Россия — Украина: поиск оптимальной модели

Читати цю новину російською мовою
Россия — Украина: поиск оптимальной модели
За прошедшие почти два десятилетия российско-украинские отношения пережили многое. И резкий рост украинского национализма, исходящий в основном из западных областей страны и оказавший огромное влияние на политику первого президента…

24 августа 2010 года украинское государство в девятнадцатый раз празднует годовщину своей независимости. В этот день в 1991 году Верховный Совет УССР принял «Акт провозглашения независимости Украины». Тогда, на волне эйфории после краха ГКЧП, на территории Советского Союза развернулся настоящий «парад суверенитетов». Через четыре месяца СССР прекратил свое существование и на политической карте мира появились два очень похожих, но противоречиво относящихся друг к другу суверенных государства. Столицей одного из них продолжала быть Москва, центром другого стал Киев, который оставался в сознании большинства россиян «матерью городов русских».

За прошедшие почти два десятилетия российско-украинские отношения пережили многое. И резкий рост украинского национализма, исходящий в основном из западных областей страны и оказавший огромное влияние на политику первого президента независимой Украины — Леонида Кравчука. И невнятный период «дружбы» при Леониде Кучме. Яростный политический конфликт российского руководства с Виктором Ющенко, сопровождавшийся «газовыми войнами» и иррациональными попытками укрепить отношения Украины с Западом за счет их ослабления с Россией. Просто удивительно, сколько же всего произошло за столь короткий период времени.

Сейчас, после окончательного завершения истории с «оранжевой революцией», которая для значительной части украинского населения стала временем надежд и утраченных иллюзий, а для другой — не меньшей — политическим проклятьем, можно подвести некоторые итоги. Действительность такова, что сегодня в Восточной Европе проходит граница между двумя государствами — очень похожими и очень разными одновременно. В масштабах Европы Россия с ее более чем 140-миллионным населением и Украина, на территории которой проживают 45 миллионов человек, являются, безусловно, тяжеловесами. У обеих стран есть многолетний опыт сосуществования в рамках единого политического пространства, россиянам и украинцам во многом свойственен одинаковый менталитет, одинаковая оценка многих происходящих событий, и, что бы там ни говорили, — чувство локтя. Но им присуще и своего рода ментальное соперничество: в то время как украинцы постоянно пытаются доказать россиянам, что они прекрасно смогут прожить и без них, последние упорно утверждают, что «Украина никуда не денется».

Спор этот не имеет ни малейшего смысла. Понятно, что во взаимоотношениях между государствами всегда должен преобладать здоровый прагматизм. Он напрочь отсутствовал во всем, что происходило с 1991 года. И задача ныне находящихся у власти в России и в Украине политиков — в том, чтобы именно на прагматичной основе выстроить наши будущие отношения. А для этого надо отдавать себе отчет — что же на сегодняшний день представляют собой российское и украинское государства в политическом, экономическом и социальном смыслах?

Прежде всего, можно сразу констатировать — Россия и Украина связаны между собой настолько тесно, насколько только могут быть связаны две страны. Неважно, что и среди украинцев, и среди россиян найдется масса людей, которые будут опровергать этот факт. От этого он не перестанет быть объективной реальностью. Какая же модель взаимоотношений станет той спасительной формулой, которая позволит, с одной стороны, сохранить политическую независимость и государственный суверенитет, а с другой — будет способствовать всестороннему сотрудничеству этих двух стран и их взаимовыгодной интеграции? Возможно, для поиска следует обратиться к мировому опыту. Так, за образец вполне могут быть взяты американо-канадские отношения. Конечно, не следует призывать слепо копировать их и переносить на российско-украинский ландшафт, однако характер взаимодействия между Соединенными Штатами и Канадой достоин самого внимательного изучения. Вполне возможно, что он и может стать той платформой, которая окажется привлекательной и для Москвы, и для Киева.

Итак, что нам дает даже поверхностный взгляд на характер отношений между Вашингтоном и Оттавой? Во-первых, между этими государствами существует весьма протяженная общая граница, через которую ежедневно идет огромный поток людей. Много канадцев и значительная часть американцев объединяет принадлежность к англосаксонскому цивилизационному сообществу. В США и Канаде говорят на одном языке — английском (при том, что часть канадского населения говорит на французском, а в Соединенных Штатах в последнее время резко выросла роль испанского языка).

Организация североатлантического договора
 Инфографика. Денис Крюков | Купить иллюстрацию

НАТО, Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) – военно-политический союз

Во-вторых, США и Канада принадлежат к так называемому «атлантическому сообществу наций», являются членами Организации Североатлантического Договора. На канадской территории развернута НОРАД, масштабная военная инфраструктура НАТО — объединенная система аэрокосмической обороны Соединенных Штатов и Канады (NORAD, North American Aerospace Defense). Она представляет собой огромный военный механизм, простирающийся более чем на 10 000 км.

В-третьих, США и Канада тесным образом интегрированы экономически — в рамках соглашения о свободной торговле НАФТА (NAFTA, North American Free Trade Agreement). Сегодня более трех четвертей экспорта-импорта Канады приходится на Соединенные Штаты, идет активная дискуссия о перспективах валютного союза.

К тому же информационное пространство Канады и ее медиарынок во многом определяется американскими СМИ. Американские теле — и радиоканалы регулярно вещают на Канаду. Немало американцев могут смотреть канадское телевидение.

Наконец, между США и Канадой существует не только безвизовый режим. Немалое количество людей имеет и двойное гражданство, выбирая для себя более удобное место жительства.

При этом речь не идет о «поглощении» Соединенными Штатами Канады. Никто в Вашингтоне не рассматривает Оттаву как подконтрольного «младшего партнера». В то же время никто в Канаде не кричит об «американском империализме», об угрозе аннексии и потери независимости. Наоборот, Канада полностью самостоятельна в своей политике и решительно отстаивает свои интересы. В частности, в последнее время конкретные шаги в этом направлении можно было наблюдать в области сельского хозяйства (например, проблема американской курятины присутствовала и в отношениях этих стран). Есть спорные вопросы в области торговли древесиной, металлургического экспорта. Имеет место и столкновение интересов различных американских и канадских компаний. Однако подобные вещи политическое руководство США и Канады и капитаны бизнеса предпочитают решать за столом переговоров, не прибегая к громким заявлениям и уж тем более  — к взаимным угрозам.

Какие же выводы о направлениях развития российско-украинских отношений можно сделать на основе американо-канадских? То, как сегодня складывается политическое, экономическое и гуманитарное сотрудничество между двумя североамериканскими странами, вполне может стать образцом для России и Украины. Москва и Киев, взаимно признавая суверенитет друг друга, должны проводить эффективную и взаимовыгодную экономическую, политическую и даже военную интеграцию. Значительное внимание следует также уделить человеческому измерению: российское и украинское государство соединяет не только общее историческое прошлое, но и многочисленные родственные связи людей, оказавшихся по разные стороны границы после распада Советского Союза. Полагаясь на здравый смысл и используя зарубежный опыт, России и Украине необходимо выработать ту формулу отношений, которая будет основана на взаимном уважении интересов двух стран.

Источник: РИА Новости

  • 59
  • 26.08.2010 08:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода