Тюльпановое проклятье Бакиева. Киргизия движется к выборам президента

Читати цю новину російською мовою
Тюльпановое проклятье Бакиева. Киргизия движется к выборам президента
Киргизия движется к выборам президента. Курманбек Бакиев в растерянности – нынешняя предвыборная ситуация разительно отличается от той, когда он, после захвата власти, заключил дружественный пакт с ярким оппозиционером Феликсом Куловым и мог не опасаться

Тюльпановое проклятье Бакиева

Киргизия движется к выборам президента. Курманбек Бакиев в растерянности – нынешняя предвыборная ситуация разительно отличается от той, когда он, после захвата власти, заключил дружественный пакт с ярким оппозиционером Феликсом Куловым и мог не опасаться за итоги голосования.

События в районе значимой даты всегда лучше запоминаются, а потому любой праздник – хороший повод сравнить ситуацию с тем, что было год или два назад. В Киргизии для этой цели удачно подходит конец марта: сначала – Навруз, потом – День народной революции, 24 марта. Вот уже второй год подряд это — общенациональный выходной. Отмечались события четырехлетней давности. Их окрестили «тюльпановой революцией» по аналогии с грузинской «революцией роз». Оппозиционеры вынудили постсоветского президента Аскара Акаева уйти в отставку и удалиться в изгнание. Формально в истории Киргизии началась новая эра. Фактически изменилось немного.

Положение не улучшилось. Стабильности нет. Борьба за власть не утихла. Март в Киргизии – повод напомнить властям о существовании народа «Революция» стала неизлечимой родовой болезнью нового режима. Каждый год, когда он празднует свой день рождения, недуг дает о себе знать: те оппозиционеры, для которых революция еще продолжается, устраивают массовые акции протеста. Оппозиция – по-прежнему разнородная сила. Как и при Акаеве, она активизируется весной и осенью. Киргизский случай уникален именно тем, что после мартовских событий 2004 года страна осталась примерно той же, что была до них.

Это плохо увязывается с термином «революция», предполагающим переход на принципиально новый этап в результате резкой ломки, а не постепенных изменений (эволюции). Сменился глава государства. Конституция за первые 2,5 года президентства Курманбека Бакиева была исправлена трижды. Но это не обновило страну. Эка невидаль – при Аскаре Акаеве конституцию тоже меняли ровно три раза.

Грузия при Саакашвили и Украина при Ющенко – совсем не те страны, что были при Шеварднадзе или Кучме. Сильнее всего это, конечно, заметно во внешней политике. Когда произошла «тюльпановая революция», на Западе воодушевились, решив, что имеют дело с явлением того же рода, что наблюдались в Тбилиси и Киеве. Внешние проявления и правда были похожи: оппозиция объявляет результаты выборов сфальсифицированными, выводит народ на улицы, и начинается «стояние на майдане».

Но Европа и США довольно быстро сообразили, что ничего особенного не произошло: один клан сменился другим – вовсе не более демократическим или прозападным. Просто другим. Поскольку Москва поддерживала режим Акаева, революционеры позволяли Западу возлагать на себя определенные надежды. Когда же оказалось, что и с Бакиевым Россия работать не откажется, мнение Запада стало Бишкеку не так важно. К четвертой годовщине революции оказалось, что Бакиев – еще более пророссийский лидер, чем Акаев.

Из столичного аэропорта выдворена американская авиабаза «Манас». Год назад конец марта запомнился загадочным исчезновением Бакиева. Президент отсутствовал на празднике Навруз и затем – на Дне народной революции. Он даже не поздравил граждан с этими праздниками посредствам видеообращения, ограничившись письменной формой. Поползли слухи о его возможном недомогании и чуть ли не о смерти. В итоге Бакиев вернулся в страну 29 марта. Он не зря выбрал эту дату – оппозиция как раз собиралась устроить грандиозный сход.

Акцию пришлось перенести (потому что все внимание было гарантировано президенту), и в итоге она прошла довольно скромно. Дата президентских выборов даст Бакиеву дополнительное очко В конце этого марта Бакиев – на месте, и поздравляет народ со всеми праздниками. К нынешнему Дню народной революции он опять оказался перед выбором значимой даты, на сей раз – президентских выборов. Бакиев и сам не знал, по какому основному закону они должны пройти. По дореволюционной конституции 2003 года их следовало провести до 25 октября 2009.

По конституции 2007 года, удлинившей президентский срок до 5 лет, выборы должны были бы пройти лишь в 2010 году. Президент дал понять, что он пойдет на второй срок, и лично ему неважно, годом раньше или годом позже. От киргизской оппозиции стоило ожидать, что какое бы решение ни приняли Конституционный суд и парламент, она найдет повод для критики. Если бы Бакиев остался еще на год, его обвинили бы во властолюбии и том, что он поменял конституцию под себя. Когда же суд решил, что выборы пройдут по старой конституции – уже 23 июля – оппозиция заявила, что все это делается ради того, чтобы она не успела подготовиться к выборам.

Остается 4 месяца. Этого вполне достаточно для подготовки, особенно если оппозиция определится с единым кандидатом. Есть, однако, две причины, по которым ранние выборы в июле выгодны действующему президенту. Июль – это как раз посредине между весной и осенью, то есть самое спокойное в стране время. Кроме того, в 2010 году Киргизия, возможно, сильнее, чем сейчас, ощутит экономический кризис.

Доходы работающих в России трудовых мигрантов уже начали снижаться, как и доходы самих россиян. Если оставшиеся без работы киргизы начнут массово возвращаться домой, предвыборная конъюнктура изменится не в пользу Бакиева. До выборов ему осталось лишь пережить акции протеста, заявленные на эту весну. Киргизия – единственная среднеазиатская страна, где народ и оппозиция уверены: если очень постараться, режим можно сменить. Ровно 4 года назад они убедились в этом, благодаря Бакиеву. То, что принесло ему власть, сделалось его проклятием.

Василий Линдин

Источник — Балтийское информационное агентств

Источник: Власти.нет

  • 27
  • 31.03.2009 08:37

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода