Украина. Все на выборы?

Читати цю новину російською мовою
Украина. Все на выборы?
После Конституции имени Виктора Ющенко политикум взбужоражил еще один вопрос: досрочные выборы. Сначала речь зашла о парламентских и так, чтоб с открытыми списками.Затем — о президентских, и не позже 25 октября.

После Конституции имени Виктора Ющенко политикум взбужоражил еще один вопрос: досрочные выборы. Сначала речь зашла о парламентских и так, чтоб с открытыми списками.Затем — о президентских, и не позже 25 октября. А потом и сам глава государства сообщил, что он совсем не против «совместить» оба забега.

Война форматов

Назойливостью, с которой просторы украинского политикума бороздит призрак выборов – очередных, досрочных, президентских, парламентских – уже трудно кого-либо удивить. Степень привычности этого явления напрямую зависит от специфики ситуации. Во-первых, уже много месяцев (а в случае отдельных политических сил — и не один год) страна морально готовится к президентской кампании, которая, как водится, стартует преждевременно. Во-вторых, провалившаяся осенью 2008 года инициатива президентского лагеря по проведению «очередных внеочередных» оставила после себя эффект «фантомных болей». И нет, вроде бы, срочных оснований для роспуска парламента, а все равно души народных избранников не успокаиваются. Впрочем, с недавних пор некоторые поводы для беспокойства все-таки появились.

Очередной виток развития темы перезагрузки Верховной рады сначала обеспечили совместные усилия президентского лагеря и парламентариев, подверженных «паническим настроениям». Поначалу на Банковой просто намекали на то, что работоспособность нынешней «миноритарной» коалиции может спровоцировать адекватную реакцию. Но с недавних пор поклонники идеи обрели второе дыхание. Так, 2 апреля заместитель главы Секретариата президента Игорь Пукшин заявил, что основания для проведения внеочередных выборов в парламент «тянутся» еще с июня 2008 года (возможно, имея в виду потерю еще предыдущим форматом большинства двух «бойцов» – Юрия Бута и Игоря Рыбакова). Правда, вероятность того, что дела давно минувших дней (и ушедшей в историю коалиции – что более важно) будут приняты во внимание, крайне низка. Тем не менее, аргументы на Банковой были заготовлены заранее.

По большому счету, на сегодня нет оснований для экстренного прекращения парламентских полномочий. Но при необходимости их можно создать. Во-первых, предметом давних споров является степень легитимности большинства, в которое, по факту, входит менее 226 депутатов. Правда, перспективность подобного направления деятельности несколько корректируется Основным законом: согласно Конституции, коалицию формируют фракции, покидают ее «стройные» ряды также фракциями, а значит, пространство для индивидуальных маневров отдельных депутатов или же депутатских групп существенно ограничено. Второй вариант, который, похоже, рассматривается на Банковой всерьез, – лишить страну парламента на «правительственных» основаниях. Второго апреля Конституционный суд Украины завершил устные слушания по поводу рассмотрения одной из президентских просьб. Суть оной – разъяснить, обязана ли новая коалиция (а не просто – право имеет) непременно сформировать новое правительство, отправив президенту на утверждение кандидатуру премьер-министра. Как известно, в декабре 2008 года подобное предложение сделано не было. И теперь, если КСУ поддержит точку зрения главы государства, окажется, что большинство на протяжении двух месяцев (срок, отведенный Конституцией) не сформировало правительство. Звучит сомнительно – ведь Кабмин в отставку не уходил, да и не обязан, но все может быть… Следовательно, причина для роспуска парламента – налицо. Если же юристы окажутся не на стороне точки зрения Банковой, всегда можно попытаться воплотить в жизнь третий сценарий – на протяжении одной сессии обеспечить 30-дневную неработоспособность парламента. Во всяком случае, подобный коварный замысел за «свежайшей» блокадой Партией регионов уже успела заподозрить Юлия Тимошенко. А «регионалы» ухитряются одновременно и сговор с СП отрицать, и требовать от президента подписания пресловутого указа о роспуске.

Доподлинно неизвестно, решится ли Банковая на проведение «очередных внеочередных», но противники парламентской кампании уже принимают контрмеры. Поскольку мораторий на прекращение работы Верховной рады наступает за шесть месяцев до дня выборов президента, на кону стоят считанные месяцы. В БЮТ утверждают, что уже существует указ о роспуске парламента, который вступит в действие 7 апреля. Поскольку на досрочную парламентскую кампанию отводится 2 месяца – то и выборы «должны» состояться 7 июня. Впрочем, у президентского лагеря есть и небольшая фора на судебные издержки – если брать в качестве точки отсчета любимую Банковой дату 17 января, то последний шанс переизбрать парламент датируется 12 июля. Запас времени есть, но с ним уже «работают».

«Наш ответ Чемберлену», который оказался неприятной первоапрельской «не-шуткой» для главы государства, принял форму парламентского постановления, назначившего выборы президента на 25 октября. Основания приблизительно так же просты и элегантны, как в случае с упомянутым выше обращением гаранта в Конституционный суд. Согласно нынешней редакции Основного закона президентские выборы назначаются на последнее воскресенье последнего месяца действия пятилетних полномочий главы государства. На Банковой, как известно, посчитали от инаугурации и сошлись на 17 января. Но, как уточняет инициатор депутатского решения «самооборонец» Геннадий Москаль, на момент принесения Виктором Ющенко присяги действовала еще старая Конституция с ее знакомым всем «последним воскресеньем октября». Да здравствует очередной юридический тупик. И, хотя Виктор Ющенко уже готов обращаться в Конституционный суд, и ЦИК, и Минюст к инициативе парламентариев отнеслись спокойно. В таком случае, запрет на роспуск Рады начинает действовать уже с 25 апреля.

Помимо основных боев этой войны форматов — ударить по досрочным парламентским смещенными президентскими – возможна еще масса вариантов. Например, депутаты могут вдруг утвердить редакцию Конституции, разрекламированную Виктором Ющенко в тексте ежегодного послания парламенту. Там четко указывается 17 января как дата президентских выборов, и уточняется, что следующие парламентские должны пройти не позже, чем в шестимесячный срок с момента вступления в действие новой версии Основного закона. При определенной оперативности можно было бы постараться и уложиться «впритык», но – маловероятно. С другой стороны, хватает вариантов «прорухи» на сроки выборов главы государства. Представители разных политических сил нет-нет, а предложат Виктору Ющенко сложит полномочия досрочно – или мирным путем (он же – бартер на досрочные парламентские), или через импичмент. Но в силу многих причин, непоследняя среди которых таланты украинских политиков договариваться, вероятнее всего «досрочность» коснется разве что парламентской кампании (хотя сам Виктор Ющенко, по его словам, не против «дубля»), да и то – не факт. Юридические обоснования подобных шансов еще впереди, но политическая воля к реанимации идеи или недовольство ею уже заметны невооруженным глазом.

Кто выборы заказывал?

Еще неизвестно, станут ли досрочные выборы народных депутатов реальностью, но круг заинтересованных в них лиц наметился уже давно: в основном – во «внепарламентской» среде, но и в стенах Верховной рады у идеи, судя по заявлениям представителей Партии регионов, появились свои поклонники.

Главным инициатором перезагрузки законодательного органа по-прежнему является Банковая. С одной стороны, президента греет шанс хоть таким образом отправить в отставку Юлию Тимошенко и скрасить себе последние месяцы полномочий. С другой – похоже,  «придворная» партия Секретариата президента готова к прыжку в большую политику. А переизбрание парламента может превратиться в попытку убить одним выстрелом целую стайку зайцев, в том числе – и обкатать новые технологии.

Одним из косвенных подтверждений заинтересованности Банковой в скорейшем проведении парламентских выборов служит недавняя сосредоточенность представителей президентского лагеря на идее внедрения пропорциональной избирательной системы, облагороженной открытыми списками. Причем сосредоточенность настолько последовательная, что глава государства назвал модернизацию избирательной системы одним из непременных условий, на которых он готов согласится на двойные досрочные. Причин этому может быть несколько. Во-первых, автор одного из «тематических» законопроектов – «единоцентрист» Игорь Криль, нужно же поддержать соратника. Во-вторых, именно для проекта, подобного «ЕЦ», открытая система» может сослужить хорошую службу, поскольку она, по образу и подобию „можоритарки“, позволит вербовать в ряды созданного „сверху“ партийного проекта региональных лидеров мнений, шансы на „местную“ победу которых очень велики. При этом существенно „подсобить“ проверенными кадрами могли бы пропрезидентские осколки „Нашей Украины“. Да и влияние административного ресурса на местах (особенно в формате „А в нашем округе кандидат от „Единого центра“ — наш же губернатор!“) тоже никак нельзя списывать со счетов. В конец концов, выборы в Тернопольский облсовет продемонстрировали готовность „ЕЦ“ как раз к региональным, а не всеукраинским боям. И, наконец, в-третьих, идея открытых списков сейчас весьма популярна, поэтому сила, „оседлавшая“ ее успешнее других, может получить свою порцию, если не электоральных дивидендов на волне борьбы  с „непрозрачной и недемократичной старой системой“, то хотя бы бонусы морального удовлетворения. И конкурентов в этом плане у СП много: последовательно неодобрительно об открытии списков отзывается разве что Юлия Тимошенко, видя в них попытку восстановить мажоритарную систему, поторговать мандатами и привести в парламент олигархов.

Кроме внедрения эффективных новых технологий, у президентского лагеря масса поводов перезагрузить парламент. Так получится проверить возможности „Единого центра“ в более широком формате. Под этим „соусом“ можно, наконец, а) завершить очистку „Нашей Украины“ от «неблагонадежных элементов»; б) подготовить ее к совместным с „ЕЦ“ выборам; в) прервать существование формально пропрезидентской фракции в нынешнем парламенте, которая по сути таковой уже не является – пусть „карьеристы“ (вспоминая определение самого Виктора Ющенко) по чужим спискам проходят. Одновременно, досрочные выборы могут стать ударом по позициям БЮТ. И дело не только в потенциальной отставке Юлии Тимошенко, но и в возможном падении рейтинга премьерской силы. Конечно, учитывая „популярность“ самого президента и многих членов его команды, потеря „бютовцами“ пары десятков мандатов выглядит слабым утешением, но игра может стоить свеч. Публичная электоральная порка с наглядным ввиду президентских выборов эффектом – для Юлии Тимошенко не лучшее обстоятельство.

Кроме президентских сторонников желать выборов могут, в первую очередь, внепарламентские партии – как те, которые жаждут восстановить статус-кво и надеются на „антикризисный“ прилив протестного рейтинга (СПУ, ПСПУ), так и „молодняк“, готовый расправить крылья (проекты Анатолия Гриценко, Арсения Яценюка). Во вторую очередь, судя по недавней активности,  — Партия регионов. Главными причинами „регионального“ одобрения, пожалуй, могут являться, во-первых, убежденность в собственных силах и нерушимости рейтинга, во-вторых, желание Виктора Януковича путем хотя бы парламентской перезагрузки изыскать возможность для старта в президентскую кампанию из кресла премьера. Существенным минусом, правда, служит необходимость потратить на кампанию заметные средства, что, похоже, не вызывает энтузиазм у основных доноров партии. В то же время, нельзя полностью исключить вероятность того, что на досрочные выборы будет преждевременно потрачена поддержка избирателей. Симпатикам, быть может, будет лень второй раз идти на участок, все равно выборы в Раду уже покажут „кто есть ху“, антипатиков же, в случае проигрыша их „любимцев“, наоборот могут вдохновить реваншисткие настроения…

В свою очередь, по очевидным причинам среди противников идеи досрочных выборов числятся почти все парламентские фракции. БЮТ они не нужны и из-за неминуемой потери правительства, и в силу неготовности распыляться перед президентскими выборами (разве что ситуация с кризисом и кабминовскими мерами окажется настолько аховой, что лучше „спрыгнуть“ с корабля пораньше). Представители КПУ и Блока Литвина не заинтересованы лишний раз рисковать депутатскими креслами (а „литвиновцы“ – еще и креслом спикера), а судьба значительной части нынешних „нунсовцев“ под таким большим вопросом, что в их положении лишние предвыборные „телодвижения“ и вовсе противопоказаны.

В то же время практически все противники досрочных парламентских являются последовательными и страстными поклонниками идеи о досрочных президентских, включая и „разнонаправленную“ Партию регионов. Так, например, ширится число сторонников импичмента – о критическом „накоплении“ претензий к президенту рассказал нардеп Игорь Шаров. „Литвиновцев“ можно понять: с одной стороны, имидж позволяет им „поиграть мускулами“ в интересах протестного электората, с другой – согласно Конституции, в случае досрочного прекращения президентских полномочий роль главы государства до избрания нового должен исполнять спикер. Для коммунистов и „регионалов“ импичмент или, на худой конец, отставка Гаранта – возможность лишний раз поспекулировать на теме преступной власти, что в случае досрочного „дубля“ послужит нелишним подспорьем в работе над рейтингом. Лагерь же Юлии Тимошенко (причем, не только его БЮТ-часть) может желать досрочных президентских выборов по очевидной причине ускорения неминуемого процесса – ковать железо нужно, пока горячо, а рейтинг – пока его „кризисное“ премьерство не подточило. И, по не менее очевидным причинам, не желать подобного „праздника жизни“ для конкурентов могут на Банковой. Возможно, в том числе и поэтому, отвлекая парламентариев реанимацией „очередных внеочередных“.

Источник: Подробности

  • 26
  • 06.04.2009 12:15

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода