«Список Медведева»: смена элит по-китайски

Читати цю новину російською мовою
«Список Медведева»: смена элит по-китайски
Дмитрий Медведев создает кадровый резерв для России. Однако, по словам президента, попадание в «список Медведева» означает не гарантию по продвижению по службе, а скорее общую оценку специалиста.

Дмитрий Медведев создает кадровый резерв для России. Однако, по словам президента, попадание в «список Медведева» означает не гарантию по продвижению по службе, а скорее общую оценку специалиста. «Первая сотня» из «медведевского призыва» уже опубликована на сайте президента. Отбирали счастливчиков (в возрасте от 25 до 50 лет) 172 эксперта из числа представителей федеральных и региональных органов власти, руководителей бизнеса, общественных организаций, духовенства (разных конфессий) и всех парламентских партий. Хотя в России и говорят об оригинальности этой системы, она отчасти напоминает и советскую номенклатурную схему отбора кадров, а в большей степени – китайскую модель смены правящих поколений. О том, насколько схожа появившаяся в России система кадрового резерва с существующей в Китае схемой подготовки кадров и в чем ее минусы и плюсы «Росбалту» рассказал член-корреспондент РАН Василий Михеев.


 — С чем, на ваш взгляд, может быть связано решение Дмитрия Медведева перейти именно к такой схеме поиска кадров?

 — Медведев сейчас пытается частично исправить те перекосы, которые в последнее время сложились в российской политической системе. В условиях кризиса стала очевидно, что только за счет прокремлевской партии «Единая Россия» нельзя предотвратить возможные социальные и политические изменения, если ситуация будет ухудшаться. Здесь необходим политический консенсус, и власть его пока пытается найти в рамках все той же самой контролируемой демократии. Идея проста: чтобы оппозиция была не против власти, а оппозиция была конструктивной и подконтрольной власти, — тем самым обеспечивается политическая стабильность.

 — А есть ли сходство у этой системы с той, которая существует сегодня в Китае и которая предполагает обязательную смену руководства страны и Компартии через определенные промежутки времени?  

 — Если исходить из такого понимания, то китайская система имеет и сходство, и отличия при сравнении с российской. В чем сходство: оно уже в том, что в Китае тоже формально существует восемь политических партий, однако на деле они все подконтрольны КПК. То есть в Китае на деле существует та же самая концепция: расширение демократии, но расширение низовой демократии, расширение внутрипартийной демократии, но все это под руководством той же самой Компартии Китая. То есть формирование той же самой конструктивной оппозиции внутри Компартии, чтобы потенциал этой оппозиции мог быть использован руководством для нахождения оптимальных решений. Диалог с оппозицией вне политического поля КПК пока не ведется. В этом есть определенное сходство.

Можно найти и еще одно сходство, которое связано с особенностью функционирования системы КПК. Речь идет о подготовке резервов, кадров. Как в советское время у нас был Комсомол и так далее. Правда, в Китае, в сравнении с российской системой кадрового резерва, это больше связанно именно с историей Компартии Китая.

 — В чем, по-вашему, плюсы и минусы такой системы замещения руководящих должностей?

 — Ее минус очевиден: только люди, которые находятся внутри сферы влияния Компартии, получают доступ наверх, а часть интеллектуального потенциала остается вне процесса. Но очевиден и плюс: случайные люди не могут придти во власть. В этом сходство китайской системы с американской: там эту функцию выполняет система демократических выборов: низшей ступени, внутрипартийных и общегосударственных, так что наверх не может попасть случайный лидер, пришедший из ниоткуда.

В Китае вопрос смены высшей власти был актуален 6 лет назад, когда проходил 16-й съезд Компартии. Тогда руководящая группа во главе с Цзян Цзэминем уже была на своих постах два партийных срока. И накануне съезда многие выступали за то, чтобы оставить Цзян Цзэминя еще на один срок. Другие силы понимали, что только в обновлении верховной власти – источник развития страны.

И здесь сыграл роль авторитет Дэн Сяопина, давно отошедшего от власти. Тот факт, что он в свое время сказал, что Цзян Цзэминь будет два срока, а после него будет Ху Цзиньтао. Он уже тогда назвал будущего лидера! Вот это помогло китайскому руководству избежать ловушки, чтобы бесконечно не продлевать сроки правления одного конкретного лица. В этом смысле китайская система сделала шаг на пути демократизации. И сейчас, на последнем съезде в конце 2007 года, уже были названы новые потенциальные руководители, как они говорят, «руководители пятого поколения». Те, кто придет на смену Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао. И на следующем съезде — уже в 2012 году — эта смена власти тоже произойдет. Я спрашивал китайцев: «На 100% она произойдет?» «На 99,99%», — отвечали они.

То есть элемент смены власти уже заложен. Для Китая это новый элемент, сформировался он с конца 2002 – в начале 2003 года, когда «третье поколение» Цзян Цзэминя все-таки вынуждено было отказаться от идеи продления своего пребывания у власти. В этом я нахожу движение по пути к созданию действительно демократического общества в Китае.

 — А насколько серьезную роль эта системы смены поколений правящих элит играет в политической и экономической жизни Китая?

 — Вы подняли важный вопрос, у нас почему-то в политике это обычно обходят. Жизнь общества состоит из того, что формируются определенные группы интересов, бизнес-элиты, политические элиты. Естественно, какие-то бизнес-элиты находятся ближе к власти в какой-то момент, — одни в более привилегированном положении, другие – в менее привилегированном, — и очень важно, чтобы конкуренция этих элит не превращалась в уличные шествия, в кровопролитие, не приводила к политическим кризисам. А это возможно, только если между ними будет достигнут компромисс. А компромисс – это и есть понятная всем процедура смены правящих элит. В понятной всем процедуре смены правящих элит лежит главный фактор стабильности любого общества.

В тех же США это республиканцы или демократы. Говорят, что разница маленькая, но, тем не менее, элиты меняются. И они знают, что через 4 года новые выборы, новая возможность. То есть я не пойду на улицу, я не возьмусь за пистолет, чтобы придти к власти, я буду использовать эту возможность. Это очень важно.

Китайцам потребовалось много времени, чтобы это понять, и сейчас они к этому пришли. Но пока у них это ограничено Компартией Китая, то есть смена происходит внутри КПК. Шаг сделан в направлении демократии, но это только один шаг. Им предстоит добиваться консенсуса в будущем не только внутри КПК. Но и в будущем, по мере того как будут формироваться на основе экономического роста и информационной революции новые политические силы, им предстоит вовлекать в этот консенсус слои, лежащие вне непосредственной сферы влияния Компартии Китая. Кстати, китайцы это понимают, но считают, что всему свое время. И здесь с ними можно согласиться, учитывая, что около 600 млн их населения остаются слабо образованными крестьянами.

 — Почему же в России пока только складывается понимание важности смены политических поколений?

 — Я тоже не понимаю. Такое впечатление, что человек сел в кресло и только смерть его может из этого кресла вытащить. Это какой-то неправильный подход. Это напоминает брежневский застой. Если б даже тогда у нас действовал принцип: два срока и уход, то шансов спасти ту систему не было, но можно было осуществить ее более «мягкую» посадку.

Для того чтобы приблизить к реальной китайской жизни ту схему, о которой я говорил, я приведу просто один пример. В Китае, как и в России и во всем мире, есть разные школы. Есть и привилегированные школы. Про одну из таких школ мне рассказывали. Уже с первого класса два раза в год дети, а не учителя, выбирают старосту класса. Каждому кандидату дается одна минута на выступление, чтобы объяснить, почему он хочет стать старостой. Он дома думает, выступает, и потом детки голосуют.

Через маму я разговаривал с дочкой, которая на протяжении пяти лет неизменно побеждала на этих выборах. И она мне рассказала, что последний раз, в конце прошлого года, в классе уже сформировались три конкурирующие группировки. И каким образом она победила? Она заключила союз с одной группировкой, чтобы на выборах победить другую группировку. Вот эти уроки, которые учат людей жить в условиях постоянного выбора, закладывают уже снизу, не сверху, через КПК, основу для формирования демократической системы в Китае.

Источник: Росбалт

  • 102
  • 21.02.2009 00:25

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода