Украина 2009: Партийные расклады

Читати цю новину російською мовою
Украина 2009: Партийные расклады
Жизнь украинского политикума идет по накатанной колее. Президент конфликтует с премьером, оппозиция пытается отставить правительство, а впереди маячат выборы. И пусть они президентские, а не парламентские, большинство партий всерьез готовится к бою.

Жизнь украинского политикума идет по накатанной колее. Президент конфликтует с премьером, оппозиция пытается отставить правительство, а впереди маячат выборы. И пусть они президентские, а не парламентские, большинство партий всерьез готовится к бою.

Партийное дело в Украине «цветет и пахнет». Во всяком случае, такие выводы можно сделать, ознакомившись с объемом списка зарегистрированных Министерством юстиции политических «конструкций». Но, судя по всему, диалектический переход количества (162 «штуки», как-никак) в качество пока не произошел. По-прежнему, «родной» политикум до неприличия интегрирован в бизнес-круги. По-прежнему, предвыборные программы успешных проектов ориентируются не столько на вечные идеологические ценности, сколько на попытки угадать сиюминутные желания избирателей. По-прежнему, для определения «фланга» той или иной политической силы приходится прилагать максимум бесплодных усилий. Если с «правотой и левизной» явных радикалов (а потому – внепарламентских и маргинальных) еще можно разобраться, то большая часть спокойной «середины» представляет собой всерьез «заболоченный» центр, с ситуативными кренами вправо и влево, которые далеко не всегда соответствуют изначально взятому курсу. Тем не менее, украинский политический котел в последнее время активно кипит. И 2009 год обещает быть интересным – особенно для крупных игроков ВРУ-поля. Очередной повод задуматься о роли перманентных выборов в развитии отечественного парламентаризма.

Миноритарная скромность

Проще всего развивать идеи партийного строительства тем политическим силам, которые в Верховной раде уже представлены, но из-за масштабов и персоналий имеют минимальные шансы на победу в президентском загоне. Парламентский статус помогает постоянно держаться на виду, а «скромность запросов» позволяет сосредоточиться на укреплении позиций политической единицы, а не только холить и лелеять лидера. В нынешнем созыве таких сил, на первый взгляд (о втором взгляде, скользящем по НУ-НС-осколкам, ниже), две – Блок Литвина и Партия коммунистов.

Сверхзадача, которая может стоять перед «литвиновцами» после того, как предыдущая – успешная реализация «золотой акции» – была выполнена, — это укрепление парламентских позиций. Ведь маловероятно, что Владимир Литвин всерьез рискнет ввязаться в заведомо проигрышную для него битву за президентское кресло. И время для успешного закрепления в ВРУ есть – похоже, что с досрочными выборами в текущем году все-таки «повезти» не успеет (разве что результатом призрачного консенсуса станет полномасштабная перезагрузка). В принципе, сочетание кризиса и роста разочарования в ключевых политических силах может способствовать приросту популярности как раз таких проектов, как БЛ. Они подчеркнуто нейтральны, старательно демонстрируют на всех фронтах готовность договариваться во имя высочайших интересов и в недостаточной степени интегрированы во власть, чтобы оказаться в ближайшее время похороненными под гнетом такого отягощающего в сложные времена репутацию обстоятельства. Поэтому все, что сейчас требуется от соратников спикера – не давать благодарной публике забыть о том, как много делает для народа самая маленькая фракция. А заодно – и правильно выбрать потенциальных партнеров, помогающих выполнять поставленную задачу в комфортных условиях. В свое время «самому нужному стране» политику понадобился практически год для того, чтобы не без кадровой выгоды пристроить свою фракцию в коалицию. Возможно, именно поэтому ввиду президентских выборов глава Верховной рады осторожничает, не зная, на кого делать ставки. «У меня сегодня один план: по крайней мере к середине 2009 года, чтобы все работали, так как я это вижу, а затем, если у нас люди определятся и будем видеть, что у нас есть человек, который имеет наивысший рейтинг (в президентской гонке, — „Подробности), я возле тех людей готов стать … “, — пояснил свои планы Владимир Михайлович. Позиция на первый взгляд беспроигрышная – ориентация на лидера гонки подтверждает и готовность идти на поводу мнения избирателей, и стремление не оказаться вдруг в стане проигравших. Но, в то же время, медлить в столь деликатном деле нельзя – снова можно оказаться „неразменным пятаком“.

Другие парламентские „миноритарии“ – коммунисты – в большей степени ориентированы на президентские выборы. С одной стороны, укреплять свои позиции как парламентской силы в „межвыборный“ промежуток у КПУ нет необходимости – ее электората (пусть даже неуклонно сокращающегося по демографическим причинам) пока еще с запасом хватает на преодоление проходного барьера. С другой стороны, „красные“ традиционно делегируют Петра Симоненко на выборы по принципу „не догонит, так хоть избирателей мобилизует“. Правда, как раз с позициями верховного верного ленинца в президентском сезоне 2009/2010 могут возникнуть проблемы. Несмотря на то, что все заинтересованные лица отрицают раскол в руководстве партии, обострение отношений между Петром Симоненко и Леонидом Грачом налицо. Не последнюю роль в этом сыграли обстоятельства личной жизни коммунистического лидера, вернее, их влияние на светлый моральный облик партии в целом, а значит – и симпатии избирательных кругов, не слишком приветствующих свободу нравов. В любом случае, минимизировать последствия скандала коммунистам только предстоит. Благо, кризисная „конъюнктура“ и гибкий формат поддержки действий правительства (здесь можем поддержать, но вообще – голосует против, главное, чтобы аккуратно и без последствий) позволяет активное использование „красного“ пиара.

Гвардейцы и партизаны

В отличие от небольших фракций, перед крупными парламентскими игроками задача подготовки к президентским выборам стоит всерьез. Пока четче всего выглядит „программа минимум“ БЮТ – обеспечить своему лидеру достойную поддержку. На сегодня Блок Юлии Тимошенко выглядит достойным исполнителем поставленной задачи – пока это наиболее монолитная фракция из трех крупнейших, способная на слаженные действия в парламенте и обладающая хорошими (в том числе и столь важными в предвыборных реалиях судебными) ресурсами за его стенами. Пожалуй, сильнее всего по „бютовской“ однородности может ударить разве что планируемое переформатирование Кабинета министров. Так, в частности, среди главных кандидатов „на вылет“ называют не лишенных влияния на „кусочки“ фракции Иосифа Винского (которому политологи в последнее время „сватают“ персональный левый проект) и Виктора Пинзеныка. Маловероятно, что изъятие из правительства отдельно взятых министров от отдельно взятых политических сил приведет к расколу блока по образу и подобию НУ-НС-проблем, но все-таки „осадок останется“.

С учетом же сохранения нынешних позиций „бютовцам“ предстоит посвятить себя не только и не столько успешной законодательной работе, сколько трудам во имя победы их руководителя. Подобную задачу трудно назвать простой. Во-первых, „верным гвардейцам“ придется приложить энное количество усилий для минимизации влияния развития кризиса в стране на имидж Юлии Тимошенко, что само по себе непросто. Во-вторых, для того, чтобы экстренные меры были эффективны, они должны быть поддержаны в парламенте. И снова-таки – обеспечить легкое и безболезненное принятие нужных законов в условиях, когда большинство таковым является только на бумаге, затруднительно. Следовательно, перед премьерским блоком стоит серьезное дипломатическое задание. И, наконец, в-третьих, частным случаем все того же дипломатического задания является проведение вымечтанной, в том числе и Юлией Тимошенко, конституционной реформы. Не факт, что отредактировать Основной закон удастся до начала президентской кампании, но маловероятно, что заинтересованные силы заранее откажутся от попыток реализовать любимую идею. Так что, „тимошенковской гвардии“ есть над чем работать.

Хуже обстоят дела в НУ-НС. Раскол во фракции и перманентная „партизанская“ деятельность ее частей друг против друга существенно осложняет не только жизнь парламентского большинства, но и достижение каких-либо стратегических задач. По большому счету, главное, что предстоит сделать в ближайшие месяцы составным частям „Нашей Украины – Народной самообороны“ – это выжить. Остальное – детали.

С оглядкой на президентские выборы (а без нее 2009 год не обойдется) водораздел среди осколков фракции можно провести по линии поддержки/неподдержки Виктора Ющенко. Перед верными „викторианцами“ стоит проблема обеспечения достойной опоры для нынешнего президента. Претендентов на такую роль, как минимум, два. В первую очередь это „Единый центр“. В „плюсах“ у проекта числятся его фактическое существование, минимальная, но хоть такая раскрученность бренда, развитие региональной структуры не без помощи административного ресурса. „Минусы“ же во многом „вытекают“ из плюсов – все тот же админиресурс плюс не лучшая репутация отцов-основателей „ЕЦ“. Второй претендент на президентскую милость – общественное движение (а там, как показывает практика, и до партии недалеко), которое Вячеслав Кириленко планирует создать на основе депутатской группы „За Украину!“. План выглядит дерзким, но не отчаянным. Пример все того же „Единого центра“ показал, что даже из нескольких народных избранников можно слепить какую-никакую, а партию. А дополнительные бонусы „кириленковцев“ – большая, чем у „центровиков“ известность в массах; меньший „градус“ одиозности и почти гарантированная поддержка президента, которому нужно на кого-то рассчитывать в свете не слишком блестящих перспектив дальнейшего развития проекта «Народный союз „Наша Украина“. В то же время основной проблемой Вячеслава Кириленко и Ко станет даже не малый запас времени, а конкуренция внутри предполагаемой электоральной ниши.

Если президентскому пулу в НУ-НС хотя бы есть, вокруг чего объединять усилия, то недавним „протимошенковским“ „партизанам“ придется еще сложнее. До президентских выборов каждой политединице предстоит решить, „чьих“ она будет, а до следующих парламентских – каким составом и образом ввязываться в драку. В ближайшее время наблюдать за экс-„нунсовцами“ будет интересно: каждая из групп будет вынуждена активно нащупывать комфортное для себя место в политикуме. Затрудняет ситуацию то, что объединение в единый блок произошло все же не только из-за желания небольших партий „хоть тушкой, хоть чучелком“ попасть в парламент, но и  в силу определенного идеологического (насколько это вообще возможно в украинских реалиях) сходства. И теперь каждой партии предстоит заняться выдумыванием персонального „уникального торгового предложения“ в условиях, когда бывшие соратники становятся непосредственными соперниками, да еще и внепарламентский „молодняк“ напирает. Хотя, всегда можно обойтись малой кровью – влиться либо в БЮТ, либо в пока еще аморфный президентский проект.

Не все спокойно в Донецком королевстве

Нечто среднее между заданиями БЮТ и остатков НУ-НС стоит перед Партией регионов. По самому большому счету, сейчас ПР должна быть ориентирована на одно – успешно загрузить Виктора Януковича в президентское кресло. Казалось бы, задача стоит не слишком сложная: во-первых, рейтинг бывшего соперника Виктора Ющенко все еще вполне обнадеживающе выглядит, во-вторых, партия с 2004 года четко ориентирована на всецелую поддержку лидера, стало быть – привыкать не приходится. Вот только для единого порыва у „регионалов“ не хватает сущей „мелочи“ – самого единства.

Начало конца Партии регионов „доброжелатели“ поспешили назначить на сентябрь прошлого года, когда сначала из стройных рядов была изгнана Раиса Богатырева, а затем их изготовился оставить Тарас Чорновил. Тогда локального политического апокалипсиса не случилось, но задел на будущее был уже сделан. И в начале 2009 года бомба замедленного действия громыхнула – в „региональном“ стане скандал следует за скандалом.

Одна из основных причин активного образования трещин в партийном монолите тянется со времен попыток разных крыльев ПР сориентироваться в каком-либо „экзотичном“ направлении – то „широкую“ коалицию с участием президентской фракции образовать, то безымянную с „бютовцами“. В итоге бойцы Януковича остались в гордом оппозиционном одиночестве, плохо скрашиваемом присутствием коммунистов, но следы раскола никуда не делись. И с середины января этими „следами“ размахивают все, кому не лень.

Началось „веселье“ с обвинений по поводу „московских“ договренностей Юлии Тимошенко. Критиковать их было приоритетной партийной задачей, но „газовое лобби“ ПР (группа Левочкина-Бойко), похоже, перестаралось, поскольку спровоцировало резкую реакцию Нестора Шуфрича. Затем во главу угла стала проблема экстренной отставки правительства, идею о которой изначально поддерживали, мягко говоря, не все „регионалы“ – не столько в силу повышенного „юлелюбия“, сколько из-за адекватного представления о труднореализуемости подобного плана. В итоге заседание фракции от 4 февраля превратилось в скандал, в ходе которого Сергей Левочкин, Андрей Клюев и Борис Колесников пытались разобраться, чей подход партии вредит больше. К консенсусу, судя по всему, не пришли, поскольку после провального голосования конфликт продолжил набирать обороты. Инициативу по экстренной отставке Кабмина молва приписала группе Левочкина-Бойко (по понятной причине „обиды“ газовой подфракции ПР). Сам же Сергей Владимирович переадресовал ответственность за неперспективный проект загадочным „анонимам“, „готовых сдать партию под БЮТ“. Неизвестно, кто подразумевался, но отреагировал на обвинение Нестор Шуфрич. „Если кто-то думает, что Левочкин своими заявлениями выносит сор из избы, то все гораздо проще: на самом деле в большом, крепком и светлом доме, называемом Партией регионов, мусором является сам господин Левочкин“, — определил статус коллеги экс-социал-демократ (объединенный). На этой метафорической ноте спор не остановился, но теперь участники конфликта ждут выводов Виктора Януковича и Рината Ахметова. Позицию самого богатого человека Украины можно спрогнозировать: Борис Колесников придерживается мнения, что Юрий Бойко (один из ближайших соратников Левочкина) – человек в партии определенно лишний. Сам же Виктор Федорович, что интересно, упорно отмалчивается. Кандидата на высокий пост можно понять: когда впереди президентские выборы, не до внутрипартийных разборок. Но все-таки запускать ситуацию не стоит – существует некоторый риск того, что ПР, которую сейчас во многом объединяет мечта „трудоустроить“ лидера, не „доживет“ до гипотетической победы.

Безусловно, деятельностью фракций Верховной рады, которые готовы развить бурную активность ввиду президентских выборов „партийный процесс“ в Украине не ограничивается. В затылок парламентариям „дышат“ нынешние аутсайдеры: как „вылетевшие“ из гостеприимного здания под куполом, так еще туда не попадавшие. Так, политологи в последние месяцы поговаривают о том, что на кризисном фоне могут выгодно смотреться либо левые проекты, либо кардинально „свежие“. В силу это, похоже, начали напоминать о себе социалисты, то прогнозирующие скорейшее проведение досрочных выборов, то обещающих всеукраинскую акцию протеста. СПУ действительно имеет смысл ковать железо, пока горячо: во-первых, „рынок“ способствует, во-вторых, появился шанс отхватить „кусок“ традиционно левого электорального пирога у главных соперников – уж очень может этому поспособствовать „аморалка“ а ля Петр Симоненко. С равным успехом воспользоваться случаем пытается и „младая поросль“, берущая на вооружение лозунг „нужно жить по-новому“. Во всяком случае ВО „Свобода“ всерьез воспринимает досрочные выборы в Тернопольский облсовет, а Арсений Яценюк, констатируя, что на создание партии нужно лет, эдак, пять, готов выполнить эту „сверхзадачу“ за год – ситуация требует. Так что, партийное дело в Украине действительно во многом „цветет и пахнет“. Обстоятельства способствуют.

Источник: Подробности

  • 26
  • 12.02.2009 12:49

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода