — уже давно реальность.

Понятно, что устойчивость банковского сектора очень важна, что вслед за ним может посыпаться вся экономика, и без того дышащая на ладан. Но эта угроза очень удобна для манипуляций. Ведь если финансовый регулятор так заботится о равновесии и стабильности, то почему он никак не контролирует судьбу кредитных средств? Почему глава НБУ, выделяя любимым банкам деньги, не ограничивает варианты их использования? В ведомстве Гонтаревой ответили замысловато. «При выдаче кредитов Национальный банк обязательно вводит ограничения на проведение банками рисков активных операций. В связи с этим установление ограничения на общий объем активов, в который также включаются высоколиквидные активы, является нецелесообразным», — сообщил Нацбанк на своей странице в «Фейсбуке».

На самом деле это ответ без ответа. Сейчас ничто не мешает банкам под шумок общего оттока средств выводить деньги за границу. Нет ни одного известного случая, когда НБУ помешал бы использовать кредит так, как хочется самому финучреждению.

К примеру, «Дельта Банк» и «ПриватБанк» совсем недавно получили около 2 млрд грн рефинансирования. И в «Дельте» тут же заикнулись о покупке «Универсал Банка». Как же тогда работают ограничения? Можно поспорить, что очень скоро, купив очередной банк, «Дельта» снова получит рефинансирование уже под его активы.

Представители менее удачливых банков обиженно рассказывают, что конкуренты, которые смогли договориться с НБУ, прокручивают бюджетные средства и зарабатывают на этом. О поддержании ликвидности речь якобы не идет. Тем более что одни и те же счастливчики получают кредит снова и снова. Возможно, не допущенные к кормушке просто завидуют и рычат, но сложно отрицать, что у НБУ весьма избирательный подход: ахметовский ПУМБ на конец второго квартала был должен НБУ 1 млрд 141 млн гривен; связанный с Фирташем «Надра Банк» — 7,6 млрд; «ПриватБанк» Коломойского — более 20 млрд.

Но самое яркое подтверждение странностей политики НБУ — ситуация с «Дельта Банком». Он должен НБУ более 10 млрд и периодически просит еще. И ему дают. Несмотря на возникающие скандалы (последний с главой наблюдательного совета Николаем Лагуном), связанные якобы с отмыванием денег Семьи.

Но даже если будет доказано, что незаконные операции проводились (в том числе) и из заемных средств, г-жа Гонтарева будет просто играть роль обманутой жертвы. Но складывается впечатление, что НБУ не просто не знает, что вообще происходит с одолженными миллиардами, но и не желает знать. Подозрительно не желает…

Источник: Власти.нет

  • 394
  • 01.10.2014 09:24

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода