Реальная Россия — не для всех

Читати цю новину російською мовою
Реальная Россия — не для всех
«Я очень удивился, когда в Москве после одного из закрытых показов для элиты одна девушка встала и сказала: «Спасибо, благодаря вашему фильму я теперь знаю, что в стране существуют цензура и скинхеды. Где, в каком мире она жила до этого? Не по

Политклуб ИА «Росбалт» и клуб Frontline в России провели показ и обсуждение фильма режиссера Павла Бардина «Россия 88». Эта художественная кинолента, снятая любительской камерой, достоверно рассказывает о жизни группировки российских скинхедов и ее главаря — Штыка. На фоне последних шедевров отечественного кинематографа малобюджетный продукт творчества актеров-энтузиастов выглядит провокацией и настоящим вызовом бытовому национализму, захлестнувшему Россию.

На такие фильмы российских граждан нужно водить за руку — так же, как в свое время немцев в послевоенной Германии водили смотреть картины про фашизм, убежден координатор проекта Frontline в России Юрий Бурцев. Любительская камера, несколько актеров-энтузиастов, работа с открытыми источниками в Интернете — все, что понадобилось режиссеру Павлу Бардину для того, чтобы снять один из самых правдивых фильмов о русском нацизме.

В то время, когда миллионы долларов вкладываются в кассовые блок-бастеры, выход на экраны «России 88» кажется провокацией. Фильм идет вразрез с общественными настроениями и открывает глаза на некоторые общественные явления. «Я очень удивился, когда в Москве после одного из закрытых показов для элиты одна девушка встала и сказала: «Спасибо, благодаря вашему фильму я теперь знаю, что в стране существуют цензура и скинхеды. Где, в каком мире она жила до этого? Не понимаю», — признался Бардин.

По сюжету, репортаж о жизни группировки снимает на любительскую камеру еврей-полукровка, получивший у нацистов кличку «Абрамчик». Ему удается заснять не только драки, совместные пьянки, но и многое другое — например, попытку старших товарищей-толстосумов взять шефство над бандой, а также редкие, но меткие приходы участкового милиционера, который сочувствует идеям нацизма.

Главный герой фильма — предводитель банды скинхедов по кличке Штык — не совсем отрицательный персонаж. Он нападает на гастарбайтеров, исполняет наци-музыку, пьет пиво, защищает свою «белую сестру» от посягательств выходцев с Кавказа. И в то же время, он верно следует единожды принятой идеологии, не предает друзей и не продается тем, кто хочет использовать банду в своих целях. В начале фильма Штык вызывает ненависть, в конце — жалость. Этот наверняка небесталанный, в каком-то смысле честный и искренний человек, устраивает вокруг себя кровавую мясорубку. И вместо героической эйфории Штык испытывает беспросветное разочарование. После просмотра некоторые бесспорно толерантные дамы в ужасе восклицали: «Он мне не противен как мужчина. Он может нравиться!». Главный герой выбрал определенные правила игры для своей жизни и играет по этим правилам до самого конца — заметим сразу, не слишком оптимистичного.

Еще одну сторону реальности, красочно и беспощадно отображенной в фильме, показали опросы обычных людей на улицах города — в кратких телеинтервью они охотно соглашались с тезисом «Россия для русских». По словам Бардина, эта документальная съемка — возможно, самое важное, что есть в кино. Она подтверждает, что нацизм существует не только в среде хулиганствующих молодчиков.

На Международном фестивале дебютных фильмов «Дух огня» в Ханты-Мансийске «Россия 88» должен был получить главный приз, но, как говорят, после звонка откуда-то «сверху» Бардин удостоился лишь специального приза жюри и приза Гильдии киноведов и кинокритиков. До сих пор лента живет странной жизнью закрытых и полузакрытых показов. Власти опасаются дать народным массам широкий доступ к подобному кино. Ведь, согласно официальной точке зрения некоторых правоохранителей, скинхедов в России нет — есть только заблудшие мальчики с извращенным чувством патриотизма.

«Россия 88» с трудом пробивает дорогу к массовому зрителю. При этом авторы фильма с легкостью находили для своей работы нужный визуальный ряд, атрибутику, литературу, тексты, все элементы скинхедовской субкультуры. Многие фразы «нацистов» в фильме являются прямыми цитатами с экстремистских сайтов, безнаказанно существующих в сети. По словам режиссера, человеку мало-мальски знакомому с атрибутикой скинхедов, несложно заметить, что их вокруг много. Они уже не носят традиционную униформу, но отличить их в толпе можно по недвусмысленным татуировкам.

По мнению директора программы «Права человека» Смольного института свободных искусств и наук Дмитрия Дубровского, нет ничего удивительного в том, что авторы фильма без труда нашли нужный материал для максимальной реалистичности происходящего — ведь нацистская идеология давно «выплеснулась» в Интернет. Скинхеды мыслят и работают в пространстве массовой культуры и существуют в рамках «клипового» сознания. Их ролики — короткие и емкие, при этом авторы всегда используют музыку. «Мировая паутина» интегрировала скинхедовские фильмы, снятые на любительскую камеру, сделала их частью мировых масс-медия.

Последние продукты российского кино не радуют, но «Россия 88» ярко выделяется среди всего остального операторской работой и режиссерским замыслом, отметил доцент кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сотниченко. В ленте не расставлены акценты, никто не объясняет, что такое хорошо и что такое плохо, хотя обычно в западных работах на эту тему режиссеры пытаются заняться морализаторством. Эксперт предположил, что у большинства зрителей фильм должен вызвать стойкое отторжение.

«Язык Павла Бардина лишен штампов и клише, в нем нет никакой пропаганды. Автор пытается честно работать с материалом», — заявила заместитель директора Центра независимых социологических исследований Оксана Карпенко. По ее словам, главный вывод, который можно сделать после просмотра, состоит в том, что граница между «ними» и «нами» не очевидна. Опросы доказывают, что одна часть общества поддерживает нацистов, другая становится их жертвами, но нет того, кто мог бы что-то им противопоставить.

А старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Валентина Узунова заявила, что у фильма мог быть другой, более логичный и поучительный конец, связанный с повседневной экспертной практикой в судах. «Сейчас в Петербурге идет чрезвычайно важный процесс, на котором рассматриваются деяния сходной банды. Их обвиняют, как минимум, в шести убийствах. Теперь они все на скамье подсудимых. Я вижу, как эти типы каются, как они валят вину друг на друга, как борются за отрицание каждого из 32 ножевых ранений», —отметила Узунова. По ее мнению, эти сцены достойны описания в кино, на основе этих событий можно сделать специальный отдельный кинофильм.

Участники дискуссии затронули и самый больной вопрос: выйдет ли картина в широкий прокат или так и останется культовым продуктом для элиты, интеллигенции, специалистов в области нацизма и межнациональных отношений? Режиссер твердо стоит на позиции максимальной открытости. Те, кто смотрит его фильм сегодня, в большинстве своем и так знают обо всех перипетиях бытования доморощенных фюреров. Но обычные граждане вряд ли считают скинхедов серьезной проблемой. По мнению Бардина, ксенофобия имеет биологическую природу, и только человеческий разум помогает бороться с нетерпимостью. «Идеологию всмирного заговора, псевдопатриотический гламур уничтожит моральный прогресс. Но для того, чтобы вырастить новое поколение, думающее по-другому, нужно говорить правду», — заявил режиссер.

Координатор проекта Frontline в России Юрий Бурцев, в свою очередь, отметил, что современному российскому обществу навязывают патриотизм, под которым понимается слепая вера в правоту государственной элиты. Если согласиться с мнением, что фильм «Россия 88» «не поймут молодые», то нужно констатировать, что большинство граждан России — быдло. А это далеко не так. «Фильм нужно показывать как можно большему количеству людей — иначе у нас все постепенно станут скинхедами», — уверен журналист.

А детский психиатр Илья Бердышев вообще считает, что «Россия 88» может быть показана в школах в качестве элемента профилактики экстремизма — если, конечно, из фильма вырежут нецензурные выражения. «Сейчас во многие петербургские школы приходят сотрудники прокуратуры, они пытаются объясняить детям, что такое экстремизм. Думаю, что такое кино вызвало бы у детей естественное отторжение к нацистам», — предположил ученый. По его мнению, у детей есть сложившиеся представления о гармонии и красоте, а персонажи, показанные на экране, не обладают ни тем, ни другим.

Впрочем, далеко не все ратуют за широкий проката. По мнению заместителя председателя петербургского общества «Африканское единство» Дезире Дефо, такая картина хороша только для специалистов и властей, но в широких массах ее просмотр может вызвать неадекватную реакцию. Он выразил опасение, что «Россия 88» даст недвусмысленный сигнал молодым людям по всей стране. В то же время, фильм правдивый, он расссказывает о реальных проблемах современности, и для специалистов и чиновников он будет весьма полезен.

Против широкого проката вступил и член Общественной палаты РФ, епископ Сергей Ряховский. «Мне кажется, что профилактика экстремизма должна основываться на позитивных примерах. В случае всеобщего показа такого фильма в России могут всколыхнуться темные, необузданные силы», — заметил он. Суть вопроса в том, что в данном случае голая правда о скинхедах будет лишь способствовать разжгианию межнациональной розни, сказал церковнослужитель.

Судьба фильма пока свидетельствует о том, что власти придерживаются такой же позиции. Однако у них не хватает мужества обозначить ее открыто, поэтому авторы и зрители теряются в догадках, какой же именно эпизод не понравился чиновникам. Но скорее всего, дело в том, что общий дух фильма вызывает слишком противоречивое чувство. В картине нет «очень хороших» и «очень плохих» — есть уличные юноши, одержимые ненавистью к приезжим, их беспомощные родители, бесправные гастарбайтеры, продажные политики и сочуствующие скинхедам милиционеры. Есть также внешне толерантные, но внутренне одержимые ксенофобией народные массы.

Эта суровая картина находится гораздо ближе к реальности, чем лубочные сериалы государственных каналов и гламурные исторические киноизыскания, призванные вернуть народу боевой дух. Возможно, власти все же усмирят свой страх перед «темной и необузданной» силой и разрешат показать голую правду. По крайней мере, Павел Бардин заявил, что фильм в прокат все-таки выйдет, и скорее всего — в этом году.

Филипп Мостоцкий

Справка:

Дискуссионный центр Frontline Club начал свое существование в 2003 году в Лондоне (председатель ― тележурналист-фрилансер Воан Смит). Первоначально Frontline Club представлял собой сообщество журналистов-фрилансеров, работавших в основном в зонах военных конфликтов. Сейчас членами клуба являются более двух тысяч представителей информационной журналистики. Frontline Club в Лондоне проводит дискуссии о журналистике, организует показы документальных и художественных фильмов, презентации книг и фотовыставки. Frontline в России – совместный проект Frontline Club и Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России.

Frontline в России ― дискуссионный клуб ― место обсуждения актуальных вопросов нашей жизни и роли журналистики в развитии общества.

Источник: Росбалт

  • 56
  • 05.05.2009 05:21

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода