Не надо ухудшать ситуацию в Ливии

Читати цю новину російською мовою
Не надо ухудшать ситуацию в Ливии
Индия, Бразилия и Южная Африка не должны позволять самозванным странам монополизировать дискуссии по проблемам мира и безопасности на Ближнем Востоке, говорит бразильский министр иностранных дел.

Индия, Бразилия и Южная Африка не должны позволять самозванным странам монополизировать дискуссии по проблемам мира и безопасности на Ближнем Востоке, говорит бразильский министр иностранных дел, пишет Око.

По стечению обстоятельств, три растущих экономики и демократии с трех континентов — Индия, Бразилия и Южная Африка (ИБЮА)  — с разным восприятием западных стран по поводу мироустройства, вместе находятся в совете безопасности ООН. Во вторник в Нью-Дели, как часть обычного совещательного процесса, состоялась встреча трех министров иностранных дел. Но по причине их присутствия в совбезе ООН, они потратили значительную часть времени, координируя свои позиции по ситуации на международной арене. В интервью The Hindu, бразильский министр иностранных дел Антонио де Агуяр Патриота говорил о том, что группировка БРИК думает по поводу Ливии, Западной Азии и других международных горячих точек.

Выдержки из интервью

Что поменялось со вступлением трех стран БРИК в совет безопасности ООН, пусть и не на постоянной основе?

По замечательному совпадению три страны на данный момент в Совете Безопасности. Это придает нашему коммюнике значительности и авторитета. Мы высказывались по многим вопросам, от Афганистана и Ближнего востока, до Ливии, Сомали и другим. Одним из итогов, пусть и не новым, стало наше подтверждение преданности координации в Нью-Йорке.

Как по-вашему, каким окажется решение по ливийской проблеме в Совете Безопасности? Как мы знаем, Великобритания и Франция подготавливают резолюцию о запрете полетов. Благодаря взаимодействию с секретарем по иностранным делам Индии, мы знаем, что Индия не поддерживает идею об установлении этого запрета?

Я рад слышать об этом заявлении секретаря по иностранным делам. В нашем совместном коммюнике мы приняли один параграф, который не столь детализирован, однако особенно важен для трех стран. Он состоит в том, что любое обсуждение запрета полетов, либо иных мер принудительного характера, в дополнение к уже принятым в резолюции 1970, будут легитимны лишь в случае одобрения Совбезом и обсуждения в ООН. Теперь вы понимаете, почему мы так говорим — потому что в прошлом были иные линии поведения. Они могут показаться очень скорыми, будучи принятыми рассматриваемыми странами, но в конечном счете, я считаю, что они ослабляют международную систему коллективной безопасности, ослабляют ООН и провоцируют косвенные последствия, иногда очень предвзятые в отношении тех целей, что мы пытаемся достичь.Военное вмешательство в условиях беспорядков внутри страны очень проблематично. Я считаю, что любое решение по принятию запрета полетов, как и всякое иное военное вмешательство, нуждается не только в рассмотрении ООН, но и в консультациях с соседствующими странами. В ближайшие дни в Эфиопии пройдет встреча Совета по Миру и Безопасности Африканского Союза. Очень важно поддерживать связь с Лигой Арабских Государств и выяснить насчет их видения ситуации. Также мы будем продолжать тесно работать с Ливаном, являющимся арабским членом Совбеза в Нью-Йорке на данный момент.

Западные государства идут курсом резолюции, не ясно лишь чего западные военные силы могут достичь, учитывая в каком хаосе продолжает пребывать Афганистан после 11 лет.

Это важный момент. Знаете, что я постоянно подчеркиваю, так это что первейшее обязательство ответственного международного сообщества в таких ситуациях, как с Ливией, это не сделать еще хуже. А путем вмешательства, вы на самом деле вступаете в область анти-американских, анти-западных настроений, которые поныне не были особенно представлены в большинстве выступлений в арабском мире. Я имею в виду, что странно, что мы еще не увидели анти-израильских слоганов. Это все проявления собственного производства.

Часть информации лишь запутывает. Мы видели сообщения и доклады, приходящие от оппозиционных сил из Бенгази, которые высказываются против интервенции, говоря, что здесь разбираться нужно ливийцам. Вообще-то, после засылки британских спецагентов, те были арестованы оппозицией.Правда? Этого я не знал.Да, это произошло день назад. Высадившиеся с британскими дипломатами шесть бойцов спецназа Великобритании SAS были арестованы после того, как вышли на связь с революционерами в Бенгази.

Мне кажется, что Ливия находится в затяжном и болезненном конфликте, из которого выбираться нужно им самим. К тому же, слегка неприятно видеть, как СМИ пытаются создать наиболее благоприятствующую вторжению атмосферу, выборочно интервьюируя людей. Лига арабских государств приостановила участие Ливии в деятельности организации, так что они не очень-то расположены к Ливии, но важно что они скажут.

Министры иностранных дел стран ИБЮА еще в 2005-2006 годах говорили, что три страны должны сыграть роль в обеспечении мира на ближнем востоке. По-вашему ИБЮА достигла уровня внутренней сплоченности, при котором они на самом деле могут сыграть роль в некоторых из этих сложных политических вопросах? Или же они все еще пытаются добиться единства промеж собой?

Ну, я думаю, что в ситуации на Ближнем Востоке отсутствует лидер. Я не говорю, что ИБЮА готов заполнить это отсутствие сам по себе, но он может играть очень конструктивную поддерживающую роль, потому что три страны поддерживают отношения с Израилем и с арабским миром — это многонациональные демократии, показавшие способность обеспечить улучшенные условия существования собственному населению и конструктивно взаимодействовать с остальным миром в дипломатическом русле. Также они были приглашены на конференцию в Аннаполис, надо отдать должное Джорджу Бушу за собрание большого количества стран для продвижения мирного процесса. Так что там были пятерка постоянных членов Совбеза + Германия (P5+1) и Индия, Бразилия и Южная Африка.Но учитывая, что мы находимся в Совбезе ООН в этом году, я полагаю, может оказаться полезным показать нашу готовность играть определенную роль в установлении мира. Существует также проект финансирования ИБЮА Палестинских территорий. Итак, мы обсудили возможность приезда наших высших официальных лиц в регион дабы открыть этот проект и для установления контактов на высоком уровне с палестинцами и израильтянами.

Я не ожидаю значительных прорывов со стороны трех стран, но считаю важным другим сторонам продемонстрировать интерес в важнейших проблемах безопасности и мира. Я имею в виду, нет оснований группе самозванных стран монополизировать дискуссии о продвижении мира между Израилем и Палестиной. А судя по тупику в переговорах прошлых лет, их попытки были не слишком успешными. Может быть, для прогресса необходимы дополнительные голоса и идеи.

 Наряду с Турцией, Бразилия сыграла свою роль в вопросе с ядерной программой Ирана. Как вы оцениваете позицию Ирана в этом отношении? Дело исследовательского реактора Тегерана можно считать закрытым?

 

Ну что ж, есть несколько точек зрения. Во многом, для международного сообщества это была упущенная возможность, потому как, если целью являлось добиться определенных уступок от иранцев, то Турецко-Бразильская инициатива продемонстрировала возможность добиться больших результатов посредством диалога и переговоров, нежели путем угроз и санкций. Что было достигнуто благодаря дополнительным санкциям? Ничего, по сравнению с Тегеранской Декларацией мая 2010. Я считаю, что идея, стоящая за соглашением, это не турецкая или бразильская идея — мы не заявляем права на интеллектуальную собственность над самим предложением — идея зародилась в МАГАТЭ и была предметом начального обсуждения между P5+1, включая США, и Ираном.

Как вы знаете, президент Обама писал премьер министру Турции и президенту Бразилии Луле о том, что стало бы следующим шагом в правильном направлении, говоря об уступках от Ирана. Таким образом, когда соглашение материализовалось, для Турции и Бразилии было удивительно, что оно не было принято в том же духе, в каком обсуждалось, и что санкции продолжились, несмотря на него.Также дополнительной сложностью, возможно, является, что помимо принятия более жестких санкций Совбезом, отдельные стороны, такие, как США, приняли односторонние санкции.

Мы не притязаем на монополию мудростью. Если бы подобный подход принес результаты, кто знает, может это и показало бы ценность выбора этого пути, но мы не видим, чтобы этот подход показывал хоть какие-то результаты. Так что, быть может, что необходимо сделать, так это оставить пути для переговоров открытыми. Предпочтением Бразилии всегда является поиск дипломатических способов противостояния вызовам, стоящим перед миром и безопасностью, и мы и впредь будем придерживаться этого мнения.

Источник: Власти.нет

  • 49
  • 12.03.2011 06:10

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода