Почему в Скандинавии нет перспективы для развития православия?

Читати цю новину російською мовою
Почему в Скандинавии нет перспективы для развития православия?
Христианский публицист (Православная Церковь в Америке) МАРК СТОКО о «скандинавском Православии» и о том, почему православные научились быть миссионерами только в Финляндии ...

«Портал-Credo.Ru»: Марк, что такое «скандинавское Православие»? И кто те люди, которые его выбрали своей религией в стране протестантского большинства?

Марк Стоко: Это может стать сюрпризом для многих, но святой Герольд (Харольд) Синезуб обратил Скандинавию (Данию, Норвегию и юг Швеции) в христианство двадцатью годами раньше (в 965 г.), нежели святой Владимир Красно Солнышко – Киевскую Русь (в 988 г.). Столетие спустя Восточные и Западные Церкви разделились, вступив на многовековой путь борьбы, и вовлекли в нее Скандинавию, где боролись между собой конкурирующие  Церкви и империи.

Затем Римско-католическая церковь, укрепив свою власть в Дании, Норвегии и Швеции, организовала в XIII веке два великих «миссионерских» крестовых похода из Швеции в земли языческих финских племен и захватила большую часть западного и южного побережий Финляндии, что, в конечном итоге, и легло в основу Архиепископии с центром в г. Турку (кстати, предстоятель государственной Финской церкви, ныне лютеранской, до сих пор носит  титул «архиепископ Турку»).

Православная же Церковь использовала менее формальные и более мягкие способы миссионерской деятельности, предприимчиво налаживая связи в среде языческих племен через строительство монашеских скитов. Фактически православные христиане успешно проникли на территорию языческой Финляндии гораздо раньше, чем туда пришли западные крестоносцы. Об этом свидетельствуют многие финские слова, связанные с христианством – совершенно очевидно, что они происходят из русского языка, а не из латыни. Например, слово «крест» по-фински «risti» (что созвучно с русским словом «крест»), «Библия» – «Raamata» (созвучно с русским словом «грамота») и т.д.

В конечном итоге, некоторые из созданных православными скитов выросли в мощные монастыри и центры русской православной культуры. Святые Сергий и Герман, в соответствии с традициями того времени, организовали знаменитый Валаамский монастырь на Ладожском озере в 998 году, хотя некоторые исторические свидетельства указывают на XIII век как на время основания этой обители. Коневецкий монастырь был основан около 1393 года святым Арсением, а в 1500 году святой Трифон Печенегский начал воцерковление народа Саами Лапп в Норвегии и Финляндии со строительства часовни на берегу реки Нейден. На основе каждого из этих центров затем выросло огромное число приходов.

Все эти построенные православными монастыри и большая часть приходов в последующие века были неоднократно атакованы и уничтожены шведами. Большинство, но не все, православные христиане Северной Норвегии и Финляндии вынуждены были бежать в русские земли и затем дальше на восток. Закончилось все это тем, что в 1807 году, во время Великой Северной войны, Россия отбила Финляндию у Швеции и восстановила там Православие в качестве государственной религии под омофором митрополита Санкт-Петербургского.

Сегодня Православие в Скандинавии, за исключением Финляндии, относится к «феномену иммигрантов» и мало чем отличается от положения Православия во всей Западной Европе. Оно все практически – городское и локальное, не имеющее никакого (или почти не имеющее) влияния на местную культуру и, кроме того, оно делится на десятки конкурирующих и часто враждующих между собой иностранных церковных юрисдикций. В Дании и Норвегии проживает несколько тысяч восточных (дохалкидонских) христиан, в Швеции насчитывается более ста тысяч православных греков, румын, поляков, сиро-яковитов, эфиопов, русских, финнов – и это на фоне маленькой горстки новообращенных из местного населения.

- Прямо скажем, яркой перспективы для развития Православия в Скандинавии не просматривается…

- Однако, Финляндия является исключением из всей этой мрачной картины. Там есть живая (хотя и вызывающая вопросы) православная церковь, которая насчитывает 58 000 коренных местных жителей. Она имеет собственные монастыри, семинарии, музеи, учебные центры, молодежные организации. Религиозные программы, в которые входят основы Православия, изучаются в государственных школах и в учебных заведениях, где готовят военных капелланов. Финская православная церковь имеет влияние как на духовную жизнь, так и на культуру страны в целом. И хотя она объединяет всего 1 % населения, но является второй государственной церковью (92 % населения Финляндии – лютеране).

После русской революции 1917 года она в качестве автономной поместной церкви перешла под омофор Константинопольского патриархата и в течение 90 лет защищала свой статус от РПЦ МП. В отличие от своих скандинавских братьев, Церковь Финляндии использует Юлианский календарь, но с момента обретения независимости и с позволения патриархата празднует Пасху по западному, а не восточному календарю.

- Можно ли извлечь какой-то урок из истории и нынешнего положения скандинавского Православия?

- Пожалуй, да. Предложу Вам один такой.

В конце Второй мировой войны около 20 % Финляндии было захвачено Советским Союзом. СССР оккупировал второй по величине город Виипури (Выборг) и все традиционно православные регионы страны. В результате Финская православная церковь потеряла все, в том числе и свое духовное сердце – 1000-летний Валаамский монастырь, семинарию, учебную базу и все земли. 96 % членов церкви потеряли свои дома, фермы и предприятия. В стране образовалось 50 000 беженцев, которые были в большинстве своем православными, и никакой регион или город не могли оказать им всем сразу должной поддержки. Правительство вынуждено было принять трудное решение и «разбросать» их по всей стране – в каждую деревню, поселок, город и т.д. Местное население в таких местах вообще никогда до этого даже не видело православных христиан, уже не говоря о православных церковных службах.

Руководство церкви в тот момент встало перед вопросом принятия решения по поводу сложившейся ситуации: как лучше помочь православным беженцам? Если эти люди начнут восстанавливать свою церковь с нуля, то это будет средневековый карельский храм со службами на церковнославянском языке (и с карельским языком и традиционным укладом дома), который станет, по сути, музеем и памятником утраченному прошлому. Или, учитывая новые обстоятельства, взглянуть в будущее и помочь церкви переключиться на финский язык, построить современные храмы и дать возможность лучшего выбора – быть меньшинством в развивающейся Финляндии.

И они выбрали будущее.

С 1945-го по 1985 годы больше людей покинуло Финскую православную церковь, чем присоединилось к ней. Но потом, хоть и медленно, но верно, мечта архиепископа всея Карелии и Финляндии Павла стала приносить плоды: финны стали присоединяться к Православной церкви. Сегодня эта  Православная церковь каждый год пополняется сотнями новообращенных верующих. Ни одна церковь Скандинавии не приближается к этому числу даже близко. Оказавшись в этнических, лингвистических и ментальных гетто, другие православные Скандинавии продолжают искать копии того, что они оставили в стране своего исхода – и это не имеет успеха. Между тем, православная церковь Финляндии, оставаясь в стране меньшинством, процветает.

Ну, вот такой урок, пожалуй, можно извлечь из «кандинавского Православия», точнее – из истории церкви Финляндии.

Беседовала Светлана Вайс, Нью-Йорк,

для «Портала-Credo.Ru»

Источник: Власти.нет

  • 749
  • 04.10.2013 11:34

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода