Клинтон наведет ужас, Обама – мосты

Читати цю новину російською мовою
Клинтон наведет ужас, Обама – мосты
Когда четыре года назад кортеж Буша следовал тем же маршрутом, что ныне – кортеж Обамы, вдоль Пенсильвания-авеню стояли люди с картонными гробами, завернутыми в американские флаги.

Когда четыре года назад кортеж Буша следовал тем же маршрутом, что ныне – кортеж Обамы, вдоль Пенсильвания-авеню стояли люди с картонными гробами, завернутыми в американские флаги. Так граждане протестовали против войны в Ираке. На тот момент число американцев, погибших в этой стране, достигло 1360. Цифра казалась огромной, но Буш продолжил войну, и за четыре года его второго срока в Ираке погибли еще 3 тысячи американских военнослужащих.

Необходимость афганской кампании изначально была обоснована лучше, чем необходимость иракской. Война с талибами и «Аль-Каидой» до сих пор остается популярной среди американских граждан. Обама до избрания пообещал окончить войну в Ираке «ответственным путем» и сосредоточиться на Афганистане.  2008 год в этой стране стал для американцев самым кровавым с начала войны. Потери американских солдат побили рекорды, «Талибан» продолжает наступать, а «Аль-Каида» по-прежнему находит убежище в  пакистанской части «зоны племен». «Без сомнения, мы сталкиваемся с нетерпящим отлагательств кризисом в Афганистане. И мы должны действовать», – говорил Обама в одной из предвыборных речей.

Окончание войны в Ираке позволит перебросить в Афганистан дополнительные войска и усилить подготовку афганских сил безопасности. Обама обещал, что едва примет президентские полномочия, соберет всех военачальников, чтобы разработать план по выводу войск. Если он не соврал, то как раз этим он должен заниматься в эти часы.

Судя по ряду признаков, форсирование афганской кампании будет важнейшим аспектом внешней политики Обамы на первом этапе. Около месяца назад министр обороны США Роберт Гейтс объявил, что ситуация с безопасностью в Афганистане обостряется, а потому очень скоро американский контингент в Афганистане будет увеличен с 31 тысячи до 38. За несколько часов до инаугурации Обамы стало известно, что руководство Киргизии за определенную сумму согласилось забыть о выводе американской авиабазы с территории страны. Глава Центрального командования США Дэвид Петреус пообещал, что контингент США на базе будет увеличен с 1 до 30 тыс. военнослужащих. Также на базу прибудут силы НАТО. И все это мотивировано ухудшением ситуации в Афганистане.

За несколько часов до инаугурации Обамы стало известно, какое назначение он произведет в первую очередь (после назначения Хиллари Клинтон госсекретарем, конечно). 75-летний сенатор Джордж Митчелл станет специальным представителем США на Ближнем Востоке. Первый вывод, который напрашивается: новая администрация США намерена решать ситуацию в регионе сама, не равняясь на «квартет» (США, ООН, ЕС, Россия). До сих пор специальный посланник на Ближнем Востоке был именно у «квартета», и звали его Тони Блэр. С тех пор, как экс-премьер Великобритании занял эту должность, его практически не было видно ни в регионе, ни где-либо еще. 

Митчелл запомнился на Ближнем Востоке тем, что в 2000 году возглавил комиссию, изучавшую причины интифады «Аль-Акса». Инициированный им отчет считается основой, на которой был выработан план «Дорожная карта». Назначение специального посланника на Ближнем Востоке одним из первых – по-видимому, дань обещанию заняться ситуацией в регионе сразу же после инаугурации. В течение 3 недель последней войны избранный президент не сказал о ней ничего, кроме того, что ничего не хочет говорить до официального вступления в должность.

Но военную операцию в секторе Газа Израиль завершил в аккурат к инаугурации Обамы, избавив его от необходимости что-то срочно говорить. Израильтяне даже старались вывести из сектора все войска до момента, когда Обама принес присягу. Сам он вряд ли понимает, как решать ближневосточный кризис теперь. Но лично ему о Ближнем Востоке можно не беспокоиться. Избираясь президентом, он не скрывал малый опыт во внешней политике. Этот недостаток будут компенсировать искушенный во внешних делах вице-президент Байден и госсекретарь Хиллари Клинтон. На нее будет возложена основная нагрузка и по Ближнему Востоку, и по Ирану.

Демократы исторически были успешнее республиканцев в примирении арабов и евреев. Джимми Картер в 1978 году добился в Кемп-Дэвиде подписания мирного договора между Израилем и Египтом. Билл Клинтон в 1993 году добился того, что Организация Освобождения Палестины официально признала государство Израиль и отказалась от насилия. В 1994 году он добился подписания мирного договора между Израилем и Иорданией. Как ни старалась администрация Буша хотя бы приблизиться к успехам администрации Клинтона, она терпела неудачу. На сроки Буша пришлись интифада «Аль-Акса», гражданская война в Палестинской автономии и, наконец, война в Газе. Надежды на то, что администрация Обамы будет успешна в ближневосточном урегулировании,  связаны с тем, что по сути это вернувшаяся администрация Клинтона, а его супруга заведует внешней политикой.

Как госсекретарь Хиллари Клинтон гораздо интереснее Кондолизы Райс тем, что успела побыть кандидатом в президенты США. В этом качестве она делала заявления, которые вряд ли может позволить себе дипломат. Она резче всех высокопоставленных лиц Америки высказывалась по вопросу Ирана, пытаясь навести ужас. «Я хочу, чтобы иранцы знали, что, если я буду президентом, мы нанесем удар по Ирану. В течение следующих 10 лет, если они (иранцы) могут проявить глупость и подумать о нанесении удара по Израилю, мы будем в состоянии их полностью уничтожить », — обещала она однажды в интервью АВС, и в Иране, скорее всего, это помнят.

Американские «планы минимум» на иранском направлении сейчас должны быть связаны с президентскими выборами, которые пройдут этим летом. Вашингтон постарается сделать так, чтобы ультраконсерваторы не остались у власти. Дальнейшая политика в отношении Ирана будет зависеть от результатов выборов.

До сих пор смена хозяев белого дома не сказывалась на развитии отношений между США и Москвой. Хиллари Клинтон уже пообещала, что вместе с Обамой они будут «стремимся к взаимодействию с российским правительством в духе сотрудничества по вопросам стратегического значения». Однако позиция новой администрации по этим вопросам (в частности по вопросу о ПРО в Восточной Европе) не отличается от позиции администрации Буша.

Среди дежурных внешнеполитических постулатов, озвученных Обамой в инаугурационной речи, интересно обещание развивать отношения с мусульманским миром. До сих пор США этим реально не занимались. Внимание сосредотачивалось на конкретной мусульманской стране, если с ней были связаны практичные интересы, но не более. О желании сблизить Америку и мусульманский мир Обама серьезно высказался около года назад. В одном из интервью он рассказал, что если станет президентом, устроит саммит США и мусульманских государств. «Я хочу устроить откровенный диалог, чтобы навести мосты над ширящейся пропастью между мусульманами и Западом. Я хотел бы попросить их присоединиться к войне с терроризмом. Нам нужно и прислушиваться к тому, что их беспокоит», — говорил он.

По-видимому, сближение Америки с мусульманам Барак Хусейн Обама выбрал в качестве собственной внешнеполитической миссии на посту президента США. Его амбиции вполне объяснимы. Мусульманами были его отец и отчим. Сам он, убеждая всех вокруг, что он вовсе не мусульманин, перед инаугурацией заехал в церковь на молебен, а присягу приносил, положа руку на Библию. 

Источник: Росбалт

  • 50
  • 22.01.2009 23:28

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода