О Пасхе, вине, яйцах и смысле. Священник многое знает о заблуждениях мирян

Читати цю новину російською мовою
О Пасхе, вине, яйцах и смысле. Священник многое знает о заблуждениях мирян
Христиане отмечают Пасху в тысяча девятьсот семьдесят пятый раз: столько лет, как они верят, прошло после смерти Христа и его чудесного воскресения. Срок, прощающий недоразумения в сегодняшних массовых представлениях о пасхальных обрядах

Жанна Шевченко, «АиФ в Украине»

По просьбе Фокуса о сложившихся стереотипах рассуждает преподаватель Киевской духовной академии и семинарии, кандидат богословских наук священник Николай Данилевич.


Церковное вино – обязательно красное и креплёное. И разговляться после Великого поста можно только креплёным вином.


Христос во время Тайной вечери сказал: «Вино – это кровь моя», и даже уточнил, что оно должно быть «от плода лозного», то есть виноградным. Но он не обозначал, белым оно должно быть или красным, сухим или креплёным. Католики, например, решили служить на белом вине, а православные предпочли красное, поскольку оно по внешнему виду напоминает кровь. Что касается крепости, вино, содержащее около шестнадцати процентов спирта,– это традиция, характерная для нас. Возможно, она, как и культура винопития в целом, связана с климатическими условиями. Чем ближе к северу, тем крепче напитки. В средиземноморских странах, например в Греции, в храмах служат не только на креплёном, но и на сухом красном вине, поскольку в жару оно лучше утоляет жажду.  


Заздравные и заупокойные свечи нельзя ставить в один подсвечник – чтобы не свести в могилу живого.


В церковном уставе нет правила, в котором бы говорилось, что заздравные свечи нельзя ставить рядом с заупокойными. Поэтому, даже если вы поставите свечу за здравие в подсвечник, у которого до вас молились об умершем, – это не только не навредит тому, за кого вы молитесь, но и пойдёт ему на благо. Молится ведь не свеча, а человек. Важно, какую молитву вы читаете, а не месторасположение подсвечника. Хотя я догадываюсь, откуда пошёл этот предрассудок. Дело в том, что по традиции панихиды служат в специально отведённом месте – в левой части храма. Там же стоят специальные принадлежности. Видимо, для людей непосвящённых, которые являются не прихожанами, а «захожанами», это служит определённым сигналом.  



Таинство крещения может совершать только священник.
 

Церковь воистину лишена гордыни, если оставила нам, смертным, возможность крестить друг друга без участия священника. Правда, это таинство мирянам позволяется совершать лишь в экстренных случаях, когда жизнь некрещёного человека висит на волоске. При этом важно, чтобы было соблюдено два условия: тот, кто крестит, сам должен быть крещёным, а процедура крещения должна сопровождаться правильной молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа крещается раб божий…». Если эта формула произнесена, крещение считается легитимным, и такого христианина уже не перекрещивают. Любопытно также, что церковь не имеет ничего против того, чтобы человека крестили песком. Вдруг путники потерялись в пустыне – для спасения все средства годятся.    


Вода, которой на Пасху в храмах окропляют яйца и куличи, – не святая: её набирают из-под крана, поскольку запасы крещенской воды к этому времени уже иссякают. 


Если бы в церковной службе использовалась исключительно крещенская вода, приходским храмам пришлось бы потесниться в пользу многотонных цистерн. На практике всё происходит так: в святую воду, набранную на Крещение и хранящуюся в специальных сосудах, по мере использования доливается обычная вода. При смешивании всё содержимое ёмкости освящается, и святая крещенская вода никогда не иссякает. Кроме того, во всех храмах время от времени совершается малое освящение воды, когда священники читают водосвятный молебен. В результате получается такая же благодатная вода, как и крещенская, ведь не существует харизмотометра (от греч. харизма – благодать). Насколько мне известно, каждый пришедший в храм на Пасху, старается подойти поближе к священнику, чтобы быть окропл ённым святой водой. Это хорошо, хотя в данном случае вода – лишь символ сошествия благодати на человека. 

О вине, яйцах и смысле. Священник Николай Данилевич многое знает о заблуждениях мирян
О вине,  яйцах и смысле. Священник Николай Данилевич многое знает о заблуждениях мирян




 
Пасхальные яйца должны быть только куриными и только красными.


На самом деле для крашенок годятся яйца не только куриные, но и гусиные, утиные, лебединые, голубиные, страусиные. Разве что яйца крокодила не подходят, поскольку эта тварь – рептилия, а не птица. А вообще, первое яйцо, подаренное со словами «Христос воскрес!», было куриным. Когда Мария Магдалина, придя с Евангельской проповедью к императору Тиберию, обнаружила, что ей нечего преподнести ему в дар, она протянула ему яйцо. Император тут же заметил, что воскресение из мёртвых так же невозможно, как и превращение этого яйца из белого в красное. Однако не успел Тиберий договорить, как произошло чудо: на глазах у всех яйцо стало краснеть. Какие яйца нести на Пасху в храм – утиные или гусиные, как их расписывать – в горошек или в цветочек, – личное дело каждого христианина. Желательно, чтобы несколько яиц были красными. 



Человеку, который не постился, нет смысла выстаивать Всенощную на Пасху.


Есть смысл. Ведь, как гласит обращение Иоанна Златоуста, которое обычно в храмах читается на Пасху, «Богатые и бедные, постившиеся и непостившиеся, воздержные и беспечные, все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!». Конечно, люди, которые приходят в храм раз в год, не почувствуют той радости, которую способен пережить глубоко верующий человек. Однако зачем отказываться от своей порции благословения божьего, которое к тому же можно принести к себе в дом? Например, в виде частички божественного чуда – благодатного огня.


Один в двух
У УПЦ появился специальный контейнер, в котором горящую лампаду с Благодатным огнём официально разрешено проносить на борт самолёта


От авиаторов. Чтобы гореть в небе

От авиаторов. 
Чтобы гореть в небе

Контейнер, выполненный из негорючего материала – прозрачного авиационного пластика, подарен Киевским авиазаводом

От ювелиров.

От ювелиров. 
Чтобы гореть на земле

«Авиант». Также прилагается документ, в котором говорится, что изделие гарантирует безопасность транспортировки огня: без такой бумаги рейс не станет обслуживать ни одна авиакомпания мира. «Теперь ни у кого не возникнет желания, как в прошлом году, утверждать, будто священники ещё в Израиле в аэропорту затушили лампаду, а потом зажгли её от зажигалки уже в Киеве», – говорит замгендиректора «Авианта» Анатолий Баранов.  

Впрочем, на борту частного «Фалькона», которым делегация УПЦ улетела в Израиль, чтобы в Иерусалиме взять чудо-огонь, есть ещё одна лампада: в неё Благодатный огонь перемещается после приземления в Киеве.  Создатели «Неугасимой лампады» – мастера ювелирного дома «Лабортас и Карпова» не пожалели на изделие ни фантазии, ни средств. Материалы применили изысканные: редкие и дорогие породы дерева  (венге, амарант, бразильский орех) и латунь, покрытую золотом и серебром.



К Пасхе ограниченным тиражом выпущены копии уникальной книги: первого известного историкам перевода евангельских текстов на украинский язык, сделанного в XVI веке. Это знаменитое Пересопницкое Евангелие. Фокус наблюдал за всеми этапами многомесячного процесса изготовления книги 

Источник: Власти.нет

  • 70
  • 21.04.2009 16:59

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода