Как президент Польши пытался столкнуть Россию и Европу

Читати цю новину російською мовою
Как президент Польши пытался столкнуть Россию и Европу
В польской газете Dziennik к годовщине войны в Южной Осетии опубликовано расследование под заголовком «Неудавшаяся грузинская миссия президента Леха Качиньского». Действия польского лидера в период с 7 по 12 августа прошлого года восстановлены

В польской газете Dziennik к годовщине войны в Южной Осетии опубликовано расследование под заголовком «Неудавшаяся грузинская миссия президента Леха Качиньского». Действия польского лидера в период с 7 по 12 августа прошлого года восстановлены почти с документальной точностью. Приводим фрагменты публикации, показавшиеся нам наиболее интересными (перевод взят с сайта агентства Regnum).

«… Качиньский хотел, чтобы Тбилиси поддержали и союзники с Запада. Он пытался уговорить Николя Саркози. Это было бы действительно успехом. Разговор между президентами Польши и Франции состоялся 10 августа, но сразу же стало ясно, что у них совершенно разные позиции. Качиньский говорил, что надо защищать грузин, что ЕС должен выслать миротворцев на Кавказ. Однако Саркози стоял на своем и твердил, что во всем виноват Саакашвили и что это он начал стрелять.

Качиньский уверял: „если потеряем Грузию, потеряем и целый регион“. На это Саркози ответил: „Не беспокойся, я это улажу. Саакашвили сам виноват. Это он вызвал реакцию России“. Саркози уговаривал Качиньского не вмешиваться в конфликт, а тот боялся, что французы и немцы „договорятся с русскими и предадут нашего союзника“.

Ситуация в Грузии становилась драматичной, и 11 августа Саакашвили передал Качиньскому информацию: „У нас есть сведения, что российские танки намерены атаковать Тбилиси. Мы будем бороться до последнего солдата. Рассчитываем на президента Польши, на то, что он не забудет о Грузии и напомнит о нашем вопросе на международной арене“.

Качиньский позвонил президенту Литвы, а потом президентам Эстонии, Украины и премьеру Латвии и поинтересовался, полетят ли они с ним в Тбилиси. Чуть ранее Качиньский уже выслал в Тбилиси сотрудника администрации Петра Ковнацкого.

Так глава Польши организовал коалицию, и уже 12 августа с миссией, которая была одобрена Вашингтоном, вылетел в Тбилиси.

А в это время Саркози отправился в Москву. До Качиньского же дошли слухи, что в подготавливаемом „мирном плане“ Медведева и Саркози нет ни слова о территориальной целостности Грузии. Он решил уговорить Саакашвили отвергнуть такое соглашение. Чтобы его идея увенчалась успехом, ему нужно было прибыть в Тбилиси раньше Саркози. Однако французский лидер летел в Тбилиси непосредственно из Москвы, тогда как Качиньский добирался через Украину, да еще и не было уверенности, что ему разрешат пролететь над воздушным пространством Грузии, которое контролировали русские.

Было принято решение приземлиться в Азербайджане. В Гяндже делегацию встретил президент Азербайджана Ильхам Алиев, который ранее в разговоре с Качиньским обещал ему помочь, однако сейчас заявил, что не хочет вмешиваться в конфликт. Алиев неоднозначно выразился в адрес Саакашвили, сказал, что Грузия ввязалась в ненужную авантюру. „Я еще не сжег за собой мосты, всегда могу договориться с Кремлем“, — заметил Алиев.

Уже будучи в Тбилиси, Качиньский пытался встретиться с Саркози. Но посол Франции сообщил, что президент не будет общаться ни с Качиньским, ни с другими членами его делегации. На вопрос: почему? — французы нашли дипломатичные аргументы: „Саркози находится в Тбилиси не как президент Франции. Он прибыл сюда как посредник ЕС и не может встречаться с руководителями других государств“.

Качиньский прибыл в Тбилиси вечером. Народ на проспекте Руставели у здания парламента уже несколько часов ждал выступления Качиньского, Ющенко и других. Все они очень критично высказались в адрес России и поддержали территориальную целостность Грузии. Однако в ходе выступления произошла весьма странная ситуация. Оказалось, что Саакашвили куда-то исчез, а союзники остались одни на ступеньках парламента. Чем занимался в то время Саакашвили? Вероятнее всего, вел переговоры в самом парламенте о мирном плане.

После выступления Качиньского и его коллег проводили в здание парламента, где произошла еще одна странная ситуация. Они около получаса стояли в зале и беседовали с журналистами. „Где Саакашвили? Что мы тут делаем?“ — перешептывались между собой члены делегации. Наконец их пригласили в другой зал. Однако и там пришлось ждать президента Грузии. Качиньский или знал, или догадывался, что тот поддался уговорам Саркози. Когда Саакашвили наконец появился, президент Польши попросил его отойти в сторонку.

„Это выглядело комично. Невысокий Качиньский ругал огромного, как медведь, Саакашвили. Скорее всего, критика была довольно острой, так как Качиньский не пожелал воспользоваться услугами переводчика и попросил Ковнацкого помочь ему“, — вспоминает источник газеты. Саакашвили улизнул от продолжения разговора, поскольку его ожидала очередная встреча с Саркози, на которой он должен был официально дать согласие на предложение. Но неожиданно в зале, где сидели Качиньский и его коллеги, появился сам президент Франции.

Он поздоровался со всеми, но даже не сел. Потом подошел к Качиньскому и сказал по-польски: „Mow „tak, tak, tak“!“ („Скажи „да, да, да“) “. Качиньский отпарировал: „Говорю „нет, нет, нет“!“. Саркози, как тайфун, пронесся через зал и сказал, уходя: „Мне надо вылетать“. Польский президент понял, что соглашение, в котором нет гарантии территориальной целостности Грузии, уже заключено. „Это плохо кончится“,  — сказал он Саакашвили.

Миссия была завершена. Все вышли из здания парламента и отправились в ресторан. За ужином Качиньский демонстрировал свое недовольство. Стучал столовыми приборами, громко отставлял тарелку. „Не нервничай“, — пытался успокоить его Саакашвили. Объяснил, что у него не было выхода, так как Саркози спросил: хочет ли он подписать соглашение или желает видеть российские танки в Тбилиси.

… Спустя год после войны между Россией и Грузией снова нарастает напряженность. Между тем отношение Качиньского к Грузии осталось неизменным. С другой стороны, по словам сотрудника администрации президента, отношения с Саакашвили охладели. „Я даже не припоминаю, когда они в последний раз виделись“, — говорит он».

Источник: Известия

  • 47
  • 30.08.2009 06:34

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода