Футбол и бизнес: игра, без которой нам не жить

Читати цю новину російською мовою
Футбол и бизнес: игра, без которой нам не жить
Футбол сегодня – это не только шоу, которое притягивает внимание миллиардов зрителей. Футбол стал частью культуры и образа жизни человечества. Его столь мощное и даже тотальное вхождение в бытие современного общества ставит вопрос:…

Футбол сегодня – это не только шоу, которое притягивает внимание миллиардов зрителей. Футбол стал частью культуры и образа жизни человечества. Его столь мощное и даже тотальное вхождение в бытие современного общества ставит вопрос: насколько велика и взаимна эта зависимость?

Некоторые исследователи «футбольного феномена» в Европе говорят, что эта игра настолько популярна, что её будущему не может угрожать ничто, даже дефолт по просроченным долгам. Их в любом случае и в любой ситуации простят. Так ли это, и насколько сильно взаимное влияние бизнеса и футбола в обществе. Также важно понимать, учитываются ли на Украине и в России ошибки и промахи «старших товарищей» из ЕС.

Если взять все сборные-участницы недавно прошедшего чемпионата мира по футболу в ЮАР, окажется что 547 из 736 игроков команд-финалистов представляли европейские футбольные клубы. Этот показатель, а также триумф европейского футбола на мировом форуме свидетельствует: никогда еще «игра миллионов» в Европе не была настолько мощной и значимой для всей планеты. На лучшие европейские клубы и лиги равняются во всём мире. Но насколько эта мощь достижений и внешний лоск соответствует таким рыночным показателям, как экономическая устойчивость, доходность, кредитоспособность и т.п. – вопрос отнюдь не праздный.

Полноформатное исследование бизнес-составляющей деятельности пяти самых крупных национальных чемпионатов Европы – Англии, Испании, Италии, Германии, и Франции, – проведённое ведущими мировыми аудиторскими компаниями, засвидетельствовало, что соревнования в первых троих странах под грузом экономических проблем и долгового бремени могут стать финансово несостоятельными в течение ближайших двух лет. Это если соответствующие лиги будут и дальше развиваться как обычный для стран ЕС бизнес и к ним будут применяться те же, что и другим бизнесам, правила и процедуры.

К сожалению для обычных бизнесменов и к счастью для футбольных менеджеров, в отношении «игры миллионов» даже в таких либеральных капиталистических державах, как Соединённое Королевство, применяется некоторое снисхождение и поддержка как со стороны корпораций-спонсоров, так и со стороны правительств и ключевых медиа, прежде всего телевидения.

Анализируя игру с точки зрения бизнес-модели и её влияния на социально-экономическую жизнь, можно сделать вывод, что германская бундеслига держит первенство и опережает английскую премьер-лигу и французскую «Лигу 1» по целому комплексу показателей. Несмотря на то, что в Англии клубы достигают более высокого спортивного результата и приносят большую валовую прибыль, немецкий футбол лучше структурирован с точки зрения доходности – благодаря лучшей финансовой устойчивости и большему количеству потребителей, то есть более ёмкому рынку. Инвестиции, сделанные в развитие футбольной инфраструктуры Германии к ЧМ–2006, усилили конкурентные преимущества бундеслиги. Немецкие клубы ежегодно инвестируют около 100 млн евро в развитие футбольных академий, воспитание футбольных талантов, снижение стоимости трансферов и зарплат футболистов. Также бундеслига является лидером по показателю положительного влияния на внешнюю среду, а также по социальному влиянию наряду с премьер-лигой.

Несмотря на то, что в Англии футбол генерирует существенно больший доход, получая от продаж 2,382 млрд евро (в той же Германии, для сравнения – 1,715 млрд евро), бундеслига показывает значительно лучшее о тношение собственного капитала к активам: 36% к 4% английским, где практический все клубы погрязли в долгах. Показатель уровня доходов от продаж (1,263 млрд. евро) и соотношения капитала и активов вполне адекватен во французской «Лиге 1»– 25%. Что ещё более важно, интегральный показатель доходности капитала, согласно исследованиям, является положительным только в бундеслиге и «Лиге 1», и составляет соответственно 2% и 1%. По сумме всех показателей из европейских лиг из топ-5 самым доходным предприятием является германский чемпионат, где можно ожидать 2,5% годового дохода от вложенных инвестиций, а также рассчитывать на экономический рост в будущем.

Согласно показателю рентабельности активов, который применяется для оценки любого бизнеса, английский, испанский и итальянский чемпионаты были бы банкротами менее чем через два года. Рентабельность активов у них отрицательная: соответственно, минус 5%, минус 12% и минус 7%, то есть на 11 – 16% хуже, чем у обычных компаний в этих странах. Одним из важнейших факторов такого состояния дел в европейском футболе является завышенные зарплаты футболистов и отрицательный баланс в трансферной политике клубов, когда больше денег идёт на покупку игроков, чем от их продажи. В сезоне 2009-2010 клубы лиг топ-5 купили игроков на 566 млн евро больше, чем продали. Например, испанская «примера» потратила на игроков 580 млн евро, а получила от продажи всего 245 млн евро. Не секрет, что значительная часть этих и других трат клубов совершаются в долг, увеличивая и без того внушительную кредиторскую задолженность. А «Реал» с «Барселоной» возглавляют список наиболее агрессивных покупателей звёздных игроков.

Все эти действия и политика ведущих клубов Старого Света напоминают эффект домино, когда под угрозой настоящего банкротства могут оказаться целые лиги, а пирамиды накопленных годами долгов могут рухнуть в один момент. За три года у английской премьер-лиги сформировался отрицательный трансферный баланс, превышающий 1 млрд евро, у испанской «примеры» – 600 млн евро.

В действительности весь футбольный бизнес в Европе пока не может обеспечить достойный возврат вложенных средств. Ни один рационально мыслящий инвестор не войдёт в футбольный бизнес на среднесрочную перспективу. Исключение могут составить лишь те, кто рассчитывает на «потенциальный рост стоимости недвижимости» в более длительной перспективе, а также не прочь заполучить такие «нематериальные» ресурсы – такие, как «слава победителя», «политический капитал», репутация «вершителя детских грез».

Каковы же статьи дохода ключевых европейских лиг и ведущих футбольных клубов? Например, доход от проведения матчей, то есть от продажи билетов и абонементов, составляет свыше 35% годового дохода английский футбольных клубов, в отличие от 13% у представителей итальянской «Серии А». «Манчестер Юнайтед» в прошлом сезоне по этой статье получил свыше 127 млн евро, а лучший итальянский клуб «Интер» – всего 33 млн.

Следующая важная статья дохода – отчисления от телетрансляций. Для испанской «большой двойки» –  «Реала» и «Барселоны» – это свыше 40% годового дохода: соответственно 160,8 и 158, 4 млн евро. Но самый большой процент годового дохода телеправа составляют для итальянских клубов – 69%. Для «Ювентуса» в прошлом сезоне – свыше 132 млн евро, для «Интера» – почти 116 млн, для «Милана» – 99 млн.

Ну и, конечно же, доход от коммерческой деятельности. Это спонсорские деньги, реклама, спортивный маркетинг. В этом «чемпионате коммерчески продвинутых» нет равных мюнхенской «Баварии» с ежегодным доходом на уровне 160 млн. евро. Немного отстают «Реал» и «Барселона» – 139,2 и 112 млн. Лидерство самого титулованного германского клуба во многом определяет тот факт, что он является главной командой самой богатой в Германии федеральной земли, экономика которой превышает экономки 19 стран ЕС.

И ещё несколько показательных цифр и сравнений. «Манчестер Юнайтед» зарабатывает больше всех в Европе от продажи рекламного места на игровой форме. Ежегодно клуб получает от компании AON 23,6 млн евро. Вслед за «МЮ» идут «Ливерпуль» (около 23 млн евро) и «Реал» (23 млн евро), «Бавария» (22 млн евро) и «Челси» (16,3 млн евро). Самый большой доход французские клубы получают о продажи игроков в более сильные лиги. Президент УЕФА Мишель Платини, отмечая усиливающиеся тенденции, говорит, что «итальянский футбол уже не лучший в Европе, позиции потеряны. Сегодня сильнейшие выступают в Англии и Испании».

Важно отметить: в Англии и Испании играют не только сильнейшие футболисты, но и самые большие деньги. В этих странах также зафиксирована самая большая «футбольная неравноправность», а также самое большое засилье легионеров. Шутка ли, кроме «Манчестер Юнайтед», «Челси» и «Арсенала», за последние 15 лет никто не становился чемпионом Англии! Поразив ворота «Атлетика» с пенальти на 57-й минуте матча 12-го тура чемпионата Испании, Серхио Рамос стал первым испанским футболистом, забившим за Реал в нынешнем сезоне «Примеры». До этого 33 гола «Реала» в чемпионате забили иностранцы! Один из самых авторитетных английских тренеров Харри Реднапп говорит о том, что «в современном футболе 5 миллионов фунтов платят за очень, очень среднего игрока». По-настоящему хороший игрок стоит десятки миллионов.

На фоне «просвещённой Европы», где УЕФА активно продвигает проект «экономической состоятельности футбольных клубов» (с 2012 года клубы смогут тратить только те деньги, которые заработают, убыточных клубов в профессиональном футболе быть не должно), который, по идее, должен вернуть в игру «равенство и справедливость», украинские, да и российские клубы выглядят настоящей «terra incognita».

Открытой информации о финансовой деятельности клубов откровенно мало. Владельцы команд говорят о своём исключительно благотворительном и даже филантропическом подходе к футбольному бизнесу. Но в то же время, почему-то его не бросают, несмотря на ежегодные многомиллионные убытки, как они это представляют. Время от времени общественность будоражат прямо-таки сумасшедшие данные о гонорарах и бонусах, которые получают за «важные» победы футболисты. «Газпром» за досрочное чемпионство, то есть победу над ЦСКА, выплатил футболистам «Зенита» $1 млн. Премиальные за выход в Лигу Чемпионов – ещё более внушительные. Как раз доходы от участия в еврокубках и от продажи игроков – главные в бюджете постсоветских команд. Из 557 млн. 400 тыс. гривен, заработанных донецким «Шахтером» в прошлом сезоне, 375,1 млн грн. – от «продажи и аренды игроков». Отчисления от УЕФА – всего 53,2 млн грн.

Судя по всему, главными для наших команд остаются так называемые «нематериальные» ресурсы и возможности, которые предоставляет футбол. И стоимость их владельцы украинских и российских клубов рассчитывать по их действительной цене пока не готовы. Потому и общественная значимость «игры миллионов» у нас существенно выше, чем в Европе. Где футбол, и это откровенно признают, пока слишком важен, чтобы умереть в неравной войне с более успешным и доходным бизнесом. Но это пока.

Юрий Тюрдьо

Источник: Однако

  • 48
  • 09.12.2010 09:23

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода