Помешать Мазепе восстать из ада — задача украинских верующих

Читати цю новину російською мовою
Помешать Мазепе восстать из ада — задача украинских верующих
13 ноября исполнится 300 лет с того дня, как украинский гетман Иван Мазепа был за измену России предан анафеме Русской Православной Церковью. При этом власти Украины рассматривают Мазепу как национального героя и борца за независимость страны от Москвы

13 ноября исполнится 300 лет с того дня, как украинский гетман Иван Мазепа был за измену России предан анафеме Русской Православной Церковью. При этом власти Украины рассматривают Мазепу как национального героя и борца за независимость страны от московской империи. Еще при Леониде Кучме портрет гетмана появился на украинских гривнах, а минувшей зимой Виктор Ющенко лично просил Патриарха Алексия снять анафему с Мазепы.

Чиновники продолжают прилагать колоссальные усилия и оказывают давление на украинское священноначалие для того, чтобы Церковь реабилитировала гетмана, заявил в интервью «Росбалту» глава украинской организации «Православный выбор» Юрий Егоров.

Егоров – один из организаторов крестных ходов, которые в последние годы регулярно проходят в Киеве в знак протеста против курса властей на вступление в НАТО и отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата. Каждое шествие собирает как минимум по несколько сотен человек – фактически это самые массовые пророссийские акции, которые удается проводить в украинской столице общественной организации, а не какой-либо политической партии.

Сейчас «Православный выбор» готовит обращение к властям Приднестровья с требованием не допустить установки в городе Бендеры памятника Мазепе. Появление здесь монумента в честь гетмана инициирует МИД Украины. А еще Егоров и его соратники пытаются добиться от властей Киева отмены решения по присвоению имени Мазепы киевской улице, на которой находится Киево-Печерская Лавра. Правда, пока что пикеты под стенами мэрии положительного результата не дали.


 — Как украинские верующие относятся к этой дате – 300 лет отлучения гетмана Мазепы от Православной Церкви?

 — Мы недавно проводили опрос жителей улицы, которая сейчас названа именем Мазепы. Где-то 90% выступили против названия в честь Мазепы, хотя не все знали, за что он был отлучен. Мы объясняли, что Церковь отлучила Мазепу за грехи. Причем не только за грех клятвопреступления, тогда клятву на верность государю принимали на Евангелии и кресте в присутствии священника, это была клятва перед Богом. Кроме того, царь тогда считался помазанником Божьим, фактически был главой Церкви.

Уже около года мы проводим массовые крестные ходы против переименования этой улицы, что произошло 25 октября 2007 года. От чиновников получаем отписки, что никаких нарушений нет. Но на вопрос, почему улицу, где расположена православная святыня, называют в честь отлученного за тяжкие грехи от Церкви человека, нам так и не ответили.

Конечно, при переименовании улицы в честь Мазепы оказалась главной политическая составляющая. Мэр Леонид Черновецкий сделал это под давлением Ющенко. Перед тем, как прошло голосование, Ющенко лично направил письмо в мэрию и попросил, чтобы было принято такое решение.

 — Кстати, усилиями украинских властей имя Мазепы уже начали прославлять даже за пределами страны – не так давно в Приднестровье состоялась закладка будущего памятника гетману.

 — Это проблема уже действительно перестает быть сугубо украинской. Многие знают, что на нынешней территории Приднестровья состоялась закладка памятника. Православная общественность и многие организации там возмущены. Но, видимо, здесь сыграло то, что Приднестровье зависит от Украины, гранича с ней. Они не могут игнорировать украинский фактор. Видимо, на них было оказано большое давление.

Мы понимаем приднестровцев, потому что мы здесь в таком же положении. Но мы удивлены, что приднестровские власти, декларирующие дружественное отношение к России, согласились на установку памятника, причем накануне 300-летия Полтавской битвы. Это была общерусская победа над оккупантами и иноверцами.

Мы хотим поддержать общественность Приднестровья, что выступила против решения властей. Сейчас готовится обращение к властям, чтобы этого памятника там не было. Это будет просто кощунство и издевательство над памятью наших православных предков.

 — Не так давно Одесский митрополит Агафангел заявлял, что власти Украины пытаются заставить священнослужителей канонической Церкви реабилитировать Мазепу. Это действительно так?

 — Мы наблюдаем процесс давления на нашу Церковь. Видимого давления стало меньше, но скрытое давление мы ощущаем. Есть неофициальная информация о том, что поступило чуть ли не указание поиска аргументов для пересмотра аргументов обоснованности анафеме. Слухи такие ходят.

 — Скажите, а действительно ли в Украинской Церкви есть «оранжевое лобби», которое выступает за отделение от Московского Патриархата?

 — Не так давно архиепископа Сафрония, открытого сторонника автокефалии (архиепископ Черкасский Сафроний действительно заявлял об этом в СМИ, — ред.) сделали митрополитом, это как раз подтверждение такой информации. Митрополит сейчас в  Украинской Православной Церкви – это высшее звание.

Общерусских патриотов, которые открыто выступали за единство с Русской Православной Церковью, их, наоборот, отправляют на покой, несмотря на то, что возраст их не такой уж и большой. Например, епископа Тульчинского Ипполита, который еще в 2000 году заявил, что Украинской Церкви нужно вернуться в положение экзархата.

 — Диакон Андрей Кураев такую тенденцию объясняет сменой поколений – приходят молодые священники, которые не служили при СССР, для них некогда единая страна – чужая.

 — Я разделяю такую точку зрения. Это тревожный процесс. Люди в возрасте родились и жили в одной стране, было единство, прежде всего, с Россией и Белоруссией, для них это общая страна. А новые архиереи, которые воспитаны на истории в условиях независимости, видят это уже по-другому. К сожалению, такая тенденция не только в Церкви, но и во всем обществе.

Этому процессу можно противостоять только активной деятельностью в информационном пространстве, активной просветительской деятельностью. С другой стороны, нужно наполнять новым содержанием и «Большой договор» Украины и России, который сейчас не работает.

 — Кстати, а чем можно объяснить то, что у Украинской Церкви сейчас целых два официальных сайта, причем один из них можно отнести в разряд симпатизирующих властям?

 — Объяснить можно как раз существованием сторонников автокефалии. При нынешней власти они получили реальную поддержку во всех отношениях. Мы видим, что их позиции становятся более прочными. А сторонников единства с Русской Церковью потеснили.

Я думаю, что автокефалы ждут благоприятной политической ситуации для реализации своих планов. Не дай Бог останутся у власти сторонники отделения Церкви во главе с нынешним президентом, я думаю, что они попытаются провести Собор и принять решение об автокефалии. Пока идет внутренний конфликт в «оранжевой» группировке – для нас это хорошо. Но если они стабилизируют ситуацию, если Ющенко останется у власти, то это будет неизбежно.

 — Кстати, нетрудно заметить, что каноническая Церковь в последнее время украинизируется – на украинский язык переводятся литература, церковные СМИ, говорят, что в некоторых храмах даже перестали упоминать на службах Московского Патриарха. Это действительно так?

 — У нас есть тревожная информация из регионов, причем даже из восточных. Мы давно замечаем, что украиноязычных архиереев, родившихся на Западной Украине, направляют почему-то на Восток Украины, где русскоязычное население. Это и Херсона касается, и Сумской области, и Крыма. Я лично видел, на храме в Алуште были таблички на украинском языке, мне это непонятно, как такое может быть в русскоязычном Крыму! У отдельных архиереев проповеди на украинском языке, переводятся богослужения, Евангелие переводится. То есть фактически Церковь вовлечена в процесс украинизации.

 — Если говорить образно, какой процент архиереев в УПЦ готовы бороться за единство с Русской Церковью? Пятьдесят, шестьдесят процентов?

 — Счет идет не на проценты, а на единицы. Их не двадцать, не тридцать процентов, их немного, тех, кто готов бороться, на пальцах можно пересчитать. А большинство – люди, которые не имеют своей позиции и могут поддаться. Хотя, конечно, будет многое зависеть от верующих, от общественности. Если в регионах, где архиереи могут легко пойти на поводу у автокефалов, мощная общественность, то не так просто будет заставить верующих. Церковь – это не только архиереи, это и верующие. А среди последних большинство за единство с Русской Церковью, причем практически по всей Украине.

Мы в этом году провели собрания в 14-ти регионах, где основной темой было единство с РПЦ. Везде люди выступали за единство Русской Церкви и не поддерживали создание Поместной Украинской Церкви.

 — Этим летом, когда Патриарх Алексий посещал Украину в рамках 1020-летнего юбилея Крещения Руси, он отменил свой визит в Донецк, пообещав приехать туда позже. Эти планы остаются в силе?

 — Я думаю, что остаются, не так давно в Москве был владыка Илларион, и целью его поездки было согласование визита. Видимо, визит готовят, учитывая преклонный возраст Патриарха, как позволит здоровье, он приедет. Мы надеемся, что это произойдет в ближайшие месяцы.

Мы считаем, что Патриарху нужно чаще бывать на Украине. Его последний визит, главное торжество на Владимирской горке в Киеве, где собралось около 25 тысяч наших верующих, это было такое воодушевление, такой подъем! Каждый такой приезд Патриарха укреплял бы верующих, сторонников единства Православной Церкви. Слава Богу, что Патриарх приехал. Приехать в таком возрасте и выдержать такой политический и психологический накал – мы считаем, что это был подвиг.

Беседовал Сергей Терентьев. Росбалт

Источник: Власти.нет

  • 49
  • 13.11.2008 12:26

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода