Адвоката Маркелова убили. Или казнили?

Читати цю новину російською мовою
Адвоката Маркелова убили. Или казнили?
Когда Стаса только убили, какой-то человек пришел на Пречистенку и открыл бутылку шампанского, — сказала Фредерика. — Я видела это по одному немецкому телеканалу. А потом читала в интернете форумы… Вы не представляете, чего тол

Часть вторая

«Известия» продолжают собственное расследование обстоятельств гибели адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Что могло стать причиной расстрела адвоката?

Когда убили Анну Политковскую и мы вели собственное расследование, то снова и снова перечитывали ее материалы. Пытались понять, какой из них мог стать смертоносным.

Сейчас, когда жертвой убийц стал адвокат, мы точно так же изучаем дела, которые он вел. И тогда, и сейчас мы приходили к одному выводу: ни одна отдельно взятая статья, ни одно отдельно взятое дело не может быть мотивом. Потому что ни герои публикаций Анны Политковской, ни оппоненты Станислава Маркелова не могли добиться своей цели убийством.

Он старался не наживать личных врагов

Громкие процессы сыпались на Станислава Маркелова как из рога изобилия. Возможно, он сам делал их таковыми. Но это ничего не меняет. Попытаемся проанализировать самые громкие.

 — Дело нижневартовского омоновца Сергея Лапина по прозвищу Кадет. В 2005 году Кадет получает 11 лет за похищение и убийство в Грозном жителя чеченской столицы Зелимхана Мурдалова. Это дело Маркелов «поднял» как раз вместе с Анной Политковской. Представляя отца пропавшего, Маркелов добился возбуждения этого первого уголовного дела против командированных в Чечню милиционеров. И довел его до конца. Сам Лапин сейчас за решеткой, но двое его товарищей до сих пор в розыске. Могли ли они отомстить адвокату? Честно говоря, я слабо представляю, как два нижневартовских милиционера приезжают, преодолев все кордоны, в незнакомую столицу и организуют невиданное по дерзости убийство.

 — Маркелов намеревался представлять в Евросуде интересы бывшего охранника президента Чечни Умара Исраилова, который был убит в Вене 13 января — за шесть дней до гибели адвоката. В 2006 и 2007 годах Исраилов подал в Европейский суд ряд жалоб. В них он описывал, как люди Кадырова похищают в Чечне «неугодных» и пытают их. Как полагают на Западе, именно за эти сведения Исраилова и убили. Странно только: зачем его убивать, если он уже озвучил информацию и довел ее до Страсбурга. 3 февраля американская The New York Times опубликовала развернутое расследование, в котором содержалась значительная часть сообщенного Исраиловым. Я прочитал это расследование. Скажу честно, приходилось читать компромат и посерьезнее. Может быть, у Исраилова были еще какие-то сведения? И он поделился об этом с адвокатом?

 — Дело химкинского журналиста Михаила Бекетова, воевавшего с администрацией этого подмосковного города. В ноябре прошлого года Бекетова жестоко избили. Предположения, что смерть адвоката может быть связана с этим избиением, звучали с самого первого дня. Но вопрос: если не убили журналиста, зачем убивать адвоката? К тому же, по словам Михаила Маркелова, брата Станислава, на момент избиения журналиста Стас уже вышел из этого дела.

Вообще, все, с кем удалось пообщаться, подмечают одну деталь: хоть Станислав Маркелов и влезал в громкие дела, он всегда оставался осторожным и разумным человеком, старался не наживать личных врагов.

«У него даже машины не было»

Не было ли у адвоката Маркелова других, менее резонансных дел? Тех, о которых знали только он и несколько его коллег?

Мы несколько раз обращались в его адвокатскую консультацию, но всякий раз получали отказ: никаких комментариев по просьбе родственников убитого.

Впрочем, абсолютно ясно, что такие дела были. Гонорары от правозащитников невелики, а Станиславу, как главе семьи, нужно было зарабатывать на жизнь. Ольга Трусевич из «Мемориала» припомнила, что при ней Стас обсуждал дело какого-то воронежского предпринимателя, какие-то административные вопросы, связанные с торговыми ларьками… Еще один друг подтвердил, что в начале карьеры Стас вел огромное количество чисто уголовных дел. А в последнее время разрывался между семьей, правозащитной деятельностью и собственно юридической практикой.

Впрочем, не похоже, чтобы среди этих дел были такие, которые приносят большие деньги — главный источник адвокатских проблем.

 — У него никогда не было дел, в которых фигурировали бы большие суммы, — говорит брат Станислава Михаил Маркелов. — Он никогда не влезал в рейдерские операции, у него не было богатых клиентов. Все, что они с женой Галей смогли заработать, — это двухкомнатная квартирка. Да и то с помощью родителей. Он никогда не отдыхал за границей — был один раз в Швеции, да и то на каком-то юридическом симпозиуме. У него не было даже машины, и многие встречи он назначал в метро.

По совокупности

Дело полковника Буданова стоит особняком. Хотя бы потому, что незадолго до смерти адвокату пришла СМС: «Опять влез в дело Буданова??!!! Придурок, не мог найти более спокойный способ самоубийства???»

В прошлом номере мы рассказывали о том, что у Маркелова, по словам его друзей, были документы о том, что Буданов не выплатил компенсацию семье убитой им Эльзы Кунгаевой. В принципе это обстоятельство могло вернуть Буданова за решетку. Чтобы узнать, что это были за документы, мы дозвонились отцу Эльзы Висе Кунгаеву, который живет ныне в Норвегии.

 — Как только стало известно, что Буданова могут выпустить, мы связались со Стасом, — рассказал он «Известиям». — Он попросил меня, мою жену и родственников написать заявления о том, что Буданов перед нами не извинился и компенсации ни он, ни его знакомые или родственники нам не выплатили. Эти документы были у Стаса.

То есть, устранив Станислава Маркелова, проблема не решалась. Виса Кунгаев и его родственники могут снова написать такие же заявления. Да и стоит ли Буданову рисковать из-за полутора лет длительным сроком за убийство?

И все же смерть адвоката может быть связана с делом Буданова. Опосредованно — могли быть служившие в Чечне офицеры, которых личность Маркелова на телеэкранах приводила в ярость. По совокупности его дел… Возможно, роковой пистолет был привезен именно из Чечни. Может, поэтому убийца и ствол не сбросил — чтобы он не вывел на след.

Черный юмор

Еще одна история — отношения Станислава Маркелова с членами неформальной антифашистской организации Антифа.

 — Мне это всегда не нравилось, — сказал «Известиям» брат убитого Михаил, — он не был членом Антифа, но отношения у них были очень тесные. Я доказывал, что эти парни слишком радикальны, что у них такие же средства, как и у скинхедов, только цели противоположные.

Неонацисты были действительно злы на Маркелова. В апреле 2004 года его даже избили в метро, выкрикивая нацистские лозунги. А в 2007 году он в суде представлял интересы матери убитого антифашиста Александра Рюхина. На скамье подсудимых оказались трое видных деятелей движения скинхедов. При активном участии Маркелова подсудимые получили сроки от четырех до шести лет. На интернет-сайтах скинхедов после этого появились сообщения, что адвокат «будет следующим за Гиренко» (Николай Гиренко, эксперт по проблемам национализма, выступавший на многих процессах. В 2004-м он был застрелен на пороге своей квартиры).

 — Для меня аналогия с Гиренко очевидна, — говорит Ольга Трусевич, друг Станислава Маркелова. — Николай был человеком заметным, который давал четкие рецепты борьбы с фашистами. Его убили. Стас тоже был заметен и тоже понимал, что нужно делать. И его тоже убивают.

 — Из разговора со следователем, когда меня допрашивали, я поняла, что они склоняются к версии, что убийство организовали члены какой-то фашистской группировки, — рассказывает директор независимого пресс-центра Наталья Яковлева. — Мне тоже так кажется. И это было не убийство, а казнь.

Друзья вспоминают, что в какой-то момент на нацистских сайтах появилась игра «Убей таджика». На последнем, третьем уровне играющий должен был убить адвоката Маркелова. Об этой игре рассказывал сам Станислав, при этом еще и подшучивал. Может, 19 января кто-то дошел до «третьего уровня»?

«Я знаю, кто писал СМС с угрозами»

Начальник столичного Следственного управления Анатолий Багмет заявил, что у следователей есть две версии: профессиональная деятельность и личная неприязнь. Для друзей это заявление стало шоком. По их мнению, никакой личной неприязни в жизни Стаса Маркелова быть не могло.

В тот же день я разговаривал с братом Станислава Михаилом. Он бывший тележурналист, бывший депутат Госдумы. Я ждал, что он начнет говорить про политическое убийство, про громкие дела и Северный Кавказ. Ничего подобного. Да, Михаил упомянул, что в последнее время брат постепенно переходил в разряд политика. Но в том, что его убийство не имеет отношения к делу того же Буданова, Михаил Маркелов был уверен.

 — Те, кто выкрикивает угрозы, никогда свои обещания не реализуют, — философски заметил он.

 — Но ведь были намеки в СМС? — спросил я.

 — У СМС всегда есть обратный адрес, его легко установить. Неужели человек сначала будет посылать такое, а потом пойдет убивать? Естественно, автора этого сообщения уже установили, я знаю, кто он. И поверьте, никакого отношения к убийству этот человек не имеет.

 — Тогда кто имеет? — не унимался я.

 — Я с самого начала сказал, что не буду делать никаких заявлений, чтобы не мешать следствию, — сказал Михаил Маркелов. — У меня есть версия, и я изложил ее следователю, этого достаточно. Я знаю, что следствие отрабатывает несколько версий, и сейчас самое главное — не навредить. На мой взгляд, в расследовании убийства брата делается максимально возможное. Это факт.

Я вспомнил, как сразу после убийства Михаил Маркелов прятал семью брата. Он наотрез отказывался от комментариев, объясняя это заботой о безопасности Галины и детей. Позже Галина уехала в Белоруссию. По тем же причинам Михаил попросил коллег Станислава по адвокатской коллегии воздержаться от комментариев.

То есть Михаил Маркелов опасался, что смерть брата каким-то образом связана с его семьей. Может быть, под личной неприязнью кроется отношение к Стасу Маркелову неонацистов. А может быть, существовал некий конфликт, о котором знают только самые близкие люди. И получается, версия об убийстве по мотивам личной неприязни — это и есть версия Михаила Маркелова.

На всякий случай я спросил Михаила Маркелова:

 — Сразу после убийства вы изолировали семью Стаса от всех контактов. Вы делали это исходя из вашей версии мотивов убийства?

 — Да, — ответил брат погибшего.

Шампанское на месте убийства

Подводя черту, можно сказать, что из наиболее вероятных можно оставить три версии убийства Станислава Маркелова.

Первая — это месть офицеров, служивших в Чечне. Месть «по совокупности» — и за Буданова, и за поддержку тех, кого они считают боевиками — убийцами их товарищей. Протесты Маркелова по поводу освобождения Буданова — последняя капля, переполнившая чашу их ярости. Вторая версия — месть со стороны неонацистов, давно вынесших Стасу Маркелову свой приговор. В обоих случаях убийство на Пречистенке — публичная казнь.

Третий вариант — конфликт, о котором знают близкие Маркелова.

Но ни одна из версий не противоречит словам, которые я услышал от Фредерики Бейер из организации «Международная амнистия».

 — Когда Стаса только убили, какой-то человек пришел на Пречистенку и открыл бутылку шампанского, — сказала Фредерика. — Я видела это по одному немецкому телеканалу. А потом читала в интернете форумы… Вы не представляете, чего только я там не прочитала про Стаса! Люди открыто радуются от того, что его убили. Я просто в шоке, разве можно так жить!

Возможно, Фредерика преувеличивает. Но правда в ее словах, как мне кажется, есть.

Источник: Власти.нет

  • 44
  • 11.02.2009 14:48

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода