В Грузии формируется династия президентов?

Читати цю новину російською мовою
В Грузии формируется династия президентов?
Важных потому, что пост премьер-министра может занять человек, который впоследствии сменит на президентском посту Михаила Саакашвили. Речь идет о его двоюродном брате, Ираклии Аласания.

Уже в первой половине октября текущего года ряд информационных агентств заговорили о важных перестановках в грузинском правительстве. Важных потому, что пост премьер-министра может занять человек, который впоследствии сменит на президентском посту Михаила Саакашвили. Речь идет о его двоюродном брате, Ираклии Аласания.

Изначально говорили о том, что Ираклий Аласания может сменить на посту премьера Ладо Гургенидзе. На деньги банкира Гургенидзе, что теперь уже не секрет ни для кого, финансировались избирательные кампании Михаила Саакашвили. Пост премьера стал, таким образом, «наградой» за помощь. Между тем эксперты уже тогда говорили, что Аласания куда более сильный политик, козыри которого – большой опыт и «западный» образ мышления.

Однако осенью ожидаемого развития событий не произошло. Гургенидзе с ноября сменил в премьерском кресле Григол Мгалоблишвили. Однако спустя месяц ситуация повторилась, но на этот раз с большим размахом. Ираклий Аласания подал в отставку с поста постоянного представителя Грузии в ООН. Далее были уволены министры обороны, иностранных дел, культуры и образования Грузии. Наконец, покинул свой пост и секретарь Совета безопасности Грузии Александр Ломая.

Поспешность кадровых перестановок озадачила не только грузинских политиков, но и многих экспертов. По словам самого Аласания, заявление об отставке он подал министру иностранных дел Эке Ткешелашвили еще 4 декабря, уведомив о своем решении президента Михаила Саакашвили. Однако и на следующий день в МИД Грузии опровергали эту информацию, ссылаясь на отсутствие такового заявления в ведомстве. Лишь собственное заявление Аласания расставило все по местам.

Оппозиционная Республиканская партия Грузии и движение «Новые правые», действующие совместно, ведут с Ираклием Аласания консультации с целью заполучить его в свой лагерь, который Аласания может возглавить. Переход Аласания в политическую оппозицию Михаилу Саакашвили приветствовал и лидер грузинской «Объединенной оппозиции» Грузии Леван Гачечиладзе, находящийся ныне в Париже. Наконец, и Георгий Хаиндрава, экс-министр по урегулированию конфликтов, находящийся также в оппозиции, полагает, что Аласания присоединится к противникам режима Саакашвили.

Эксперт Центра кавказских исследований МГИМО Николай Силаев, солидаризируясь в подобных оценках будущей политической ориентации Аласания, указывает на его хорошие связи с победившими в США демократами. В этих условиях он – наиболее подходящая замена Саакашвили, с точки зрения эксперта. Добавим, что еще осенью говорилось, что возможное назначение Аласания на пост премьера может быть прямой инициативой Белого Дома. Кстати, и Мэтью Брайза – заместитель помощника госсекретаря США, отвечающий за политику на Кавказе и в Закавказье, признавался в одном из недавних интервью, что Ираклий Аласания – его личный друг.

В прессе высказывались оценки, что назначение Михаилом Саакашвили на пост премьера Ираклия Аласания – это дальновидный расчет грузинского президента, сопровождающийся инстинктом самосохранения. Наиболее опасного конкурента Саакашвили якобы решил держать поближе (с тем чтобы глаз с него не спускать), а кроме того – президент делает ставку на неминуемое снижение рейтинга Аласания, когда тот займет премьерское кресло – так уж повелось, что должность эта в нынешней Грузии неминуемо приводит к подобным последствиям, а рейтинг у Аласания сейчас высокий.

Расчет, действительно, имеет место быть, но вряд ли такой. Скорее наоборот — грузинский президент действует согласованно с Вашингтоном. Это косвенно подтверждают и кадровые перестановки в грузинском правительстве: министром обороны стал посол Грузии в США Давид Сихарулидзе. В отношении Ираклия Аласания связи с США тоже не на последнем месте: с 1999 по 2001 годы он был вторым секретарем посольства Грузии в США, Канаде и Мексике. Сам Саакашвили, назначая его на должность постпреда в ООН, отзывался о Аласания как об «очень хорошем сотруднике нашего посольства в Америке, очень компетентном, очень высококвалифицированном». Ну а поскольку сам Саакашвили в политическом отношении – полностью «отработанный материал», да к тому же и дискредитировавший себя настолько, насколько это вообще было возможно, смысла в его пребывании на посту президента Грузии больше нет. Так что если последует «высочайшее распоряжение» из-за океана, сам Саакашвили точно не станет цепляться за президентский пост – его «бойцовские» качества наглядно проявились в ходе югоосетинской войны (немотивированное бегство из-под мифического обстрела и переговоры с охраной по-английски всем памятны).

Напротив, Ираклий Аласания как возможный президент Грузии – крайне удачный ход. Помимо хороших отношений с США, он имеет и «спецслужбистское» прошлое: обучался в Академии безопасности Грузии, одно время работал в качестве заместителя министра госбезопасности и даже министра обороны. При этом к нему несколько более положительное отношение в Абхазии, несмотря на то, что отец Ираклия Аласания погиб в ходе грузинско-абхазского конфликта, а сам Ираклий лоббировал создание секретной службы, задачей которой была, в частности, координация действий боевых групп, засылаемых в Абхазию с территории Грузии.

Таким образом, перед нами разворачивается очередной этап «кавказской игры» Вашингтона. На ключевые посты в Грузии – как высшие, так и силовые – приходят люди, лояльные США (под чьими знаменами это бы ни осуществлялось), и к тому же с солидным опытом работы в силовых структурах. Последствия такой «ротации кадров» сейчас пока можно только предугадывать – но вряд ли новая конфигурация грузинской власти при поддержке из-за океана будет способствовать установлению прочного мира на Кавказе и Закавказье.

Источник: Newsinfo

  • 41
  • 11.12.2008 21:31

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода