1020 лет назад киевский князь Владимир использовал в собственных политических интересах религию

Читати цю новину російською мовою
1020 лет назад киевский князь Владимир использовал в собственных политических интересах религию
После смерти крестителя Православная церковь возвела Владимира в лик святых, несмотря на, мягко говоря, не совсем моральный образ его жизни до крещения – постоянные пьянки, разврат и насилие над женщинами.

1020 лет назад киевский князь Владимир, если говорить современным языком, занялся расширением своих полномочий и использовал в собственных политических интересах религию


Согласно легенде, Древняя Русь приняла христианство из-за желания великого князя жениться на византийской принцессе Анне. 

В исторических публикациях популярной темой является проведённая Владимиром Святославовичем религиозная реформа, которая привела к окончательному утверждению на Руси христианства как государственной религии и постепенному упадку язычества. По этой причине в тени остаются его другие немаловажные реформы, направленные на усиление власти князя в Киевской Руси. После смерти крестителя Православная церковь возвела Владимира в лик святых, несмотря на, мягко говоря, не совсем моральный образ его жизни до крещения – постоянные пьянки, разврат и насилие над женщинами. 

Брат на брата
За два года до смерти Святослав Игоревич (сын князя Игоря и княжны Ольги) раздал земли своим сыновьям: Киев – Ярополку, Древлянскую землю – Олегу, а Владимиру – Новгород. Однако через три года после смерти отца братья начали войну друг против друга за честь править в Киеве. Ярополк убил Олега, а Владимир, который никак не мог захватить Киев, где спрятался Ярополк, подкупил воеводу брата с весьма красноречивым именем Блуд, который, согласно плану, во время осадных бо ёв должен был убить киевского князя. Но Ярополк пользовался огромной популярностью среди жителей города, и Блуд никак не мог найти человека для исполнения заказа. Тогда воевода внушил Ярополку, что киевляне якобы ведут переговоры с Владимиром и хотят его выдать. Он посоветовал князю бежать из Киева, что тот и сделал. Но вскоре всё же пошёл на переговоры с Владимиром и, когда приехал в Киев, был убит по приказу младшего брата. Таким образом, в 980 году Владимир стал единым правителем Киевской Руси. 

Дамский негодник
Умелый правитель Владимир вёл разгульный образ жизни. «Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора», – писал русский историк Михаил Карамзин. И было чего страшиться, ведь любую понравившуюся ему девушку или женщину князь без зазрения совести мог взять силой, как это он сделал со своей женой Рогнедой, дочерью полоцкого князя Рогвольда. 


Владимир мог напасть на город ради того, чтобы овладеть знатной девицей



Получив отказ от Рогнеды, не пожелавшей выходить замуж за сына рабыни (князь был внебрачным сыном Святослава и ключницы Ольги – Малуши), обиженный Владимир захватил Полоцк, изнасиловал на глазах родителей обидчицу, после чего убил е ё отца и двух братьев, а девушку взял в жёны. 

Рогнеда, прозванная впоследствии Гориславой, родила князю сына Изяслава. Но не могла простить мужу смерти отца и братьев. В Суздальской летописи рассказывается, как однажды Рогнеда чуть было не зарезала спящего мужа, но Владимир, внезапно проснувшись, успел схватить её за руку. Разгневанный князь приказал жене готовиться к смерти и велел ей принарядиться, как в день свадьбы. Рогнеда выполнила приказ мужа, но успела научить сына, чтобы тот, как только войдёт отец, появился перед ним с мечом в руках и сказал: «Ты тут не один, о, родитель! Сын будет свидетелем». Отрок так и сделал. Слова и вид ребёнка так поразили Владимира, что он бросил меч, которым собирался пронзить жену, и не только оставил жизнь Рогнеде и сыну, но построил им город Изяславль и отдал во владение Полоцкую землю. 

А вот дочери корсунского князя повезло меньше. Разозлённый отказом отдать за него княжну, Владимир захватил Корсунь (ему помог это сделать некий предатель Жберн) и обесчестил девушку в присутствии родителей, после убил их, а е ё выдал замуж за предателя. 

Помимо Рогнеды у Владимира было ещё четыре законных жены: вдова Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монахиней, Олофи (из Скандинавии), Адель (из Чехии), Манфреду (из Болгарии). Кроме того, князь содержал 800 наложниц. 300 из них находились в Вышгороде, 300 – в Белгороде и 200 – в селе Берестове. 

Как стать святым
Однако настал день, когда Владимиру пришлось начать жить по законам божьим. Историки утверждают, что великий князь понимал, что для утверждения централизованной власти следует заменить культы отдельных племён единым религиозным обрядом. Изначально он хотел объединить разные языческие верования в стройную религиозную систему. Для этого Владимир организовал в Киеве святилище, где разместил главных богов восточных славян, а верховным богом был определён Перун. Но языческие верования не устраивали Владимира с организационной точки зрения, поскольку не возвеличивали власть князя. 

В «Повести временных лет» летописец Нестор рассказывает о сомнениях Владимира и его бояр относительно избрания веры. Якобы к князю приходили в 986 году миссионеры из Византии, Дунайской Болгарии (мусульмане), Хазарии (иудеи) и Рима (католики). Каждый рассказывал о достоинствах своей веры. Мусульманам, которым их религия запрещает употреблять в пищу свинину и пить вино, Владимир ответил отказом: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». Такая же участь постигла и других. Только византиец своим рассказом сумел привлечь внимание князя к православной вере. Надоумила его принять православие византийская принцесса Анна, на которой Владимир женился. 

Став богопослушным верующим, великий князь после крещения распустил весь свой гарем, а жён отдал замуж и наделил их землями. 

Однако исследователи древней истории сомневаются в достоверности рассказа Нестора. Принятие христианства (византийского варианта) Владимиром они объясняют тесными политическими, экономическими и культурными связями с Византией. Немаловажную роль в этом вопросе уч ёные отводят его бабушке княгине Ольге, стремившейся с детства привить внуку любовь к Богу. Кроме того, историки уверены, что киевский князь, безусловно, обратил внимание на то, что Вселенский патриарх в Константинополе намного больше подчинялся светской власти, нежели Папа Римский. 


В ХVIII веке Православная церковь причислила князя Владимира к лику святых. Памятник на Владимирской горке стал одним из символов Киева



Огнём и мечом
В 988 году христианство стало официальной религией Киевской Руси. После того как крестился сам Владимир, его знать и войско, такая же участь постигла жителей Киева. По приказу великого князя массовое крещение киевлян прошло в Днепре. 


В 988 году Киевская Русь официально приняла христианство. Массовое крещение киевлян проходило на Днепре



Следует отметить, что крещение на Руси не везде проводилось мирным путём, как официально принято считать. Если в Киеве этот обряд прошёл спокойно, то в других регионах княжества Владимиру пришлось насаждать новую веру с оружием в руках. Например, Якимовская летопись рассказывает, что Новгород крестили силой: простые люди предприняли попытку защититься от принятия чуждой им веры, тогда дядя князя Добрыня Никитич приказал сжечь город. Кстати, после этого инцидента и пошла поговорка: «Путята (тысячный Владимира) крестил мечом, а Добрыня огн ём». 


Хотя точная дата историками не установлена, православные празднуют день Крещения Руси в день Св. Владимира – 28 июля



В XVIII веке Православная церковь возвела Владимира в лик святых. Что интересно, историки до сих пор окончательно не установили точную дату крещения Руси, поэтому условно считается, что это произошло в день Св. Владимира (28 июля). В этот день Православная церковь обязательно отправляет молебен в его честь.

Источник: Фокус

  • 72
  • 05.05.2009 15:59

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода