Украина. Акробаты от политики

Читати цю новину російською мовою
Украина. Акробаты от политики
Отставка Владимира Огрызко 3 марта произвела если и не фурор, то сильное впечатление. Накал страстей обеспечила поддержка оппозиционеров «бютовцами». Но через несколько дней гвардия Тимошенко снова удивила, поддержав назначение Валентина Налив

Непредсказуемым поведением, как целых парламентских фракций, так и отдельных их представителей, в Украине трудно кого-либо впечатлить. Когда речь заходит об острой необходимости (часто связанной с исключительно ситуативной выгодой, несколько реже – с тяжеловесными стратегическими планами) забываются и официальные расклады, вроде формально существующей коалиции, и даже некоторые «подковерные» договоренности. Но даже с учетом традиционности подобного поведения время от времени народным избранникам удается изумить даже закаленную публику. В первую неделю весны лавры производителей сенсации заслуженно достались фракции БЮТ.

На том, как благодаря 49 «демократическим» голосам «тимошенковцев» получилось отправить в отставку министра иностранных дел, «Подобности» уже останавливались. Третье марта запомнится надолго: и результатом голосования, и растерянностью свежеотставленного главы МИД, и сдержанным недовольством президента, и подробным пояснением премьер-министра касательно того, почему Владимир Огрызко «заслужил» такую незавидную участь. К числу занятных моментов можно еще отнести и аттракцион неслыханной щедрости следующего дня. Напомним, 4 марта «бютовцы» заявили, что они готовы вернуть экс-министру его кресло, но только в том случае, если он покается и извинится «перед правительством и премьер-министром за действия, которые нанесли ущерб репутации правительства и репутации Украины».

Степень скандальности «измены коалиции» (особый оттенок которой придало «бартерное» голосование за отмену досрочных выборов в Тернопольский облсовет) практически сразу же померкла на фоне битвы «Альфы» и депутатов от БЮТ за «Нафтогаз». Боевые действия по привычке сразу же были восприняты как новый виток затяжного обострения отношений между Банковой и Грушевского, тем более что президент действия Службы безопасности Украины поддержал полностью. На фоне этих событий очередное представление главы государства Валентина Наливайченко на пост главы СБУ выглядело как акт образцово-показательного оптимизма, особенно в свете того, что накануне первое чтение прошел законопроект, имеющий в виду право депутатов самостоятельно назначать исполняющего обязанности главы Службы.

Изначально события 6 марта не обещали сюрпризов. Депутаты были настроены неприветливо, заслушивать отчет исполняющего обязанности не захотели, более того – поддержали запрос на имя президента по поводу незаконности ареста «энерготаможенника» Тараса Шепитько, предполагающий дальнейшее увольнение первых замов главы СБУ: и Валентина Наливайченко, и Валерия Хорошковского. Как и ожидалось, активнее всего за отправку запроса «бютовца» Валерия Писаренко голосовали его коллеги по фракции. Поэтому, после того, как постановление о назначении Наливайченко на должность, которую он более двух лет занимал в качестве «и.о.», было принято, «тимошенковцам» в очередной раз удалось удивить. Сто сорок девять «за», четыре «против» – парламентские бойцы Юлии Тимошенко сделали Банковой не самый ожидаемый подарок.

Назначение Наливайченко вызвало не меньшее, а, возможно, и большее количество толков, чем отставка Огрызко. Базовая версия оппозиции – представители БЮТ, таким образом, то ли ожидают поддержки в реализации каких-либо коррупционных схем при помощи «нового старого» руководства» СБУ, то ли „покупают“ спокойствие своему лидеру ввиду открывшихся в результате расследования по „газовым“ договоренностям премьера обстоятельств. Базовая версия коалиции – поддержание „боевого духа“ большинства и выполнение „совокупных“ обязательств. Но, как и сам факт неожиданной смены решения, так и практически мгновенная готовность „отыграть назад“ предсказуемо привлекают внимание к голосованию от 6 марта.

Скорость, с которой „бютовец“ Андрей Портнов сообщил о готовности уволить Валентина Наливайченко, потому что „решение фракции о поддержке этого человека мы считаем ошибочным“, а вернее – масштабы торжества демократии в отдельно взятой (причем, еще совсем недавно – „монолитно-авторитарной“) фракции первым делом заставляют усомниться в пресловутой целостности БЮТ. Как и в случае с голосованием за отставку главы МИД, мнение части „тимошенковского“ лагеря (а, если быть точными, — так называемой „группы Портнова“) идет вразрез с официальной „генеральной линией“, воплощенной в заявлениях главы фракции Ивана Кириленко. С одной стороны, то, что теперь уже БЮТ, вдогонку за НУ-НС и Партией регионов, начал подвергаться неминуемому в преддверии выборов процессу „пуска трещин“, несомненно.

Пусть даже внешне в парламентском филиале Блока Юлии Тимошенко до упора сохранялась видимость „тиши да глади“ (как, например, в случае с „самоотводом“ Виктора Пинзеныка, который максимально сдержанно комментировали его соратники по ПРП). Как бы то ни было, вопрос глубины раскола пока стоит неостро – до масштабов внутренних метаний „нунсовцев“, „тимошенковцам“ еще очень далеко. Направленность действий „раскольников“ тоже выглядит довольно предсказуемо: и в первом, и во втором случаях „отличились“ сторонники „мира, дружбы, жвачки“ с фракцией ПР. А вот то, насколько деятельность „бютовских“ нонконформистов санкционируется главой правительства, вызывает закономерный интерес.

Несмотря на то, что после памятного увольнения министра иностранных дел Андрей Портнов заверял, что Юлия Владимировна была против, поверить в то, что премьер-министр действительно не контролирует практически треть собственной фракции трудно. Как трудно предположить и то, что после отставки Владимира Огрызко поддержка кандидатуры Валентина Наливайченко могла быть актом высокой коалиционной сознательности и только. „Нунсовец“ Юрий Кармазин уже успел озвучить предсказуемую и, в то же время, правдоподобную версию сговорчивости „бютовцев“ – потенциальная альтернатива кандидатуре Наливайченко устраивала Юлию Тимошенко и ее соратников еще меньше. „У меня точно была информация, что в президентском секретариате готовился указ о назначении исполняющим обязанности главы СБУ Валерия Хорошковского“, — поделился знаниями народный избранник. После недавнего „бития горшков“ главы правительства с экс-главой таможни и торжественным его „переездом“ в лагерь противников „газовой“ политики премьера, предположить вероятность воплощения сценария „меньшего зла“ нетрудно.

Тем более что это „меньшее зло“ на первые несколько взглядов чудесно вписывается в концепцию коалиционного блага и, к тому же, может послужить иллюстрацией готовности „бютовцев“ идти навстречу президентским желаниям. Правда, критический взгляд Андрея Портнова и группы его поддержки несколько портит благостность общей картинки. Но и подобную позицию можно понять. С одной стороны, всего несколько дней назад „бютовцы“ мужественно „сражались“ со спецназом СБУ во имя газовых интересов Родины и политических – премьер-министра. С другой – готовность исправить „если что“ может быть адресована возмутившейся оппозиции. В любом случае, „бютовцам“ приходится нелегко: одновременное угождение интересам „и наших, и ваших“ не самое простое занятие.

До недавних пор главными исполнителями „шпагата“ в украинском парламенте заслуженно считали себя представители Партии регионов, одна часть которой тянулась к премьеру, другая – к президенту, а третья пыталась „честно“ усидеть в полноценной оппозиции. Теперь же у „регионалов“ появились достойные конкуренты. Акробатика от БЮТ после приснопамятных голосований в сентябре-октябре 2008 года, пожалуй, вряд ли когда-нибудь превратится в по-настоящему сенсационную новость. Но все-таки масштабы гибкости второй по величине парламентской фракции, а главное – подход, смутно похожий на „не ведает правая рука, что делает левая“, — заслуживают внимания. Благодаря способности быстро менять решения и запасу депутатских голосов в последнее время БЮТ превращается в ведущую политическую силу. Но не столько в силу реального могущества, сколько благодаря „разнонаправленным“ интересам. Вернее, главных интересов два: сохранить позиции Юлии Тимошенко у власти сейчас и уберечь ее рейтинг ввиду „потом“.

А вот, как показала практика первой весенней недели, пути обеспечения этих интересов могут существенно разниться, как и возможные „попутчики“. Поэтому не исключено, что в ближайшее время скорости обращения второй по величине фракции вокруг своей оси может завидовать даже опытный флюгер. Балансировать между видимостью приличий а ля „коалиционное согласие“, „отягощенное“ войной между Банковой и Грушевского (то же „газовое“ противостояние, например, перешло на следующую стадию), и перспективой более эффективного, но крайне неприятного для избирателей союза с Партией регионов непросто. Конечно же, оснований не доверять эквилибристическим способностям Юлии Тимошенко и ее окружения нет. Но политический шпагат тем и опасен, что с трудом достигнутое подобие внутреннего равновесия очень легко может пострадать от внешнего воздействия. А желающих „опрокинуть“ премьерскую силу перед президентскими выборами более чем достаточно.

Источник: Подробности

  • 33
  • 10.03.2009 19:07

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода