Кто завидует Кучме

Читати цю новину російською мовою
Кто завидует Кучме
Многочисленные эксперты наперебой отвечают на вопрос «зачем», редко кто проговаривается «за что». Для процесса над Кучмой причин более чем достаточно, но слишком мало юридических оснований…

Ровно месяц назад украинские СМИ транслировали снимок четырех президентов — трех бывших и одного действующего: они вместе праздновали годовщину инаугурации Януковича. Кравчук и Ющенко в тот день от комментариев воздержались, а Кучма был улыбчив и разговорчив, он рассказал журналистам про «стабильность ситуации» и про то, что он лично доволен итогами «года Януковича». Сегодня эта благостная картинка выглядит иначе: возможно, у Кучмы были причины для «разговорчивости», а может, он в самом деле ни о чем не ведал и для него, как и для всех прочих, вызов в прокуратуру стал «громом среди ясного неба»?

«Гром среди ясного неба» — в нашем случае не бессмысленное клише. Весь этот месяц медийное «небо» над Украиной было непривычно чистым и безоблачным. В качестве информповодов в ход шли литературные скандалы и дни рождения криминальных авторитетов. Кучма был прав: ситуация была «стабильна» как никогда, Янукович «расчистил поле», и впору было праздновать «конец политики».

Теперь, когда «гром грянул», вдруг выяснилось, что для нового Кучмагейта есть десятки причин, и даже странно, что еще месяц назад это никому в голову не приходило. Версии на все вкусы: экономические, конспирологические, политтехнологические.

Наезд на Кучму — это прежде всего наезд на Пинчука, говорят нам: бизнес зятя экс-президента — одна из немногих зон, «свободных от Донецка». По крайней мере, была — до вчерашнего дня.

Наезд на Кучму — это наезд на Литвина: ни для кого не секрет, что настоящим фигурантом в «деле Гонгадзе» был и остается бывший глава администрации Кучмы и нынешний спикер Верховной Рады Владимир Литвин. Возможно, он стал менее управляем, возможно, его аппетиты показались кому-то непомерными. Как бы то ни было, Кучма — пенсионер, а Литвин пока еще нет. Литвин дирижирует парламентом, и должно быть нечто, что дает основания «дирижировать» Литвином.

Версия номер три: напоминание Кучме об осени 2000-го — это месть Януковича за осень 2004-го. Янукович полагает, что тогда его «предали», и если бы Кучма в дни «оранжевой революции» не договорился с Ющенко, Янукович праздновал бы не первую, а шестую годовщину своего президентства. В этом есть резон: при президенте Ющенко Кучму не трогали, «дело Гонгадзе» спустили на тормозах — Ющенко давал экс-президенту гарантии, Янукович никому гарантий не давал.

И еще одна: Кучмагейт не более чем инструмент для подкачки падающего рейтинга. Не исключено, что президентские технологи в самом деле прислушались к социологам и решили отвлечь «население» от реформы ЖКХ и цен на гречку. Да и вернуть интерес журналистов к Банковой не худо.

Наконец, и об этом не устает повторять оппозиция, вызов экс-президента в прокуратуру — «показательное выступление» для Запада: там в последнее время перестали верить в «демократический курс» киевской власти. У Януковича проблемы с оппозицией, у Януковича проблемы с коррупцией, Янукович ждет в гости Лукашенко. Кучмагейт снимает все вопросы — по крайней мере, так решили технологи на Банковой. Или все прочие решили, что они так решили.

Под шумок было объявлено, что Генпрокуратура возобновила не только дело Гонгадзе, но и гораздо более давнее дело — о гибели Вячеслава Черновола. Похоже, Генпрокуратура становится главным медийным игроком на украинском поле, да и силовым тоже. За без малого два десятка лет украинская политика накопила столько скелетов в шкафу, что хватит разного порядка «гейтов» не на один президентский срок.

Характерно, что многочисленные «эксперты» наперебой отвечают на вопрос «зачем», редко кто проговаривается «за что», и уж вовсе никто не прогнозирует «что скажет суд». Для процесса над Кучмой, как видим, причин более чем достаточно, но слишком мало юридических оснований. В десятую годовщину первого Кучмагейта (движения «Народ против Кучмы») пресловутый полковник Мельниченко признался, что никаких доказательств причастности Кучмы к гибели Гонгадзе нет — кроме его пленок. Все, что можно было сказать о «пленках Мельниченко», уже было сказано, как говорят в народе, «опять за рыбу деньги».

Но было еще одно характерное совпадение в этом новом Кучмагейте: о вызове экс-президента Украины в прокуратуру было объявлено в тот момент, когда выносили приговор другому экс-президенту — Моше Кацаву. Об этом много писали, и мало кто не вспомнил в тот день давний комментарий экс-президента Путина по поводу израильского скандала: «Мы все ему завидуем».

  • 56
  • 28.03.2011 01:28

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода