В заключении Тимошенко виновата Ангела Меркель

Читати цю новину російською мовою
В заключении Тимошенко виновата Ангела Меркель
По информационным просторам Украины бродят три сценария освобождения экс-премьера Юлии Тимошенко - их якобы сейчас рассматривают власть и оппозиция. Насколько эти схемы жизнеспособны?

Этим вопросом задался автор издания ZAXID.NET Александр Косвинцев.

Он напомнил, что масла в огонь подлила канцлер Германии Ангела Меркель, которая недавно заявила: «Если дело Юлии Тимошенко не решат, соглашение об ассоциации не может быть подписано».

Останется ли Леди Ю в Германии

Коротко напомню три варианта освобождения Тимошенко из неволи, предложенные в украинских СМИ. Вариант первый: президент Украины помилует экс-премьера. Второй: Юлию Владимировну выпустят на лечение в Германию, где она получит политическое убежище. И сценарий третий: политзаключенных освободят по решению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Как видим, все три сценария предполагают наличие доброй воли президента Виктора Януковича, и это делает их очень уязвимыми: пока такой воли не наблюдается. А наибольшие сомнения вызывает сценарий с политубежищем. На Тимошенко это совсем не похоже. Вряд ли лидер «Батькивщины» когда-то пойдет на то, чтобы стать «невозвращенкой»: такое развитие событий поставит жирный крест на ее политической карьере. Очень волевая и амбициозная женщина вряд ли согласится хоронить себя «заживо».

Что касается решения ЕСПЧ. Даже не вдаваясь в юридические тонкости, можно с большой долей вероятности допустить: Евросуд примет решение по одному делу, а держать Тимошенко за решеткой смогут совсем по другому. В условиях выборочного правосудия, характерного для нынешней Украины, возможно все, что угодно. Авторитарные режимы действуют цинично и непредсказуемо.

Истинное желание власти по этому поводу прослеживается по небывалой изобретательности услужливой Фемиды. Сначала экс-премьеру инкриминировали растрату средств, полученных по Киотскому протоколу. Не прошли: ведь Тимошенко не воровала тех денег, а направила их на выплату пенсий. К тому же, они были возмещены в соответствующей «строке» бюджета. За такое отношение к ветеранам труда нужно давать орден. Поэтому регионалы тихо спустили эту историю на тормозах.

Новый «компромат» на неугодного политика попытались слепить по закупке машин скорой помощи. Получилось крайне неубедительно. Вот тогда и вспомнили о газовом договоре 2009 года. На основании советской еще статьи УК осудили экс-главу Кабмина, в корне извратив само понятие правосудия. Когда поняли, что «превышение полномочий» при заключении договора – это «совковый» атавизм, который никогда и ни при каких обстоятельствах не примет Европа, начали бурную пиар-деятельность по навязыванию мысли о причастности Тимошенко к убийству депутата Щербаня …

В целом шли от одного факта к другому, прощупывая мнение общественности. Тратили огромные средства на «расследование», которые закончились пшиком. Мол, где-то же затронем … Такие «правоохранительные» игры могут продолжаться бесконечно. Поэтому оппозиции, желающей освободить своего лидера, не стоит сильно надеяться ни на ЕСПЧ, ни на лечение за рубежом. Если в ближайшее время статьи, по которой Тимошенко сейчас находится в заключении, не декриминализируют, реальным путем ее освобождения остается помилование. Возможен ли такой результат? Кто может побудить к нему Виктора Януковича?

Лутковская не может или не хочет?

Сразу же после недавнего помиловании экс-главы МВД Юрия Луценко в Украине пошли разговоры о том, что такое же милосердие Виктор Федорович Янукович мог бы распространить на Юлию Тимошенко. И сразу же люди, имеющие определенное отношение к юриспруденции, заговорили о том, что помилование экс-премьера «в принципе невозможно».

Атмосферу, как известно, задала Валерия Лутковская. Будучи креатурой Партии регионов, омбудсмен заявила, что не будет обращаться к главе государства с ходатайством о помиловании Тимошенко. Мол, не может действовать по той схеме, которая привела к освобождению Луценко.

«В деле Луценко мы дождались момента, когда все национальные средства защиты были исчерпаны, и только после того уполномоченный по правам человека принял решение обратиться к президенту о помиловании, – объясняла Лутковская изданию «Коммерсант». – Ситуация с Тимошенко другая: у нее еще две дела, рассматриваемых в судах. Соответственно, не все национальные средства защиты исчерпаны, и говорить о процедуре помилования – преждевременно».

В таком же русле высказался другой регионал, нардеп Святослав Олийнык, который в 2007-2012 годах возглавлял подкомитет ВР по вопросам уголовно-процессуального законодательства. «В компетенцию президента Украины, который, согласно Конституции, имеет право на помилование, не входит решение вопросов о виновности или невиновности людей. И, в отличие от дела Луценко, процесс над Тимошенко еще не завершен. По последнему подозрению, которое ей выдвинуто, еще нет решения суда о виновности или невиновности. А акт помилования не может быть применен к процессам, по которым нет выводов о виновности», – цитирует политика журнал» Закон и бизнес «.

Можно только удивляться, что такое звучит из уст известных юристов. Господа явно отрабатывают свой политический хлеб, не брезгуя элементарным искажением. Ведь никто и никогда не просил Януковича помиловать Тимошенко по делам, по которым еще не вынесен приговор. И защитники экс-премьера, и отечественные и иностранные общественные деятели, и официальные лица Евросоюза и США говорили только о том, что Тимошенко подлежит немедленному освобождению в связи с одним – совершенно неправосудным (!) – приговором, который вынес в «газовом деле»неопытный судья с сомнительной биографией Родион Киреев.

Сторонники «юридической чистоты» предпочитают умалчивать, что весь цивилизованный мир возмущается этим приговором. Он – позор для Украины, дикость, которая стремительно отвергла страну назад, в разряд таких себе «полуправовых» государств. Этим приговором регионалы плюнули в душу почти половине украинцев, которые проголосовали за Тимошенко на выборах.

Замалчивают доброжелатели то, что в украинских судах «газовое дело» прошло все инстанции. Запустить процесс помилования теперь ничего не мешает. «Юридических вариантов миллион», – отметил защитник экс-премьера Сергей Власенко.

Поэтому, когда госпожа Лутковская уверяет, что она «не может» просить президента о помиловании Тимошенко – это от лукавого. Не хочет или не получила соответствующей задачи – это будет, судя по всему, гораздо ближе к истине.

Такая позиция не может не дискредитировать сам институт омбудсмена. Кто бы только Лутковской это объяснил.

О деле Щербаня

Если Тимошенко помиловать по «газовому делу», то как тогда быть с делом об убийстве депутата Щербаня? А с делом по корпорации «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ)? Безусловно, они могут рассматриваться судами.

Здесь, правда, возникает другой вопрос: а региональная власть желает, чтобы эти дела рассмотрели беспристрастно и объективно? Вот в этом есть большие сомнения.

Начнем по делу ЕЭСУ. Недостатки его очевидны: обвинения против Тимошенко выдвинуто по эпизодам, которые произошли в 1997-1998 годах. Но именно тогда Тимошенко, по словам защитника Власенко, не работала в ЕЭСУ. Если там что-то и было не так, то спросить нужно с должностных лиц корпорации. Правда, срок давности уже истек.

Нынешнее дело против Тимошенко по ЕЭСУ, судя по всему, отряхнули от пыли «для кучи». При рассмотрении в условиях независимой судебной системы оно бы сразу развалилось. А пока в судебной системе Украины царит выборочное правосудие и низкопоклонство перед власть имущими, дело служит … как оправдание изоляции политконкурентов главного регионала.

Такую же роль, похоже, играет и дело об убийстве Щербаня. Впрочем, здесь все гораздо серьезнее. Дело «расследовано» с небывалой тенденциозностью. О том, что следствие направляет суд ложному пути, свидетельствует, например, заявление посла США в Украине. Еще в мае 2012 года, сообщали информагентства, Джон Теффт дал понять, что Вашингтон не признает приговора суда, если украинская Фемида решит, что Тимошенко причастна к убийству Щербаня. «Мы не видели каких-либо свидетельств, которые бы связывали госпожу Тимошенко с убийством Евгения Щербаня», – заявил американский дипломат.

Важный момент. Господин Теффт напомнил, что Марта Берш, которая была прокурором по делу экс-премьера Павла Лазаренко (в свое время осужден в США), на одном из украинских каналов сказала, что она не знает ни о каких показания относительно Юлии Тимошенко по этому делу.

США – не Украина, там трудно (если вообще возможно) найти прокуроров, готовых брать под козырек при одном движению бровей высокопоставленных госслужащих. И там есть масса СМИ и журналистов, которые внимательно отслеживают заявления госчиновников. Если бы господин Теффт хоть что-то исказил, его бы уже давно вывели на чистую воду. Не украинцы, а сами американцы. И с Украиной он бы уже давно попрощался.

В связи с этим следует напомнить, что важные свидетели по делу Щербаня находятся именно в США. В Украине же к нему привязали – со стороны обвинения – граждан и осужденных преступников, которые или зависят от власти, или могут что-то рассказать только со слов третьих лиц, которых уже нет в живых. Мертвые все стерпят? .. Чтобы использовать такие «доказательства» против Тимошенко, изменили даже КПК.

«Этот новый Уголовно-процессуальный кодекс на 99,9% писали под будущее дело Юлии Тимошенко. Именно для этого в кодекс имплементировали статью 97 относительно показаний со слов третьих лиц, которого нет ни в одном нормальном КПК ни одной страны мира», – объяснял журналистам Власенко.

Пускаться во все тяжкие грехи у регионалов был резон. Они, наверное, понимают, что победителем на прошедших президентских выборах могла быть Тимошенко. Обойти лидера «Батькивщины» господину Януковичу удалось лишь благодаря ющенковской измене, админресурсу, а также огромным денежным вливаниям в Партию регионов из олигархических кругов, которые плохо пахнут.

Сегодня страх перед предстоящими президентскими выборами и возмездием за содеянное подгоняет властный клан, заставляет его искать новые оправдания для того, чтобы удерживать реального лидера оппозиции в изоляции, не считаясь с мнением ни собственных граждан, ни мирового сообщества.

Вместе с тем кто-то явно решает задачи отвести карающий меч правосудия от настоящих заказчиков убийства Щербаня.

Освобождение Тимошенко – на совести Меркель

Судя по всему, настоящее расследование убийства Щербаня еще впереди. С освобождением Тимошенко оно может пойти гораздо плодотворнее. Но оппозиции еще предстоит освободить своего лидера.

И здесь важно понять, почему в январе 2009 года Тимошенко пошла на подписание жесткого газового соглашения с Россией. Хрупкая женщина, занимавшая пост премьер-министра Украины, сделала то, от чего демонстративно отстранился с виду «сильный» мужчина, глава государства Ющенко, а именно: спасла Европу от замерзания и ее промышленность от остановки.

Появлению этого договора, напомним, предшествовала «газовая война». Россия развязала ее в самое ответственное время года – в разгар морозов. Конечно, именно этот период Кремль выбрал для приостановления газовых поставок через украинскую «трубу» – далеко не случаен. Это был один из тех подлых приемов, которые уже не раз за последнее десятилетие применял авторитарный путинский режим в отношении своих соседей.

Этот удар «из-за угла» Украина могла выдержать без особых проблем. В ее хранилищах в то время было почти 30 млрд кубов газа. Таких запасов стране могло хватить до весны. До самого тепла.

Но без газа страдала Европа … Страны ЕС этой зимой очень сильно мерзли. И не только мерзли. Неопределенность газовых поставок в период серьезного похолодания держала в напряжении европейских промышленников и, как следствие, миллионы наемных работников. Лидеры государств нервничали и … давили на руководство Украины.

Среди тех, кто совершал такое давление, была канцлер Германии Ангела Меркель. Она звонила и в ультимативной форме требовала. Понимая, что Украина это невыгодно. Потому что это было выгодно ей … Именно так, как сообщали СМИ, объяснял кулуарную сторону многосторонних договоренностей перед подписанием газового соглашения 2009 года экс-глава украинского МИД Константин Грищенко.

То, что лидеры Европы приложили руки к фатальному газового контракту, в октябре 2011 года подтвердила и депутат ПАСЕ от Эстонии, содокладчик по Украине мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы Маилис Репс. Отвечая на вопросы журналистов в Страсбурге, какими будут действия ПАСЕ в случае вынесения обвинительного приговора Юлии Тимошенко, евродепутат высказала мнение, что в таком случае со стороны этой европейской институции «будет очень настойчив запрос декриминализировать статью Уголовного кодекса».

«В соответствии с международным законодательством, если статья исчезает из Уголовного кодекса, человек будет освобожден, даже если она будет осуждена. Этого добиваются европейские лидеры, потому что и Баррозу, и Меркель прекрасно знают, что во время газового кризиса это они оказали на нее (Тимошенко) давление, чтобы принять решение», – утверждала госпожа Репс.

Так что не все так однозначно. В той непростой ситуации, которая наблюдалась в ходе «газово-психической» атаки путинского режима на Украину, главным было возобновить поставки голубого топлива в страны Европы и сохранить имидж Украины как надежного транзитера. Тимошенко эти задачи выполнила так, как смогла.

К сожалению, ее практически безальтернативным положением тогда воспользовались недобросовестные жители Кремля. Это их украинцы должны «благодарить» за то, что на протяжении нескольких лет платят за российский газ больше, чем некоторые страны Европы. Это из-за жадного Путина, а не Тимошенко, украинским пенсионерам не могут сделать достойную прибавку.

Но с бывшего шпиона взятки гладки. У таких людей, как однажды высказалась экс-госсекретарь США Хиллари Клинтон, «по определению нет души».

А вот Ангеле Меркель украинская оппозиция могла бы напомнить о ее личной моральной ответственности за судьбу политзаключенного, который в свое время принял на себя коварный удар Москвы. Влиятельнейшая женщина мира в этом случае имеет хорошую возможность продемонстрировать свои лучшие человеческие черты.

Конечно, немецкий лидер неоднократно выражала словесную поддержку экс-премьеру Украины. Совсем недавно, например, 17 апреля, во время совместной пресс-конференции с премьер-министром Эстонии А.Ансип в Берлине госпожа Меркель заявила: «Если дело Юлии Тимошенко не будет решено, соглашение об ассоциации не может быть подписано».

Сказано будто в поддержку известной заключенной Украины, но … Получается, что канцлер готова к тому, чтобы за навязанное регионалами выборочное правосудие, их мстительность по отношению к деятелям оппозиции и нарушения прав человека расплачивался народ Украины? Разве это мудро и справедливо? Не слишком ли это упрощенный подход к проблеме?

Сегодня от Запада нужны не очередные «воспитательные» речи в адрес нарушителей принципов демократии. Слов уже было немало. Но время слов прошло. Украинцы ждут от руководителей ведущих государств мира, в том числе мощной экономики Европы – Германии, реальных шагов по приведению в сознание конкретных украинских чиновников, причастных к избирательному правосудию и преследованию политических оппонентов власти. Действенность «адресных» мероприятий усилится, если ЕС применит их одновременно с США, именно об этом могла бы более целенаправленно позаботиться украинская объединенная оппозиция.

Усилить именно сейчас работу на внешнеполитическом направлении оппозиции необходимо по двум причинам. Во-первых, стало совершенно очевидным, что внутри Украины возможности освобождения Тимошенко практически исчерпаны. Во-вторых, помилование экс-главы МВД Юрия Луценко несколько ослабило остроту взаимоотношений Украины и ЕС. Может сложиться ложное впечатление, что вопрос о подписании Соглашения об ассоциации в ноябре – практически заранее решен.

Решение главного на сегодня для Украины – евроинтеграционного – вопроса можно было бы только приветствовать. Проблема в цене. Если кто-то считает, что удастся продвинуть этот вопрос без учета основополагающих ценностей Европы, то глубоко ошибается. Как бы потом не пришлось кусать локти.

Источник: Власти.нет

  • 1938
  • 22.04.2013 10:13

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода