Ментовская рыба гниет с головы

Читати цю новину російською мовою
Ментовская рыба гниет с головы
Юрия Витальевича Луценко жалко. Добивать попавшего в пикантную передрягу главу МВД мелкими пасквильными статейками было бы неправильно. Но так уж сложилось, что автору, который, к счастью, не имеет никаких отношений и контактов с милицией…

Юрия Витальевича Луценко жалко. Добивать попавшего в пикантную передрягу главу МВД мелкими пасквильными статейками было бы неправильно. Но так уж сложилось, что автору, который, к счастью, не имеет никаких отношений и контактов с милицией, довелось пообщаться со структурами МВД дважды в жизни – сразу после Оранжевой революции и на днях, ровно в тот момент, когда Луценко то ли дебоширил, то ли восстанавливал свои кем-то попранные права в Германии.

Так вот, вечерние новости о случившемся полностью подтвердили личные впечатления автора о том, что рыба, то есть, вся милицейская система, гниет с головы. И в этой ситуации стоит, видимо, жалеть не Юрия Витальевича, а всех тех рядовых граждан (многие из которых, кстати, плечом к плечу стояли на Майдане с нынешним «Терминатором») и которым судьба уготовила испытание в виде какого-либо, пусть самого безобидного и незначительного повода обратится к новой украинской милиции, взращенной Юрием Витальевичем.

Если кто забыл, напомним, что Луценко стал главой МВД только благодаря репутации «полевого командира» Майдана. До революции не он имел отношение к милиции, а, скорее, она – вопросы к нему: ведь Юрий Витальевич при Кучме был одним из активных участников антипрезидентских акций и главным редактором оппозиционной газеты «Грани+».

Сотрудники прежней редакции газеты говорили о своем боссе, как о пацане-балагуре, которому море по колено, своем в доску парне, всячески поддерживавшем безудержное журналистское творчество, например, Татьяны Коробовой. В тот политический момент Луценко не мог не вызывать симпатию, по крайней мере, журналистов. Тем более, что, несмотря на отсутствие собственного бизнеса и крупных доходов,  он неплохо содержал редакцию.

Когда человек с такой репутацией возглавил МВД, структура дрогнула: ожидались новые правила, кадровые чистки, в воздухе витала неизбежность перемен. Помнится, новый министр пригласил к себе в кабинет для разговора 15 человек, которые были известны, как бизнесмены-протеже Кучмы или его людей. Говорят, на следующий день после беседы никого из этих людей уже не было в стране: сбежали.

Именно в тот момент автору довелось обратиться в милицию. Вопрос был деликатный. Чего греха таить, по старой памяти я попыталась вначале посоветоваться с Луценко – воззвав, так сказать, к журналистской солидарности: мол, куда идти, что говорить, как писать заявление, или, может, не писать? Трубку снял сын, о котором теперь всем известно из-за неделикатности обращения «Люфтганзы» с украинскими официальными делегациями. Но отца не позвал, а заявил, что я вторгаюсь в частную жизнь должностного лица, которому подчинена милиция, силы которой могут быть брошены на борьбу со мной, если я еще раз позвоню… Такой вот штрих.

Но дети – дети и есть, что с них взять? Допустим, сын человека, внезапно ставшего значительной персоной, не знал, как себя вести с людьми из «прежней жизни» отца. Но сам-то этот человек в то же время без малейших сомнений и сожалений выбросил «свою» редакцию на улицу, обойдясь с людьми, с которыми раньше, вроде, дружил, очень некрасиво. Сегодня никто из «Грани+» не подал бы Луценко руки. Но в тот момент еще не было понятно, что происходит. И чтобы не выяснять на собственной шкуре, автор отправился в милицию, как всякий рядовой гражданин – без консультаций и помощи нового министра.

В том отделении, где довелось побывать, пахло переменами: чудо! – милиция, как черт ладана, боялась даже намека на взятки. Мой вопрос был решен кристально честно, рекордно быстро и совершенно бесплатно – в точности в соответствии с буквой закона. Попытка вручить коньяк в знак благодарности в момент получения необходимых документов обернулась едва ли не скандалом: милиция на службе, милиция – образец для граждан, милиция не пьет, — ответили мне что-то в таком неслыханном духе. И ведь в том отделении никто не знал, что я журналист, они просто ждали новых правил игры и морально готовились к ним.

Что же я увидела в том же отделении спустя четыре года? Замечу, документы справочного характера нужно было просто продлить на основе уже собранных справок – ничего криминального, сложного и загадочного в этой процедуре нет. Но теперь люди в форме нагло и громко требуют денег: «За любую работу надо платить. И ничего не стоит три копейки. Ты чего, возмущаешься, что ли? Сегодня родилась, не знаешь, в какой стране живешь? Все ж в пределах разумного…». Я помню, это те же люди, которые работали в том же отделении раньше, которые не взяли коньяк. Они ли изменились? Нет, они знают, что изменилась система, и действуют в ее рамках. Они сами как были дядьками из села, так и остались. Они – только винтики большой государственной машины, притирающиеся к любому механизму. Какой же механизм запустил Юрий Луценко?

В январе 2006 года в интервью «Делу» он сетовал на несовершенство системы внутренних расследований в МВД, которая не позволяла хватать за руку взяточников и преступников в погонах. И.о. министра (в период между сменой правительств) повторял: «Если мне предложат пост министра…», «моя бы воля…», «если мне выпадет честь возглавить…». В том же интервью Луценко сделал очень громкие заявления: «Если бы моя воля, то через месяц после допросов Чечетова (экс-главы Фонда госимущества – „ГП“) было бы возбужденное уголовное дело, и господин Кучма предстал бы в нем в качестве обвиняемого. Я думаю, что Данилычу пора ехать в любимое Подмосковье, иначе будет беда. У нас сегодня, такая тенденция сложилась: или берут русское гражданство, как это сделал Бакай (экс-глава Госуправделами), Белоконь (экс-глава МВД), Боделан (экс-мэр Одессы), или идут в список к Наталии Витренко. В нынешний список Витренко Кучма уже не успевает, поэтому ему остается или идти к прокурору, или дорога в Подмосковье ».

О Кучму новый министр зубы ломать не стал, несмотря на клятвы на Майдане. Он их обломал раньше – о дело Нестора Шуфрича (помните, нефтяные скважины в Полтавской области?), о дело депутата Колесникова (длинная и грязная история с «Белым лебедем», завершившаяся в этом году сомнительным судом над прежним истцом). Может быть, великие свершения новый министр вынужден был отложить из-за объективных личных проблем: то возник скандал с поставками системе МВД дорогостоящих услуг фирмой, близкой к жене министра, то погиб некий Роман Ерохин, которого Луценко наделил чрезвычайными полномочиями. Изюминка последнего дела в том, что, как писали в то время СМИ, Ерохин по каким-то причинам укрывался на даче у министра, но киллеры без труда вывезли его с охраняемого объекта. «Это был один из немногих случаев, когда Луценко реально испугался. Но через несколько дней стало ясно, что Ерохин мертв, и компромат на министра, вроде бы, никакой не всплывает», — написала «Украина криминальная», по сведениям которой приближенный к министру Ерохин занимался деятельностью, которая могла бы скомпрометировать и его, и его покровителей.

Оставим это утверждение на совести «Украины криминальной», хорошо ориентирующейся в таких делах. Как на совести прежних «обвиняемых», которых некогда преследовал Луценко, оставим прозвучавшие совсем недавно в СМИ заявления, что министр, якобы напившись, будто-бы у кого-то там просил прощения за «наезды». Как оставим на совести немецких журналистов утверждения о пьяном дебоше украинского министра и оказавшегося в официальной делегации его сына в аэропорту: приближенные Луценко все отрицают и опровергают.

Но, как видим, слишком многое приходится относить на чью-то совесть и списывать со счетов, чтобы не видеть очевидного: любой, кто сталкивается с украинской милицией, подтвердит: дела в системе плохи.

 

Из силовой структуры, призванной охранять права и свободы граждан, она окончательно превратилась в  систему, к которой у граждан очень много вопросов, возглавляемую человеком с очень спорной репутацией. Единственной причиной, по которой Луценко все еще стоит во главе этого бардака, является, вероятно, его своевременная переориентация на поддержку Юлии Тимошенко, а также желание премьера сцементировать какое ни есть правительство, служащее ей трамплином к президентским выборам.

Что ни говорите, но единственный случай, когда коррумпированная и беспринципная милиция может быть удобна и нужна – это выборы. Если бы во времена Кучмы уже существовала луценковская система, кто знает, чем бы завершилась Оранжевая революция? Сказали бы милиционеры, что они «с народом» или молча заработали бы денег на разгоне акций на Майдане? Этим вопросом должна была бы задаться и украинская власть, в частности, непосредственный руководитель Луценко Юлия Тимошенко. Но последняя, похоже, искренне считает, что, удерживая гниющую рыбу за голову, она контролирует ситуацию.

Источник: Гуляй-Поле

  • 43
  • 08.05.2009 15:05

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода