Может, Медведев не такой уж и Путин?

Читати цю новину російською мовою
Может, Медведев не такой уж и Путин?
Неделя, даром что Страстная, была полна удивительных событий, внушающих гражданам скорее социальный оптимизм, чем стремление поститься, каяться и слушать радио «Радонеж». Главным переговорщиком с обществом неожиданно выступил Дмитрий Медведев

На этой неделе ненадолго потеплело. Вряд ли это можно рассматривать как признаки широкомасштабной оттепели, но кое-какие ростки весны налицо. Хотя еще вчера мело, мело во все пределы.

Неделя, даром что Страстная, была полна удивительных событий, внушающих гражданам скорее социальный оптимизм, чем стремление поститься, каяться и слушать радио «Радонеж». Главным переговорщиком с обществом неожиданно выступил Дмитрий Медведев, неэкономно выдавший несколько информационных поводов подряд.

Можно, конечно, по слогам разобрать интервью, которое дал президент «Новой газете», и назвать это колебанием воздУхов, но мы тут, в России, не буквы читаем, а расшифровываем сигналы. Хотя интервью вполне добротное – там есть и про интернет как лучшую площадку для дискуссий (сравните с грызловским «парламент – не место для дискуссий»), и про чиновничьи декларации, и про демократию, и цитата имеется хорошая из философа эпохи Просвещения Дэвида Юма ( «Вся политическая система существует только для того, чтобы судьи могли независимо исполнять свои функции»), которую Медведев очень точно ввернул.

Главные редакторы других изданий тут же заревновали к тезке президента Муратову, стали тянуть одеяло на себя. Больше всего расстроился Александр Проханов, который углядел в интервью призрак перестройки-2. В эфире «Эха» он упрашивал Владимира Путина прийти в газету «Завтра», чтобы вместе с ее почтительно-имперским главредом отогнать от России проклятый призрак либерализма. Проханов писатель, он тонко чует момент.

Даже одного президентского интервью было бы достаточно для потрясения основ, но сигнальные ракеты продолжали взлетать и ложились кучно – как те, что пускал Джеймс Кемерон с «Титаника». Создать Гайд-парк, как в Лондоне, – с этой идеей главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой Дмитрий Медведев тоже согласился. И не где-нибудь дело происходило, а в Кремле, на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Подумать только, такой набор оппозиционных словосочетаний и неблагонадежных людей соседствуют в одной строчке с Кремлем. Сигналы – они же везде. Даже в буквах.

Дальше – больше. На встрече с членами президиума Ассоциации юристов России президент заявил, что, если неграмотный юрист оказывается «в кресле следователя или адвоката, ещё страшнее, в конечном счёте судьи, это может иметь очень серьёзный негативный эффект для всей нашей страны».

Похоже, Дмитрий Анатольевич нашел интонацию – законность, право, декларирование доходов чиновников, гражданское общество, интернет, интервью. Если в стране есть еще пресса, то почему бы ею не воспользоваться. И не надо искать в выступлениях Медведева художественных образов, как у искрометного Путина. Медведев – это законник. Помните такого героя из фильма «Табачный капитан», отличника боевой и кораблестроительной подготовки, который вывел фрегат из опасного пике? Путин – это Петр Первый, а Медведев – его лучший капитан. Такой был сценарий изначально. Но все меняется.

Идет напряженная сценарная работа в партии власти. Владислав Сурков учит едроссовских ньюсмейкеров, как дискутировать с оппозицией. Казалось бы, чего с ней дискутировать? Игнорировать – и дело с концом. Но нет, приходится отрывать тренинги, работать коучем, привлекать в партийные ряды критиков власти либо просто приличных людей. Приличные люди – этот недооцененный в «тучные» времена ресурс уже востребован. Приятель мой, один из лучших российских журналистов, безработный еще вчера, похвастал сегодня, что он теперь трудится при «Едре», единственной организации в стране, у которой еще остались ресурсы. Народной поддержки, разумеется.

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин тоже выступил – раскритиковал избирательную систему, закон об экстремизме, практику властей по ограничению митингов и собраний и даже призвал решить вопрос об отмене смертной казни. Федор Бондарчук, член общественного совета «Молодой Гвардии Единой России», сдуру наговорил чего-то на премьере «Обитаемого острова» про тоталитарный режим на планете Саракш, которая катится в ж… Выяснилось: оболгали. И Федора, и планету.

Происходит движение, это видно невооруженным глазом. Не знаю насчет прохановской версии о конфликте во власти (cм. Politonline.ru), но явно проглядывается разделение на фигуры. Они как будто разлепляются: Медведев отклеивается от Путина, Дворкович от Кудрина, Фридман от Дерипаски, даже Бондарчук от Михалкова.

Может, это пиаровская фишка такая, а может, все дело в волшебных пузырьках, которые сдулись и не торопятся надуваться. И, вполне вероятно, не надуются в ближайшие полвека, как пророчествовал на этой неделе Алексей Кудрин.

Казалось бы, причем здесь Кудрин? Да все просто: политика – концентрированное выражение экономики. При цене 147 долларов за баррель можно не утруждать себя даже интервью. А вот в ситуации, когда нынешнее поколение российских людей имеет все шансы провести лучшие годы жизни на 50 долларах за Urals, приходится разворачиваться к лесу передом.

Вы, кстати, заметили, что стенаний по поводу негативного прогноза Кудрина было немного? И это тоже внушает социальный оптимизм. Потому что – спешу поделиться радостью открытия нового тренда! – общество взрослеет. Вы чувствуете это по себе? Вот именно.

Богатые, но душевно черствые, авторитарные и даже вороватые родители россиян – папа-газ и мама-нефть – резко сдали свои позиции. Одряхлели старички, утратили свое могущество. Этот печальный факт одновременно является надеждообразующим фактором. Если в России что-то очень плохо, то это, как правило, к лучшему. У нас есть прекрасный шанс заняться устройством своей собственной взрослой экономической и политической жизни – научиться договариваться, уточнить условия общественного договора, хотя бы начать разговаривать. «Что такое гражданское общество? – рассуждал президент Медведев в интервью оппозиционной (?!) «Новой газете». – Общество граждан? Так мы все вроде и так граждане своей страны. А сейчас уже есть понимание, что гражданское общество — это неотъемлемый общественный институт любого государства. Институт обратной связи». А для связи нужны как минимум двое – власть и граждане. Отношения строить – это же самое сложное в жизни. К счастью, весна этому очень способствует. Хоть Страстная пятница на дворе, хоть праздник светлой Пасхи.

Источник: Newsland

  • 44
  • 19.04.2009 11:38

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода