Как не сдать Путину украинскую металлургию

Читати цю новину російською мовою
Как не сдать Путину украинскую металлургию
Новости о силовых конфликтах украинских и российских военных в Крыму создают тревожный информационный фон на протяжении последнего месяца.

Новости о силовых конфликтах украинских и российских военных в Крыму создают тревожный информационный фон на протяжении последнего месяца. Однако главный фронт противостояния остается невидимым для широкой общественности и находится в экономической плоскости.

И пока политики с экспертами спорят, действительно ли новая украинская власть сдала национальные интересы в Крыму и кто за это должен ответить, Кабинет министров Украины под руководством Арсения Яценюка уже подготовил новацию, которая гарантированно положит одну из базовых отраслей национальной экономики под ноги российских конкурентов.

Речь идет о проекте изменений в Налоговый кодекс Украины, в результате которых платежи за пользование недрами вырастут в 2-8 раз. Что ж, ситуация с наполнением госбюджета сейчас действительно аховая и какие-то меры необходимо принимать. Но при этом не стоит в революционном запале забывать о древнеримском императоре Тиберии. Когда к нему пришли с предложением повысить налоги (очевидно, тогда у государства было не меньше проблем), император ответил: «Хороший пастух стрижет овец, но не сдирает с них шкуры».

Итак, сейчас железорудные украинские ГОКи платят ренту за недропользование из расчета 3,5% от стоимости руды. Это – 3,64 грн./тонн. Теперь посмотрим, как обстоят дела в странах, где горнодобывающая промышленность является стратегической. В Бразилии аналогичный налог взимается в размере 2% от скорректированного дохода горнорудных компаний, в США – 2-5% от скорректированной прибыли. Кроме того, в ЮАР – это 0,5%-7% от скорректированного дохода, в Чили – 0-14% от скорректированной прибыли. Таким образом, ставка украинской ренты хотя и не самая высокая, но и не самая низкая.

Но, что главное, она меньше, чем в соседней России, где взимается 4,8% стоимости руды. И это позволяет украинским производителям хоть как-то нивелировать все прочие преимущества российских металлургов. Сегодня стоимость электроэнергии для предприятий Украины составляет 0,81 грн./кВт-ч против 0,56 грн./кВт-ч в РФ. И еще промышленникам Украины природный газ обходится в 3809 грн./тыс. куб. м, российским – 1104 грн./тыс. куб. м.

Отсюда понятно, почему себестоимость слябов украинского производства составляет 411 долл./тонн. Тогда как у российской «Северстали» этот показатель – 311 долл./тонн, у Новолипецкого меткомбината – 343 долл./тонн. Между тем участники рынка отмечают, что главным конкурентом украинских металлургов на мировых рынках являются именно россияне.

Поэтому принятие правительственного законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс нанесет по отечественному производителю сокрушительный удар. Во-первых, этим документом ставку ренты предлагается повысить с 3,5% до 10%, то есть не на 10% и даже не на 20%, а сразу в 2,5 раза. Чтобы, так сказать, никому мало не показалось.

Кроме того, путем перевода базы начисления налога с непосредственной стоимости руды на цену товарной продукции в нее включаются расходы на обогащение, сушку, транспортировку. Таким образом, рентные платежи для украинских горняков дополнительно возрастают еще в 2,5 раза. Итого имеем повышение фискального давления в 5(!) раз к существующему уровню. И если это не есть сдирание шкуры с одной из главных бюджетонаполняющих отраслей, то что же тогда?

Теперь о последствиях. В краткосрочной перспективе на каких-то несколько месяцев Кабинет министров Украины действительно добьется увеличения бюджетных платежей. А что потом? Потеря экспортных рынков из-за утраты остатков конкурентных преимуществ перед россиянами. Поскольку доля рентных платежей в себестоимости украинского ЖРС возрастет в 6(!) раз, с 3,3% до 14-20%. И это на фоне снижения мировых цен на ЖРС. Если год назад в это время железная руда стоила 140-160 долл./тонн, то сейчас – примерно 90 долл./тонн. При этом аналитики прогнозируют дальнейшее снижение стоимости на 20% в течение ближайших 1-3 лет.

Это означает снижение производства в украинской горнодобывающей отрасли и, соответственно, отчислений налогов. То есть через какое-то непродолжительное время эффект для госбюджета уже станет со знаком «минус». Также не следует забывать, что растущая себестоимость у горнодобывающих предприятий тянет вверх цену готовой металлопродукции – проката и слябов. Которые, как отмечалось, уже сейчас проигрывают российским конкурентам.

Поэтому наши металлурги вынуждены идти на реализацию по убыточным для себя ценам, лишь бы сохранить присутствие на внешних рынках. А, значит, сбыт, производство, рабочие места и налоговые отчисления. И стремление правительства в таких условиях еще больше придавить ГМК фискальной нагрузкой как минимум недальновидно. Если не сказать больше.

Опять же, повышение рентных платежей в три раза, до 10%, означает регулярное изъятие из оборота примерно 2,5-3 млрд грн. Это, в свою очередь, приведет к снижению инвестиций в развитие горнорудных и металлургических предприятий Украины в сумме более 1 млрд грн. уже до конца 2014 года. Такое затухание дает в среднесрочной перспективе потерю около 60 тыс. рабочих мест в украинской железорудной промышленности и порядка 600 тыс. – на предприятиях смежных отраслей, включая сталеплавильные и металлопрокатные предприятия.

Реализацию данного сценария Кабинетом министров Украины в Кремле, вне всякого сомнения, будут только приветствовать. Между тем у правительства есть возможности решить задачу наполнения госбюджета и без столь радикальных и убийственных мер. Да, повышение ренты за недропользование назрело, с этим надо согласиться. Но если поднять ее не до 10%, как сгоряча предложили в Кабмине, а до 5%, то получим рост налоговых поступлений на 30-40% и без описанных выше негативных последствий, полагают участники рынка.

Кроме того, компенсировать дополнительную потребность бюджета в финансах можно через прочие добровольные фискальные механизмы. Например, посредством дополнительных платежей по налогу на прибыль. И, наконец, не стоит забывать о других прекрасных потенциальных источниках увеличения бюджетных доходов. Так, предлагаемый правительством проект изменений в Налоговый кодекс увеличивает плату за недропользование только для добытчиков железной руды.

При этом она почему-то остается неизменной по титановым и марганцевым рудам. Не потому ли, что Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи, которые занимаются добычей марганцевой руды в Украине, контролируются днепропетровской бизнес-группой «Приват»? Как известно, ее совладелец Игорь Коломойский сейчас возглавляет Днепропетровскую облгосадминистрацию.

Тем самым авторы правительственного законопроекта нарушают базовый принцип налогового законодательства – о нейтральности налогообложения. Этот принцип подразумевает, что налоги и сборы в стране устанавливаются таким образом, чтобы не влиять на увеличение либо уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика.

Игорь Воронцов

Источник: Минпром

  • 1019
  • 26.03.2014 18:21

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода