Полтавская битва 2009 года

Читати цю новину російською мовою
Полтавская битва 2009 года
Москва рассматривает событие, как неоспоримую победу русского оружия над иноземным захватчиком — Швецией. А на Украине нет однозначной оценки Полтавской битвы. Здесь Петра I выставляют поработителем украинской нации.

На Украине политики целенаправленно и методично переписывают общую с Россией историю, что хорошо видно на примере отношения действующей власти к празднованию 300-летия Полтавской битвы. К сожалению, сегодня эти выдающиеся события нашей совместной истории стали поводом не столько для гордости, сколько для политических спекуляций и оправданий от предательства.

Нынешняя украинская власть навязывает обществу новую трактовку событий Северной войны и Полтавской битвы. Москва рассматривает событие, как неоспоримую победу русского оружия над иноземным захватчиком — Швецией. А на Украине нет однозначной оценки Полтавской битвы. Здесь Петра I выставляют поработителем украинской нации. Серьезные разногласия вызывает и фигура бывшего соратника Петра I, украинского гетмана Ивана Мазепы, который в годы Северной войны перешел на сторону шведов. Президент Виктор Ющенко, многие политики, историки называют Мазепу борцом за независимость Украины, несмотря на то, что на него еще при жизни в 1708 году Русской православной церковью была наложена анафема. Однако эту точку зрения оспаривают даже украинские историки, которые наряду с российскими, воспринимают гетмана как предателя. Несмотря на переход Мазепы на сторону шведов, многие украинские казаки остались верными Петру I и принимали участие в Полтавской битве на стороне России под предводительством нового гетмана Скоропадского и полковника Палия.

Опасно то, что государственная машина под руководством президента Ющенко навязывает только один взгляд на историю. Этим, в первую очередь, занимаются государственные учреждения. В процесс фальсификации истории вовлечена Служба безопасности Украины (СБУ), которая проводит выставки, посвященные ОУН-УПА, которая пытается фальсифицировать документы. Доходит вплоть до тиражирования в учебниках и хрестоматиях сфальсифицированных документов.

Тем самым руководство Украины пытаются разорвать общее для двух народов духовное, культурно-историческое и информационное пространство, посеять между ними семена розни и разобщения. Это ведет к обострению украинско-российских отношений и вносит раскол в украинское общество и дестабилизирует обстановку в нем.

Влияние этой войны и её результатов на ход истории огромен. Ведь она была не просто русско-шведской, но имела общеевропейский масштаб. Одержав победу, Россия обрела статус великой державы. В этой войне русский народ боролся за самосохранение. Ведь не секрет, что Карл XII намеревался низвергнуть Петра I, разделить русское государство на несколько самостийных осколков и устранить его с исторической арены как самостоятельную величину. В этом контексте становится ясным подлинное значение Полтавской битвы для отечественной и мировой истории.

Для Украины же юбилей стал очередной ареной для битвы с Москвой. Отношение к сражению, к личностям Петра I, Мазепы, как и к прочим значимым событиям и деятелям отечественной истории, стало там своеобразным мировоззренческим и политическим выбором. Мерилом отношения к официальной украинской идеологии, главной составляющей которой является национализм, ненависть к России и всему русскому, и такая же ненависть к собственной истории. Ющенко понимает историческое значение совместного сопротивления шведским захватчикам для русско-украинского и славянского единства, столь ненавистного ему и его окружению.

И если для многих людей эта дата – по-прежнему день победы, то властью Украины, националистической интеллигенцией и теми, кто изучал историю по новым украинским учебникам, она воспринимается совершенно по-иному. Северная война изображается национальной катастрофой, ознаменовавшей наступление «эры колониального угнетения» Украины. И всё это – из-за победы в войне именно России. Вокруг одного из эпизодов войны – взятия войсками Меньшикова резиденции Мазепы крепостицы Батурин (жители и гарнизон которой были этим Мазепой преданы) – раздули очередную кампанию по поводу якобы сотвор ённого Москвой «геноцида украинского народа».

Культ Мазепы и мазепинства начал создаваться ещё с момента зарождения идеологии украинства (вторая половина XIX в.). Е ё адептов тогда так и называли – «мазепинцы». (В ХХ в. украинские националисты получили более современные наименования: после гражданской войны – «петлюровцы», а после Великой Отечественной – «бандеровцы» — по имени своих наиболее известных и знаковых фигур).

Но если для судеб России, Швеции и Европы Северная война имела большое значение, то для судеб Украины её ход и исход, на первый взгляд, кардинального значения не имел. Ведь все значительные перемены в жизни малорусского народа и казачества случились либо раньше, в XVII, либо позже, во второй половине XVIII вв. Но так ли это, и почему именно эти события стали поводом для столь масштабных спекуляций?

То, что историческую действительность прежние и современные «мазепинцы» подменяют политическими мифами, видно невооружённым взглядом. Ющенко и его идеологические соратники пытаются показать иноземное нашествие как благодеятельность для украинского народа. Они изображают шведов чуть ли не освободителями и ни слова не говорят о том, как те жгли городки и сёла вместе с жителями и оскверняли храмы. Не говорят, что малорусское православное население (и в т.ч. казаки) к шведам относились враждебно, как к чужакам, еретикам и даже сатанистам, после которых нужно освящать землю. Как и о народном партизанском движении, развернувшемся против шведских отрядов в Белоруссии и Гетманщине. В отношении русской армии ничего подобного не было и в помине! Люди бежали от захватчиков и предавшего их Мазепы в города под защиту русских гарнизонов. Не вспоминают, что с Мазепой к шведам перешло 1–3 тыс. казаков, среди которых постоянно росло дезертирство (ведь в планы Мазепы они посвящены не были, и шли за ним, как за законным гетманом). А на стороне Петра, с новым гетманом Скоропадским находилось 10 тыс. казаков. И не было отмечено ни одного случая дезертирства.

Но ведь те, кто прославляет Мазепу, говорят, что действуют во имя Украины. Да, но какой? «Мазепа» — это политический миф, такой же, как и «Петлюра», «Голодомор», «ОУН-УПА». С их помощью их творцы и распространители намереваются овладеть массовым сознанием и переформатировать его. И все эти малые мифы – части одного большого украинского национального проекта, запущенного ещё в XIX в. Целью этого проекта было и остаётся создание особой украинской нации, оторвав ее от единоверной России и закабалив при этом ее православное население. А принципы, на которых она должна строиться – отрицание своей принадлежности к Русскому миру, своего культурного, политического, духовного, этнического единства с ним в прошлом, настоящем и будущем. То есть разрыв с собственными историческими корнями. На подмену ценностей, на смену генетического кода народа и нацелены все эти идеологические кампании от истории, начавшиеся на Украине в 1990-е гг. и особенно буйно расцветшие при Ющенко.

По сути, этот проект глубоко противоречит исторической памяти и интересам украинского народа. А измена Мазепы была сделана адептами украинства своим символом потому, что наиболее полно отражает цели, суть и тактику реализации этого проекта. Ведь истинная цель украинского национализма – не столько создание «своего», сколько борьба с Россией (как политического воплощения общерусского исторического пути) и русскостью (как глубинных пластов в сознании и культуре самих украинцев). Раз для России (и всех тех, кто себя с ней связывает) победа в Северной войне – гордость непокорного духа и воинской славы, ключевой исторический момент, то и удар наносится по нему. А провалившаяся попытка Мазепы заставить Украину изменить Москве ценна для националистов как выступление против России в союзе с е ё врагом. И по этой же причине все последующие «герои» украинского проекта являются для них образцом подражания и святости.

Противостоять этому может лишь историческая правда о той эпохе – о настроениях народа, планах и личности Мазепы. И о том, что произошло бы с Украиной и её народом, если бы не победа России. И тогда многое станет на свои места.

В апреля 2009 года на Украине был проведен опрос общественного мнения с целью выяснения отношения украинцев к годовщине Полтавской битвы.

Результаты исследования, которое отражает это историческое событие через призму общественного мнения, свидетельствуют о нескольких моментах. Во-первых, мы можем говорить, что Полтавская битва — действительно знаковое событие в истории Украины и в нашей бывшей совместной истории. Во-вторых, действительно очень неоднозначна его оценка.

В частности, 43,7% респондентов ответили, что результат Полтавской битвы они считают победой, а 9,2% опрошенных полагают, что это было поражение. Еще 15,3% ответили, что это «ни то, ни другое», затруднились с ответом 27,1%, отказались отвечать 4,7%. По мнению большинства респондентов (59,3%), под Полтавой Россия сражалась со Швецией, но 6,8% опрошенных считают, что Россия воевала с Украиной (10,9% — не знают, 18,4% затруднились с ответом, 4,3% отказались отвечать).

Нет смысла, наверное, сейчас говорить об объективности или правильности тех или иных оценок. По всей видимости, они отражают реальность, которая была 3 века назад, когда Украина была частью общего пространства. Это чувствительная тема, тут мы должны твердо отстаивать свою позицию. Главный ее смысл в том, что Полтавская битва и война со шведами не могли быть борьбой за независимость Украины. Это была позиция отдельного лидера, Мазепы, который имел корыстные цели личный конфликт с Петром — и эти мотивации тоже надо понимать.

Для Украины характерно то, что многие история оказалась вовлеченной в политическую борьбу с Россией. Это не новость, но у нас это обычно очень остро происходит. Борьба за символы и за интерпретацию исторических событий ведется активно. Но тут есть минус для политиков: они не обращены в будущее, идет копание в прошлом.

По мнению украинского эксперта, «процесс пересмотра исторических фактов и трактовок неизбежен, но историей должны заниматься профессионалы, политики не должны тут быть на первых ролях, поскольку это обычно приводит только к новым конфликтам.

На Украине пока историей занимаются политики, это не идет на пользу внутреннему единству страны. У украинцев присутствует постоянный конфликт по поводу исторического прошлого. Кроме того, это наносит вред отношениям с Россией. Большинство украинцев „очень солидарны“ с народом России и ценят общую российско-украинскую историю.

России нельзя так просто отдавать политически марионеткам общее историческое достояние, но при этом российским политикам необходимо действовать тактично и не путать, как это иногда бывает, украинскую власть и украинский народ.

 

Источник: Война и мир

  • 54
  • 17.07.2009 15:08

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода