Ближний Восток: новая война начнется весной

Читати цю новину російською мовою
Ближний Восток: новая война начнется весной
В Ливане в 2009 году пройдут всеобщие выборы в парламент. Казалось бы, событие ординарное. Но от результата этих выборов во многом зависит, какие силы будут доминировать в регионе

В Ливане в 2009 году пройдут всеобщие выборы в парламент. Казалось бы, событие ординарное. Но от результата этих выборов во многом зависит, какие силы будут доминировать в регионе – либо прозападная парламентская коалиция, находящаяся у власти, либо же – оппозиция, которую поддерживают Сирия и Иран. Ставки высоки, и в игре не только соседи по региону, но и далекие от Ближнего Востока державы.

Соперничество разворачивается интересное, но для более четкого его понимания – два слова о политической ситуации в Ливане.

Это парламентская республика, обретшая независимость в 1940 году (ранее – колония Франции). В том же году она получила международное признание, но спокойной судьбу Ливана не назовешь. Уже в 1948 году он принял участие в первой арабо-израильской войне (после поражения Арабской освободительной армии подписал с Израилем соглашение о прекращении огня). А в 1975 году в стране началась гражданская война между мусульманской и христианской общинами, продолжавшаяся 15 лет и унесшая жизни более 150 тысяч ливанцев. Два раза за это время в Ливан вторгались израильская армия. Лишь в 1990 году кровопролитие удалось прекратить благодаря подписанию Таифских соглашений; но еще с 1976 года на территории Ливана постоянно находились сирийские войска. Выведены они были лишь в 2005 году, после убийства главы оппозиции Ливана, бывшего премьер-министра Рафика Харири (кстати, основным требованием оппозиции был как раз вывод войск) и последовавшей затем так называемой «кедровой революции».

«Сирийская опека» — вот ключевой момент в противостоянии ливанских политических сил – как в прошлом, так и нынешнем. В настоящий момент политическое пространство расколото на два основных лагеря. Первый – это коалиция «Реформы и примирение». В его составе движение «Мустакбаль» («Будущее»), возглавляемое Садом Харири, сыном убитого Рафика Харири, и Прогрессивно-социалистическая партия, лидер которой – Валид Джумблат, идейный вдохновитель «кедровой революции». В период гражданской войны Джумблат был в одним из самых близких союзников Сирии, однако после убийства Харири перешел в антисирийский лагерь.

Его основной противник – Мишель Аун, лидер «Свободного патриотического движения» и христианской общины Ливана, боевой генерал в отставке и бывший главнокомандующий Вооружёнными силами Ливана. Аун, напротив, изначально был настроен крайне антисирийски, в сторону антисаддамовской коалиции. Взамен США «закрыли глаза» на установление полного контроля Сирии над Ливаном и устранение Ауна с политической арены. В октябре 1990 года, когда сирийские войска вошли в Восточный Бейрут и блокировали территорию, контролируемую Ауном, генерал был вынужден принять предложение Франции о политическом убежище в её посольстве, а вскоре уехал во Францию в вынужденную эмиграцию. Там и было основано «Свободное патриотическое движение», среди сторонников которого оказалось много представителей интеллигенции. После «кедровой революции» Аун вернулся с Ливан и неожиданно для всех выступил за компромисс с Сирией. Более того, недавно он публично заявил, что готов стать «другом Сирии».

В борьбе коалиции и оппозиции религиозные мотивы, строго говоря, не являются решающими. Речь уже не идет о борьбе мусульманской и христианской общин. В коалицию Джумблата входят и некоторые объединения христиан – например, «Ливанские силы» (бывшая христианская вооружённая милиция), и правохристианская партия «Корнет Шагван». А Аун, в свою очередь, заключил соглашение с шиитским радикальным движением «Хезболлах». По словам самого Ауна, «Хезболлах» — «подлинная ливанская сила, они кровь от крови нашей».

Итак, на первом месте – борьба политических интересов, а не религиозных. И здесь Валид Джумблат демонстрирует поразительно частую смену своих программных заявлений. В 2005 году он говорил, что Ливан против некоторых американских проектов по смене сирийского режима; напротив — стабильность положения сирийского руководства отвечала ливанским интересам. Однако спустя год оказалось, что Сирия – враг Ливана; и наоборот, Израиль для Джумблата таковым более не является. При этом за сохранение союза с арабскими странами, в том числе с Сирией, выступают и многие ливанские сунниты (к которым принадлежит партнер Джумблата по коалиции Саад Харири).

Отвечая эти чаяниям, Мишель Аун выступает за нормализацию отношений с Сирией, а кроме того – умело разыгрывает карту опасности превращения Ливана в зависимое от политики США и Израиля государство при сохранении прежнего курса. Эти опасения весьма популярны среди ливанцев самых разных вероисповеданий, что на фоне действий США в Ираке и Афганистане дополнительно играет на руку лидеру «Свободного патриотического движения». Представляется, что в этих условиях Аун в большей степени является консолидирующей фигурой, поскольку его курс позволяет при сохранении независимой орбиты ливанской политики сохранить стабильность в регионе в целом. И напротив, это вряд ли удастся в том случае, если с Сирией отношения будут натянутыми, а Израиль, опираясь на лояльное отношение со стороны Ливана, тоже начнет проводить в отношении Сирии более жесткую политику, тем более что и поддержка США в этом вопросе будет Израилю обеспечена. Это вполне возможный сценарий при сохранении влияния коалиции Джумблата.

Накал политической борьбы в Ливане возрастает. Региональные наблюдатели не исключают, что одна из сторон может пойти на срыв выборов весной будущего года. Это лишь дополнительно подчеркивает, как высоки ставки в игре.

Источник: Newsinfo

  • 65
  • 05.12.2008 17:31

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода