Главная проблема Украины – не украинские, а русские националисты

Читати цю новину російською мовою
Главная проблема Украины – не украинские, а русские националисты
Расширение влияния сепаратистов пока не наблюдается, более того, в их рядах имел место раскол: часть протестующих отказалось от провозглашения Донецкой Республики...

С воскресенья ситуация на юго-востоке Украины достаточно серьёзная. В каждом из городов все складывается по-разному. В Харькове уже освобождено здание городской администрации. А в Луганске здание Службы безопасности (СБУ) захвачено и, по некоторой информации, заминировано, по некоторым данным, есть заложники. В Донецке сейчас нет столкновений. Там в дело вступил Ринат Ахметов, главный олигарх страны, которого многие подозревают в двойной игре и влиянии на, как минимум, часть протестующих. Но думаю, что цель олигархов — добиться максимальной автономии. Ахметов обещал протестующим, что не допустит штурма, и штурма не было, однако здание администрации остается под контролем протестующих. Что особенно опасно — у сепаратистов есть оружие, были случаи, когда они разъезжали с ним по городу, была даже неудачная попытка штурма телецентра. Риск применения оружия создаёт дополнительное напряжение. Так что кризис продолжается, и может развиваться различно.

В целом же произошло «зависание» ситуации, расширение влияния сепаратистов не наблюдается, более того, по некоторым свидетельствам, в их рядах имел место раскол: часть протестующих отказалось от провозглашения Донецкой Республики.

В самой Украине нет единого протестного центра, или он никак не проявлен, но при этом все активные действия осуществляются по одной схеме, и это даёт основания для подозрений, что имеет место поддержка извне. По данным опросов, которые были сделаны в феврале, в Донецкой области за присоединение к России выступало около трети жителей. Но не большинство. Захватившие здания радикалы поддерживаются частью населения, однако большинство они просто пугают.

На данный момент выполнить их требование о немедленном референдуме невозможно — руководство города отказалось это делать и прямых переговоров нет. Депутаты от Партии регионов настаивают на том, что нужно слушать людей, но встаёт вопрос: с кем вести диалог?

Очевидно, что как минимум часть местных элит попытается использовать сложившуюся ситуацию в своих целях, они рассчитывают застраховаться от влияния Киева и ждут уступок от центральной власти. Но Киев пойдет на компромисс, только если увидит какие-то встречные шаги со стороны людей, захвативших здания. В противном случае могут начаться точечные силовые действия. Переговоры, несомненно, надо проводить, вопрос лишь — с кем и на каких условиях.

В Киеве и вообще в большей части страны действия сторонников федерализации однозначно не поддерживают. Как бывший харьковчанин могу сказать, что и значительная часть жителей Харькова с ними не согласна. Восток, с одной стороны, разбужен, а с другой — расколот. Часть выступает за единство страны, часть требует, чтобы восток шёл по пути Крыма, а большинство просто не хочет, чтобы кризис перешёл в какие-то силовые формы.

В Киеве настроения тоже разные. Политические силы, представляющие восток Украины, призывают к диалогу, но не отвечают на тот же вопрос — с кем и о чём. Ультиматумы никто выполнять не будет. Надо вести настоящие переговоры и искать компромиссы, обсуждать статус языка, степень возможной независимости регионов или централизации. Тем более что та модель федерализации, которую предлагает Россия, это не федерация, а конфедерация. И это неприемлемо для Киева, потому что в этом случае Украина теряет самостоятельность. В Верховной раде вчера проголосовали за проект об усилении ответственности за сепаратистские действия. Большая часть депутатов поддерживает точечные силовые акции, но понимание, что необходимо сочетать такого рода действия с переговорным процессом, по-видимому, присутствует.

Киев вопрос о федерализации поднимать не будет. Эта тема затрагивается исключительно Россией. В русскоязычных регионах требуют автономии, и это уже можно обсуждать. Автономия представлена в ряде европейских стран, например, в Испании. Вообще возможны разные варианты, если появится тот, с кем их можно обсуждать.

Переговоры между Украиной, Россией и Западом, которые сейчас согласовываются, вполне возможны уже на этой неделе, вопрос — предмет переговоров. Для Украины неприемлемо признание аннексии Крыма, это она обсуждать не будет. Точно так же для неё неприемлемо обсуждение ультиматумов о собственном государственном устройстве. Если Россия собирается ставить вопрос о присутствии на переговорах представителей востока Украины, то встаёт вопрос, кто и как их будет определять. Россия, конечно, может привлекать те организации, которые, как она считает, представляют эти области, но есть ли у них общественный мандат, полученный от самих жителей областей? Недопустимо участие тех организаций, которые провозглашают себя властью на востоке, хотя их никто не избирал и не назначал. Предметом переговоров могут стать вопросы компенсации захваченной в Крыму собственности. Также можно обсуждать, как избежать противоречий при подписании соглашения о создании зоны свободной торговли между странами Европейского союза и Украиной, как минимизировать и компенсировать конфликтные ситуации. Но, естественно, предметом переговоров не может быть вопрос о пересмотре этого соглашения или о подписании какого-то нового, трёхстороннего договора.

В результате крымского кризиса рейтинги украинских националистических организаций упали. И проблема Украины сейчас — не украинские, а русские националисты на юго-востоке, пытающиеся дестабилизировать ситуацию в трёх восточных регионах.

Автор: Владимир Фесенко, политолог, директор Центра политических исследований «Пента» (Киев)

Источник: Власти.нет

  • 1451
  • 09.04.2014 09:28

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода