Узбекский маневр Медведева

Читати цю новину російською мовою
Узбекский маневр Медведева
Однако глава государства хорошо знаком со своим узбекским коллегой: Ислам Каримов неоднократно посещал Россию, а его двусторонние переговоры с Медведевым проходили «на полях» многих международных встреч

Начавшийся в четверг визит в Узбекистан — первый для президента Медведева. Однако глава государства хорошо знаком со своим узбекским коллегой: Ислам Каримов неоднократно посещал Россию, а его двусторонние переговоры с Медведевым проходили «на полях» многих международных встреч. Последний раз Каримов побывал в Москве в сентябре 2008 года на саммите ОДКБ. Тогда же состоялась беседа двух лидеров и поступило официальное приглашение российскому президенту посетить Узбекистан с визитом.

Самолет российского президента в четверг приземлился не в столице страны Ташкенте, а в Самарканде — родном городе Ислама Каримова. Там состоялась неформальная встреча лидеров двух стран. Известно, что на Востоке традиционно ценят личные отношения, так что здесь у России достаточно большое поле для дипломатического маневра с Узбекистаном, хотя это и непростой партнер.

В новогоднем поздравлении президенту Узбекистана Дмитрий Медведев отметил, что для Москвы Ташкент — ключевой, стратегический партнер в Средней Азии. В Кремле уверены, что встречи и переговоры Медведева с узбекским лидером «подтвердят стратегический характер партнерства Москвы и Ташкента» и «позволят значительно укрепить торговые отношения между двумя странами».

Узбекистан действительно является одним из важнейших государств как на пространстве СНГ, так и в среднеазиатском регионе в целом. Это самая крупная по численности населения страна, демографически превышающая Киргизию, Таджикистан и Туркменистан. Еще в советский период в Узбекистане была создана достаточно мощная производственная база. А после распада СССР руководству республики, которое бессменно возглавляет Ислам Каримов, удалось путем сохранения государственного патернализма и сдерживания рыночных реформ в определенной степени сохранить промышленный потенциал.

Как сообщил «Росбалту» аналитик Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аджар Куртов, в отличие от других среднеазиатских республик, структура товарооборота между Россией и Узбекистаном выглядит предпочтительнее, поскольку Россия покупает у этой страны не только природный газ и нефть, но и промышленные товары, в том числе продукцию машиностроения.

Отметим, что товарооборот между Россией и Узбекистаном в январе-ноябре 2008 года превысил $3 млрд, что на 5,6% выше аналогичных показателей 2007 года. При этом российский экспорт составил более $1,8 млрд.

«В постсоветский период в Узбекистане удалось сохранить основные элементы промышленной базы, и теперь, когда у России есть возможность и средства для того, чтобы вкладывать с выгодой для себя в модернизацию этих предприятий и в их акции — это необходимо делать», — уверен Куртов.

Не случайно накануне визита Медведева в Узбекистан источник в Кремле отметил, что «значительное внимание в ходе переговоров будет уделено перспективам наращивания двустороннего торгово-экономического взаимодействия, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, авиастроении, транспорте, горнодобывающей промышленности».

Однако в этом отношении существуют определенные трудности. В период с 1992 года, когда были установлены дипломатические отношения между двумя странами, Россия и Узбекистан подписали массу различных соглашений. К сожалению, ход их исполнения требует постоянного контроля со стороны первых лиц государства.

Узбекистан неплохо обеспечен природными ресурсами. Это одна из крупнейших газодобывающих стран, извлекающая из недр и осваивающая за год порядка 60 млрд кубометров «голубого топлива». По этому показателю Узбекистан значительно превосходит Казахстан и немногим уступает Туркмении.

Несмотря на то, что в основном этот газ используется для внутренних нужд, несколько лет назад двум странам удалось заключить соглашение, согласно которому более десяти миллиардов кубометров поступают в Россию по двум магистральным трубопроводам (не предназначенным для реэкспорта «голубого топлива»), сохранившимся еще с советских времен – Бухара-Урал и Средняя Азия-Центр.

Отметим, что в настоящее время в Узбекистане активно работают такие российские компании как «Газпром», «Лукойл», «Технопромэкспорт», группа компаний «Волга-Днепр», «Западно-Уральский машиностроительный концерн». Кстати, в начале прошлого года «Газпром» вынужден был согласиться закупать среднеазиатский, в том числе узбекский, газ по цене, «привязанной» к среднеевропейской. Естественно, это приносит немалую выгоду Узбекистану.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что Узбекистан — вторая после России золотодобывающая держава (по некоторым оценкам, порядка 80 тонн в год). Разрабатываются в Узбекистане и урановые месторождения.

Страна, расположенная в междуречье самых крупных рек Средней Азии Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, занимает очень важное геостратегическое положение, а узбекская армия считается одной из самых крупных и боеспособных в центрально-азиатском регионе. Принимая во внимание прозрачные границы РФ на востоке и соседство Узбекистана с Афганистаном, Москва весьма заинтересована в военном сотрудничестве с Ташкентом для парирования угроз южным рубежам СНГ.

Не случайно в марте 1994 года был подписан двусторонний Договор о развитии сотрудничества в военной области, а в декабре 1999 года — Договор о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической сферах. Тогда же Россия и Узбекистан подписали документы о сотрудничестве между ФАПСИ РФ и Службой национальной безопасности Узбекистана. В декабре 2001 года было заключено соглашение о совместном применении ВВС России и войск ПВО и ВВС Узбекистана в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства двух стран. В 2004 году были достигнуты договоренности об обучении узбекских военнослужащих в российских высших военных учебных заведениях.

Военно-политические вопросы также требуют контроля со стороны лидеров двух стран. Поэтому президенты Медведев и Каримов рассмотрят проблемы обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, расширение взаимодействия двух стран в противодействии терроризму, оргпреступности и наркоугрозе. По информации из Кремля, планируется предметно обсудить взаимодействие в рамках СНГ, ШОС, ОДКБ, других международных организаций.

Естественно, что, располагая значительными экономическими ресурсами, узбекское руководство демонстрирует свою самостоятельность в международных делах. Как отметил в беседе с «Росбалтом» Аджар Куртов, во многих выступлениях и произведениях узбекского лидера Ислама Каримова говорится об избавлении от «имперской зависимости».

«Был «крен», когда узбеки в 1999 году демонстративно вышли из ОДКБ, был период возвращения в ЕврАзЭс, из которого Ташкент недавно вновь вышел. Однако, столкнувшись с экономическими трудностями и событиями внутриполитического плана (агрессивность исламской оппозиции, устраивавшей покушения на самого Каримова, попытки прорыва на территорию Узбекистана банд исламистов, мятеж в Андижане в 2005 году), узбекское руководство «качнулось» в сторону России. Тогда с территории страны была выведена американская военная база тылового обеспечения и в целом расширен спектр отношений с Россией и СНГ по многим статьям», — напомнил эксперт.

По его словам, «проблемы у Узбекистана, конечно, тоже есть». Это и избыток неквалифицированных кадров, и бедность, и безработица, и нехватка воды. «Социальные программы – здравоохранение, образование — не хуже, чем в России, но денег, которые в них вкладываются, явно недостаточно», — утверждает Куртов.

Эксперт отмечает, что Узбекистан занимает одно из первых мест по числу приезжающих оттуда в Россию гастарбайтеров. «Они переезжают не только в Москву, их не всегда заметишь в России, поскольку отличить узбека от таджика простому человеку непросто, — однако по данным российских финансовых структур, суммы денежных переводов узбекских гастарбайтеров из России очень значительны. Узбекское руководство вынуждено мириться с оттоком населения, поскольку это значительно ослабляет социальную напряженность внутри страны», — считает собеседник «Росбалта».

«Проблемы без России решить сложно, а попытки решить их без участия России приводят, как правило, только к обострению противостояния с ближайшими соседями – Таджикистаном и Киргизией», — добавляет Аджар Куртов.

По его мнению, «можно бесконечно упрекать узбекское руководство в консерватизме и нежелании пойти путем шоковых реформ, но нужно понимать восточную действительность и реалии. Восток – не Россия, там не выходят с лозунгами на пикеты, там сразу хватаются за нож».

Сегодня большой интерес к Узбекистану проявляют Япония, США, Южная Корея, европейские государства, готовые составить экономическую и политическую конкуренцию России. Таким образом, визит Дмитрия Медведева в Узбекистан – не просто «поездка вежливости» главы российского государства в одну из среднеазиатских республик, но очередной геополитический ход в условиях обострившейся конкурентной борьбы.

«Кормить» бывшие советские окраины руководство России вряд ли будет, но вкладывать деньги и получать прибыль стремится. Несмотря на то, что Россия не имеет непосредственной границы с Узбекистаном, – это ее ближайший сосед. Если не проводить политику сближения, в конечном итоге можно получить недружественную буферную зону между российскими границами и перспективными территориями Южной Азии, такими, например, как Индия.

Источник: Росбалт

  • 46
  • 23.01.2009 20:18

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода