Налоговая отучит украинских промышленников от офшоров

Читати цю новину російською мовою
Налоговая отучит украинских промышленников от офшоров
Получив благословение МВФ, налоговики готовы объявить «крестовый поход» офшорам, которые у широких кругов неизменно ассоциируется с неуплатой налогов.

Для борьбы с распространенными схемами уклонения от налоговых обязательств Миндоходов готовит оружие массового поражения – закон о трансфертном ценообразовании. Но, прежде чем вступить в схватку с «налоговыми оптимизаторами» соответствующий законопроект необходимо провести через парламент подавив серьезное лоббистское сопротивление.

Налоги оптимизирует почти весь крупный бизнес

Само по себе трансфертное ценообразование не является схемой уклонения от уплаты налогов. Так принято называть инструмент установления цен в операциях между связанными лицами. А собственно сами трансфертные цены (то есть – внутренние, нерыночные) широко применяются при расчетах между структурными подразделениями или связанными предприятиями в рамках одного холдинга.

Тем не менее, именно трансфертное ценообразование лежит в основе наиболее распространенных в Украине схем уклонения от уплаты налогов.

По оценкам юриста ЮФ «Авеллум Партнерс» Вадима Медведева в Украине оптимизацией налоговой нагрузки за счет распределения центров генерирования прибыльности пользуется почти весь бизнес имеющий дело с международной торговлей, включая экспортеров и импортеров, а также многие игроки финансового рынка. Адвокат, директор компании по обслуживанию инвестиций «Investment Service Ukraine» Иван Герасименко указывает на распространение подобных схем в транснациональных корпорациях и промышленно-финансовых группах в металлургической и химической отраслях, машиностроении, а также в сфере топливно-энергетического комплекса, легкой и пищевой промышленности.

Отчасти, идти в офшоры бизнес вынуждает специфика отечественной фискальной политики. «С учетом чрезвычайно усложненной системы налогообложения в Украине, любой более-менее сложный бизнес нуждается в оптимизации налоговой нагрузки, – объяснил «Свободной прессе» советник практики корпоративное право M&A МЮФ «Integrites» Ярослав Абрамов. – А при наличии иностранных партнеров бизнес вынужден задумываться о физическом присутствии за рубежом через связанные структуры. Проще говоря, любые внешнеэкономические операции, так или иначе, могут быть связаны с механизмом осуществления операций, подпадающих под определение трансфертного ценообразования».

О масштабе явления косвенно свидетельствуют данные, которые специалисты налогового ведомства получили на основе грузо-таможенных деклараций за 2012 г. Изучив эту базу, налоговики пришли к выводу о том, что более половины экспорта за указанный период было осуществлено через третьих лиц. Около 10% операций прошли через офшоры. А общий объем экспорта по непрямым контрактам составил около 260 млрд грн.

Существующие законодательные механизмы не позволяют налоговикам эффективно противодействовать применению подобных схем. «Практика доначисления налоговых обязательств с применением обычных цен в связи с продажей товара связанным лицам показывает, что суды решают вопросы по доначислению налоговых обязательств в пользу налогоплательщиков. А это значительно уменьшает поступления в бюджет», – отмечает юрист МЮГ «AstapovLawyers» Анна Яренко.

От налогов спасают «прокладки»

Сейчас ключевым элементом в схемах оптимизации налогов являются так называемые «фирмы-прокладки», зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, где для нерезидентов действует льготный налоговый режим. «Такие компании покупают товары у производителя за рубежом по 100 у.е., продают в Украину по 200 у.е., а разница в 100% не облагается налогом ни в Украине, ни офшоре, ни в стране производителя, – рассказал «Свободной прессе» Вадим Медведев. – При этом для обхода законодательных запретов и ограничений можно задействовать агентов в юрисдикциях с высокой ставкой налога. Такие компании, оставляя себе номинальную прибыль, служат ширмой для основного центра генерирования прибыли – офшорной компании».

Наглядно описанные выше схемы иллюстрирует инфографика, предоставленная «Свободной прессе» Вадимом Медведевым.

Простая офшорная «прокладка»


Агентская «прокладка»

Описанную выше схему применяют импортеры товаров широкого потребления и т.п.. А у экспортеров свои уловки. «Завод в Украине продает свою продукцию связанному предприятию за рубежом по заниженной цене, чтобы уплатить налог на прибыль в небольшом размере, – приводит пример Иван Герасименко. – Далее иностранное предприятие реализует товар конечному покупателю в Украине по рыночной цене, а основная часть прибыли концентрируется за рубежом в низконалоговых юрисдикциях. При этом сама продукция территорию Украины не покидает, то есть – поступает сразу конечному покупателю, а операции проходят только на бумаге».

Простая офшорная «прокладка»


Забыть об офшорах заставит закон

Ситуация с дефицитом бюджета побуждает государство предпринимать радикальные меры. Описанные выше схемы оптимизации налогов в Миндоходов надеются разрушить путем внесения изменений в законодательство. С этой целью был разработан законопроект о трансфертном ценообразовании, который налоговое ведомство рассчитывает принять и имплементировать уже в текущем году.

«Согласно данным Государственной налоговой службы в лице ее главы, Александра Клименко, потенциальный эффект от внедрения закона о трансфертном ценообразовании составит минимум 20-25 млрд грн, – напоминает Анна Яренко. – В связи с этим, а также с целью установления контроля над международными и национальными транзакциями субъектов хозяйствования законодателем предложено имплементировать правила, контролирующие трансфертное ценообразование».
Как уже писала «Свободная пресса», данная инициатива налоговиков нашла поддержку у представителей миссии МВФ, что придаст дополнительное ускорение претворению в жизнь намеченных планов.

По информации юриста ЮК Felix Константина Носова неофициальный текст законопроекта предлагает подвергнуть государственному контролю операции с одним контрагентом объемом от 50 млн грн в год, в случае если они совершаются:

  • со связанными лицами, которые непосредственно или косвенно могут влиять на хозяйственную деятельность друг друга;
  • с нерезидентами, зарегистрированными в странах или на территориях, где ставка налога на прибыль ниже, чем в Украине на 5% и более (Кипр – 10%, Панама, Белиз, Сейшельские острова – 0% и др.).

Стоит отметить, что согласно закону, список офшорных юрисдикций должен утверждать Кабмин. Поэтому эффективность закона будет напрямую зависеть от точки зрения правительства на офшорность тех или иных юрисдикций.

«Основной целью определения цены в контролируемых операциях будет достоверность, полнота начисления и уплаты НДС и налога на прибыль, – комментирует Константина Носов. – При определении налогового кредита по НДС при импортных контролируемых операциях будут учитывать уровень обычных (рыночных) цен. Налогоплательщики, которые проводили контролируемые операции в течение года, должны будут подавать отчет о таких операциях и копии подтверждающих документов. Выявление фактов занижения налоговых обязательств в результате отклонения от обычных (рыночных) цен повлечет за собой доначисление налоговых обязательств и штрафные санкции».

Стоит отметить, что новшества закона о трансфертном ценообразовании затронут даже те компании, которые работают только с отечественными партнерами в пределах Украины. «Эффект должен заключаться в устранении любых «прокладок» из внешнеэкономических операций, – объясняет Ярослав Абрамов. – Однако для украинского закона предусмотрена вторая сфера действия – отечественные связанные лица, осуществляющие операции внутри Украины. Поэтому в государственный бюджет будут попадать проценты «накрутки» на стоимости товаров, работ или услуг, которые оседают на «прокладках». «Накрутка» варьируется в очень широких пределах – от 5-10 до 100-200% – поэтому оценить перспективы довольно сложно».

Сила действия VS сила противодействия

Эксперты считают принятие закона о трансфертном ценообразовании вполне осязаемой перспективой. Вопрос лишь в том, насколько быстро удастся провести эту законодательную инициативу через парламент. «Либо закон принимается, так же как и Налоговый кодекс, быстро, но в полуготовом виде, а затем дополняется на протяжении длительного переходного периода, или документ зависает в парламенте на неопределенное время и дорабатывается совместно с бизнес-средой», – описывает два возможных сценария Ярослав Абрамов.

Препятствовать принятию законопроекта парламентские лоббисты будут весьма активно. «Крупнейшие ФПГ, имеющие лобби в парламенте, как в стане оппозиции, так и на стороне большинства, будут максимально оттягивать принятие такого закона, – прогнозирует Константин Носов. – Также не добавляет оптимизма и ситуация в парламенте, который не может начать заседания очередной сессии ВР. А пока работа ВР заблокирована, ни о какой законотворческой деятельности речи быть не может».

В случае вступления закона попотеть придется не только бизнесу, но и самим налоговикам. «Крупный и крупнейший бизнес будет вынужден не только кардинально менять схемы операций, но и выделять огромные средства на внутренний контроль над такими операциями и предоставление отчетности в налоговые органы, – моделирует ситуацию Ярослав Абрамов. – С другой стороны, крупные ФПГ уже сегодня говорят о том, что налоговая служба банально не представляет себе объема информации, которую она получит и будет обязана переварить».

«Теоретически, закон предполагает абсолютно цивилизованные правила для нормального сосуществования бизнеса и государства, – заключает Вадим Медведев. – Но конечный результат зависит от подхода тех, кто будет закон внедрять. А, судя по всему, установку дадут простую – собирать со всех».

  • 379
  • 21.02.2013 22:47

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода