Политика detected: кто парализует работу местного газодобытчика

Читати цю новину російською мовою
Политика detected: кто парализует работу местного газодобытчика
Генеральная прокуратура добилась в суде очередного ареста имущества ЧАО «Нефтегаздобыча» – крупнейшей в стране частной газодобывающей компании, подконтрольной ДТЭК Рината Ахметова.

Специалисты усматривают в действии силовиков политическую составляющую как модель борьбы государства с монопольным положением в производстве электроэнергии в Украине.

В минувшую пятницу Печерский районный суд Киева удовлетворил новое ходатайство Генпрокуратуры, арестовав счета и газовые скважины «Нефтегаздобычи», а с 29 мая запретил ей реализацию газа и газового конденсата, говорится в решении суда (копией располагает Forbes).

Это уже третий случай, начиная с апреля 2015 года, когда суд арестовывает имущество компании по инициативе силовиков. Соответствующие меры применяются на основании уголовного производства, открытого в 2012 году по статье 115 УК (умышленное убийство) – по факту исчезновения тогдашнего председателя правления «Нефтегаздобычи» Олега Семинского.

Компания уже дважды добивалась отмены арестов. Игорь Щуров, гендиректор «Нефтегаздобычи», говорит, что между уголовным производством трехлетней давности и нынешней работой компании нет никакой взаимосвязи. «Мы снова доказали свою правоту. Апелляционный суд еще раз установил, что решения Печерского районного суда Киева выносятся с нарушениями норм материального и процессуального права», – цитирует Щурова пресс-служба ДТЭК. Причем в компании подчеркивают, что не являются стороной по данному уголовному делу.

Менеджеры Рината Ахметова появились у руля «Нефтегаздобычи» уже в процессе уголовного производства. Так, олигарх получил контроль над «Нефтегаздобычей» в конце 2013 года,выкупив часть доли предприятия у Николая Рудьковского и Нестора Шуфрича. По данным НКЦБФР, ДТЭК на конец 2014 года, напрямую и опосредованно, владел 53,35%-ной долей в газодобытчике.

Компания разрабатывает участки на двух месторождениях в Полтавской области – Семиренковском и Мачухском. Объем добычи природного газа предприятием по итогам 2014 года составил 752 млн куб. м (на 3,13 млрд гривен), газового конденсата – 29 000 тонн (на 278,8 млн гривен).

Опрошенные Forbes независимые юристы не видят логики в действиях Генпрокуратуры. Михаил Гончарук, партнер правовой группы «Доминион», считает, что все это – часть какой-то большой игры. Он высказывает предположение, что у следствия могло быть сильное желание найти жертву преступления или дело использовали просто для решения тактических задач в более сложном корпоративном споре. По мнению Григория Трипульского, управляющего партнера юридическо-консалтинговой компании «Де-юре», прокуратура фактически может подавать ходатайства об арестах неограниченное количество раз: ей всего лишь достаточно немного поменять основание и добавить новое.

Примечательно, что накануне последнего ходатайства Генпрокуратуры в суд ДТЭК сообщил о том, что Семинский объявился и находится в Киеве. Он подтвердил, что не имеет материальных или иных претензий к «Нефтегаздобыче», обратившись с соответствующим заявлением в адрес Печерского районного суда Киева, Апелляционного суда Киева, а также Генеральной прокуратуры Украины. Тем не менее, как заявляют в компании, суд не учел вновь открывшегося обстоятельства. В этот раз «Нефтегаздобыча» готовится отстаивать свои интересы не только в Украине, но и в международных инстанциях. «Человек объявился, а значит, указанного уголовного производства не должно быть. При этом неважно, кому принадлежит это имущество: юридическим или частным лицам», – констатирует Гончарук.

В компании уточнили, что в мотивировочной части ходатайства используются те же аргументы, которые ранее были признаны необоснованными. В Генпрокуратуре и в упомянутом суде на запрос издания ответа на момент публикации материала не предоставили. Один из инициаторов обращения в суд – старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления Генпрокуратуры Дмитрий Сус – отказался комментировать Forbes свою мотивировку обращения в суд, сославшись на тайну следствия. Источники издания, знакомые с материалами дела, утверждают: Генпрокуратура аргументировала свое ходатайство тем, что посчитала Семинского вероятным владельцем определенной доли в «Нефтегаздобыче».

Трипульский уверен, что такой арест носит исключительно политический, а не юридический характер: «Арест накладывается без уведомления второй стороны в кратчайшие сроки и часто используется правоохранительными органами, юристами как способ давления на нее».

Отраслевых специалистов вовсе не удивляет то, как разворачиваются события вокруг этой компании. Юрий Кубрушко, управляющий партнер консалтинговой компании Imepower, рассматривает судебные проблемы «Нефтегаздобычи» как один из элементов борьбы государства с ДТЭК. Он напоминает, что «в стране идет официальная конфронтация между министром энергетики Владимиром Демчишиным и компанией ДТЭК».

Напомним, конфликт между ДТЭК и министерством разразился в начале весны на основании расхождений в оценке себестоимости угля.

Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий, не исключает, что таким образом провластные политики могут оказывать давление на крупнейшего частного газодобытчика страны, в том числе подталкивая его к продаже части акций. А целью, по мнению эксперта, может быть перераспределение бизнеса после прошлогодней смены власти в стране.

«Происходящее можно рассматривать также как часть кампании по «деолигархизации», инициированной Администрацией президента. По факту, украинские суды продолжают выполнять указания с Банковой», – поясняет Марунич, добавляя, что за подобными рейдерскими операциями, вероятно, могут стоять бизнесмены и политики, близкие к президенту Петру Порошенко или входящие в его окружение. Напомним, Порошенко стоял у истоков создания «Нефтегаздобычи» в конце 1990-х, наравне с Рудьковским владел половиной компании. В начале 2000-х 50%-ная доля Порошенко в проекте перешла Шуфричу.

Впрочем, пока идут баталии – страдает местная добыча газа, которая с трудом выживает после повышения государством рентных платежей. В следующие два года Украина может недополучить порядка 5 млрд куб. м газа собственной добычи, посчитали в «Нефтегаздобыче». Таким образом, этот объем придется импортировать с высокими рисками для энергетической и экономической безопасности страны.

Источник: Forbes

  • 151
  • 03.06.2015 16:19

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода